“Лихие” 90-е

Олег Купчинский
6 min readNov 15, 2016

--

Это было время падающей экономики, галопирующей инфляции и нищавшего населения.Время разборок между ветвями власти и олигархов. Время разгула преступности и информационных войн. А еще время, когда пресса мучительно искала ответы на острейшие вопросы жизни. Чтобы понять, куда, по выражению одного читателя “АП”, “нас завели болотные огоньки демократии и псевдосвобод”. Страницы “Алтайской правды” в 1995 году были полны неприкаянной правды жизни, острейших проблем и вопросов, на которые авторы не находили ответа…

В начале года газета предложила читателям поразмышлять над острой темой в материале под интригующим заголовком.

Автором выступил Борис Ларин, депутат краевого совета народных депутатов. Эта постановка вопроса стала отражением острого конфликта между исполнительной и законодательной ветвями власти как в Москве, так и в регионах, споров, кто круче и бесконечных “перетягиваний одеял”.

В Алтайском крае было жесткое противостояние между краевой администрацией и краевым Советом. Большинство в краевом Совете было у депутатской группы “За подлинное народовластие, гражданский мир и интересы человека труда”.

Эта война шла, в основном, на информационном поле. «В сентябре-октябре 1993 года, когда Ельцин распустил верховный Совет, к нам в администрацию по факсу приходили документы от Хасбулатова, Руцкого, который объявил себя президентом. Так вот мы с Муравлевым забирали их, и до третьего этажа, где сидел краевой Совет, письма просто не доходили. А у них там факса не было тогда», — приводит агентство ПолитСибРу слова Дмитрия Негреева, тогдашнего сотрудника пресс-службы краевой администрации.

Столь привычного сейчас обилия техники в конце XX века у пресс-секретарей не было. Так, в распоряжении первых работников пресс-службы краевой администрации была одна пишущая машинка и два телефона. На всю администрацию был один факс, который стоял в приемной губернатора. «Что-то отправить и принять по этому факсу — это была целая история, — говорит Дмитрий Негреев. — Все коммуникации мы осуществляли по телефону, иногда просто надиктовывали информацию. Еще можно было на машине отвезти печатный текст в редакцию. Что касается районных редакций, то мы им чаще всего слали письма. Только в 1996 году губернатор Лев Коршунов распорядился всем районным газетам купить по факсу. Это было целое событие”, — пишет ПолитСибРу.

“Причин провала “президентства” и “губернаторства” много. Придя к власти, “всенародно избранные” становятся на путь авторитаризма и не приемлют никакого контроля над собой”, — писал в январе 1995 года алтайский депутат, полковник запаса Борис Ларин.

В дальнейшем, несмотря на столь резкие оценки, его карьера пойдет в гору: в 1996 году станет заместителем председателя краевого Совета народных депутатов. В 2005 г. будет назначен заместителем главы краевой администрации. С декабря 2007 г. — заместитель Губернатора Алтайского края. В 2013 году Бориса Ларин станет уполномоченным по правам человека в Алтайском крае.

Масла в огонь добавляли и другие авторы газеты, в том числе и тогдашний министр сельского хозяйства России Александр Назарчук.

Избили бизнесмена

В январе 1995 года, сообщила газета, в подъезде собственного дома был жестоко избит известный алтайский предприниматель Виктор Златкин. О возможных мотивах нападения не сообщалось. Златкин принимал активное участие в событиях августа 1991 года, пригнал КАМАЗ, с которого выступали на площади Сахарова участники митинга за свободу и демократию. Впоследствии он был награжден медалью “Защитнику свободной России”.

Нищета оркестра

Острая первополосная публикация — о грядущей отставке симфонического оркестра краевой филармонии. Основная причина — материальная база предельно запущена.

Для сбалансированного звучания нужно 112 музыкантов, а осталось 67. Нет ни инструментов, ни жилья, ни достойной зарплаты (средняя в 1995 году была 125 тысяч рублей в месяц , тогда как у коллег в других регионах Сибири она была 500–600 тысяч). Нет денег не только на заграничные гастроли. но и на поездки с концертами в другие города России. “Наш оркестр финансируется в десятки раз хуже кемеровского, — признается со страниц газеты худрук Олег Бураков. — В Караганде музыкантам закупили комплект великолепных инструментов на 400 тысяч долларов. А у нас все полностью изношено…”

Под угрозой оказалась и первая в истории коллектива поездка в Москву, хотя оркестр ждали в крупнейших залах столицы.

“Нужно внимание первых лиц города и края, нужен попечительский совет при оркестре, одним нам проблему не потянуть…”

Забегая вперед, скажем, что многострадальная поездка в Москву в 1995 году у оркестра все же состоится и пройдет с большим успехом.Два концерта — в Большом зале консерватории и в Концертном зале им. Чайковского вызвали теплые отклики москвичей.

С конца 90-х коллектив регулярно будет выезжать с концертами по Алтайскому краю, Западной Сибири, с успехом выступит за пределами региона, дважды побывает за рубежом (в Испании).

В декабре 2004 г. симфонический оркестр филармонии достойно представит край на заключительном концерте «Года России в Казахстане», а в сентябре 2007 г. исполнит большую самостоятельную программу в рамках «Дней культуры Алтая в Москве».

Смутное время

Палитру “лихих 90-х” дополняли тревожные заголовки, серъезные проблемы. В газете доминировали негатив и безысходность.

Материал о развале школьного образования, о повальном бегстве учителей из школ из-за безденежья.
Будущий глава Республики Алтай нередко выступал на страницах “Алтайской правды”.
Губернатор Лев Коршунов, как и положено по статусу, пытался мобилизовать и взбодрить.

“Пирамидная” реклама

Не все было плохо в те годы — возникали (и еще не лопались) финансовые пирамиды, привлекавшие деньги населения, рисковали по- крупному банки, выпускали акции предприятия и облигации — “Алтайтелеком”. Это была завуалированная форма договора на установку телефона. Самые азартные и платежеспособные размещали рекламу в “Алтайской правде”.

Самым азартным игроком в середине 90-х был Элин-банк, предлагавший высокие проценты по вкладам и не жалевший денег на рекламу и PR. Он был создан в 1994 году. А в 1997 — объявил о прекращении свой деятельности и самоликвидации.

В обращении к вкладчикам причиной прекращения деятельности банка называлась объявленная правительством деноминация рубля. В условиях начавшегося ажиотажа, говорилось в заявлении, вкладчики начали массово снимать рубли со счетов для покупки валюты. И банк оказался не в состоянии выполнить свои обязательства перед клиентами и вынужден прекратить работу.

Однако Главное управление ЦБ РФ по Алтайскому краю истинной причиной прекращения деятельности Элин-банка назвало то,что банк с самого начала работал по принципу “финансовой пирамиды”, практически не занимаясь другими видами банковской деятельности, помимо привлечения вкладов населения.

В итоге Ярослав Кривоносов, председатель совета директоров банка, был осужден на 13 лет лет лишения свободы с отбыванием срока в исправительно-трудовой колонии общего режима с конфискацией имущества и выплатой штрафа в размере 5 тыс. руб. Он был признан виновным в мошенничестве в крупном размере, незаконной банковской деятельности, сопряженной с извлечением дохода в особо крупных размерах, и лжепредпринимательстве.

--

--