Зачем нужны исследования? 6 мнений от архитекторов

archpub
archpub
Sep 1, 2018 · 6 min read

За последнее десятилетие исследования стали естественной частью работы архитектора. Но как использовать и проводить их? Какие из них помогают в работе с заказчиками? Откуда брать данные?

Ответы на эти вопросы собраны в гайдбуке RIBA. В нем утверждается, что исследования становятся общим местом в архитектурной практике. Это происходит вследствие того, что архитектура вбирает в себя все более дисциплин и областей знаний.
Составители опросили архитекторов и пришли к выводу, что в целом можно выделить четыре направления исследований:

  • Перед запуском практики. Сравнение бизнес-моделей, подсчеты затрат, определение теоретических и идеологических опорных точек, изучение рынка.
  • В ответ на ТЗ. Получение данных из контекста или от заказчика; теоретические или контекстные исследования, которые помогут более четко ответить на запросы заказчика.
  • В процессе реализации. Сюда входит исследование материалов, в особенности экологических показателей.
  • После проекта. Неформальные встречи с бывшими заказчиками, которые помогают отследить дальнейшую судьбу здания.

Если обратиться к словарю Ожегова, то исследование — это «вид систематической познавательной деятельности, направленной на получение новых знаний, информации и т. д., на изучение определенных проблем на основе специальных стандартизованных методов (эксперимент, наблюдение)». Однако каждое бюро воспринимает это слово по-разному, и разброс мнений очень велик. Для одних исследование означает скрупулезный, многолетний сбор информации, для других оно лежит в неформальной плоскости — и тогда все выводы получают через диалог с клиентом. Но вне зависимости от подхода исследовательская деятельность играет одну и ту же роль: развивает бизнес и служит «интеллектуальным топливом» для проектов.

Ниже мы подробнее рассмотрим шесть различных подходов.

Pierre Mare Architects

Цель исследований: услышать заказчика

Архитектор Пьер Маре развил систему, в которой исследования интегрированы в пять из восьми стадий работы над проектом (см. рисунок ниже). Каждое из них нацелено на то, чтобы понять индивидуальные потребности клиента — в случае Маре это особенно важно, так как в основном он работает с частными жилыми зданиями.

Главный инструмент: серендипность. Термин происходит от английского слова serendipity; русская Википедия переводит его как «способность делать глубокие выводы из случайных наблюдений, находить то, чего не искал намеренно». Иными словами, Маре получает данные из неформального общения с заказчиком.

Пример из практики: ряд недочетов проявляется в архитектуре не сразу, поэтому Маре несколько раз встречается с клиентами после сдачи проекта. В случае с жилым домом Methow Valley уже постфактум выяснилось, что фасад дома нужно повернуть на 15 градусов. Такой подход называется ретроспективным — он помогает генерировать новые идеи на базе уже отстроенных зданий.

Частный дом Methow Valley

Sofie Pelsmakers

Цель исследований: проверить качество материалов

Софи Пелсмейкер считает, что архитекторы слишком доверчивы, когда речь идет об экологичности материалов. Цифры поставщиков не всегда достоверны, так что она предпочитает получать их сама, работая с независимыми экспертами. Она много занималась исследованиями во время учебы в британском энергетическом вузе (UCL Energy Institute), поэтому воспринимает их «всего лишь частью работы».

Главный инструмент: строгий научный подход. Основное правило, которому следует ее бюро — стандартизация и систематизация всех полученных знаний. За годы работы эта база переросла методическое руководство, которые позволяет существенно сэкономить время на поиск экологичных материалов.

Пример из практики: в 2012 году Софи опубликовала Environmental Design Pocketbook, где воедино собраны все ее наработки относительно экологичности архитектуры. Книга включает в себя не только выдержки из научных статей, но и чек-листы, базируясь на которых архитектор сможет быстро оценить различные параметры зданий.

Axis Design Architects

Цель исследований: продвинуть новые технологии

Бюро специализируется на пассивной архитектуре и энергоэффективных зданиях. Услугами архитекторов часто пользуются заказчики социального жилья, которые в силу своей консервативности неохотно соглашаются на малознакомые технологии. Когда у бюро есть серьезная доказательная база, новшества легче отстоять.

Главный инструмент: интернет и социальные медиа — через них архитекторы отслеживают реакции непрофессионального сообщества и вовлекают поставщиков, клиентов и коллег. Это помогает им держать контакт со специалистами в любой точке мира.

Пример из практики: более 7 лет Axis Design участвует в обсуждении PassivHaus — международной универсальной технологии для проектирования и сборки пассивных жилых домов. На сегодняшний день это одна самых масштабных исследовательских программ в подобной области. Здесь можно посмотреть подробный гид, разработанный организацией.

Avery Associates Architects

Цель исследований: влиться в контекст

Бюро существует более 40 лет и выработало подход, при котором основные ресурсы направлены на интеграцию в контекст места. Эта практика уместна в проектах любого масштаба: студия занимается офисами, учебными центрами и большими культурными объектами, такими как кинотеатр IMAX в Лондоне.

Главный инструмент: чек-лист задач из «семи C»: Constraint, Contiguity, Content, Climate, Construction, Choreography and Concinnity (Ограничения, Смежные области, Содержание, Климат, Конструкция, Хореография, Гармоничность). Его составляют в самом начале проекта. Архитекторы подчеркивают, что учитывают не только технические стороны, но и философский, эстетический и моральные аспекты здания.

Пример из практики: бережное изучение места помогло осуществить один из главных проектов бюро — Музей движущегося изображения (MOMI) в Лондоне. Музей находится под мостом Ватерлоо, на месте бывшей автостоянки.

Музей движущегося изображения (MOMI) в Лондоне

Hyde and Hyde

Цель исследований: вовлечь заказчика

«Исследование — это приключение для вашего клиента», считают архитекторы. Они работают с частными домами и совместно с заказчиками подробно изучают локальный контекст, в том числе его материалы и историю. Для них это «открытый, вовлекающий и либеральный» процесс.

Главный инструмент: диалоги. Архитекторы много общаются с заказчиком, чтобы выяснить не только его желания, но и опасения по поводу проекта. Чем больше клиент вовлечен, тем спокойнее он относится к необычным и современным решениям. Оба партнера бюро много времени посвящают преподаванию — студенты помогают изучать новые области.

Пример из практики: изучая контекст, Hyde and Hyde обращается не только к местным материалам, но и к мастерам, которые умеют с ними работать. Например, однажды архитекторы отправились в долину Нит в Южном Уэльсе, чтобы узнать о работе с местной каменной породой, которая определила архитектуру региона. «Я испытываю огромное удовольствие, встречая людей, которые так же увлечены своим ремеслом, как и мы. Не говоря уже о знаниях, полученных благодаря обмену опытом и новыми идеями» — говорит участник этого исследования.

Design Engine

Цель исследований: поиск новых технологий

В названии бюро прямо отражена их стратегия: использовать максимально высокотехнологичные решения, которые невозможны без постоянных экспериментов. Архитекторы отмечают, что с началом исследований бюро пережило бурный рост, так как это наталкивало их на новые идеи.

Главный инструмент: научный метод. Design Engine подчеркивают, что научный эксперимент не обязательно даст ответ на ваш вопрос, но он всегда имеет какой-то результат, который в будущем может вдохновить вас на интересное архитектурное решение. В собственном офисе архитекторы постоянно окружены материалами и продуктами, которые являются предметом тестирования.

Пример из практики: посольство Великобритании в йеменском городе Сана стало не только одним из флагманских проектов, но и поворотным моментом в исследовательской деятельности бюро. Два обстоятельства вынудили провести исследования: посольство должно хорошо защищать сотрудников от жары и быть максимально безопасным. Чтобы достичь этого, потребовалось привлечь много людей со стороны: инженеров, специалистов в области баллистики. Это в свою очередь привело бюро к более тесным отношениям с производителями продукции, и репутации архитекторов, которые уделяют особое внимание качеству архитектуры.

    archpub

    Written by

    archpub

    Welcome to a place where words matter. On Medium, smart voices and original ideas take center stage - with no ads in sight. Watch
    Follow all the topics you care about, and we’ll deliver the best stories for you to your homepage and inbox. Explore
    Get unlimited access to the best stories on Medium — and support writers while you’re at it. Just $5/month. Upgrade