Итог # 3. Иран и Хорватия

Nadya Tsech
Krugosvetka
Published in
6 min readNov 29, 2015

В ноябре я прочитала 11,5 книг и 4 комикса. Я все еще читаю «Читая Лолиту в Тегеране», потому что книга просто огромная и физически, и содержательно.

#Иран

✮✮✮☆☆

✮✮✮☆☆ Embroideries Marjane Satrapi

Плюс книги — очень простой и в тоже время узнаваемый художественный стиль Марии Сатрапи, теперь мне есть с чем сравнить, в этом месяце я принесла из библиотеки гору комиксов. Некоторые очень тяжело читать из-за того, как они нарисованы. Вышивка — это сборник дурацких и смешных историй из жизни родственниц Марии и их друзей. Мария язвительно показывает глупость некоторых, связанных с сексом и браком, традиций. Название книги тоже не лишено сексуального подтекста, вышивкой — называют операцию по «возвращению» девственности.

✮✮☆☆☆ Chicken with plums Marjane Satrapi

История о том, как все достало. Достала жена, достали дети, достала жизнь и поэтому Назир Али решил умереть. Комикс о последних 7 днях жизни музыканта Назир Али. Я не поняла о чем и зачем это комикс, хоть он был совсем маленьким и я не могу сказать, что мне жалко время. Но читать не рекомендую.

✮✮✮☆☆ Tehran at Twilight Abdoh Salar

С первых страниц книга читается как набор стереотипов об Иране: исламская революция, спецслужбы, кафе, где нет ни одной девушки, война, два друга иммигранта, один из которых ярый патриот…Словом все то, что западный читатель хочет найти в книге о Иране. И я не исключение.

Проблема книги в том, что каждое предложение очень надуманное, кажется, что автор годами собирал заумные фразы, а потом все их распихал в тесте. Книга не читается на одном дыхании, хотя сюжет затягивает. Постоянно спотыкаешься о невероятные обороты. Сюжет книги коротко не получится пересказать, слишком много событий и людей переплетено, которые связаны всего двумя вещами: Ираном и главным героем.

☆☆☆☆ «Слепая сова» Садег Хедаят

«Эта книга считается одной из важнейших среди написанных на персидском языке. С легкостью можно в это поверить. Взгляните внимательнее, кто сомневается, там над каждой буквой умастился кафкианский абсурдизм (slaapliedje)»

Это все что вам нужно знать об этой книге. Книга — абсурд, я не люблю абсурд, значит я не люблю эту книгу. Я не скажу, что я зря прочитала «сову», не зря —теперь я точно знаю, что нужно побаиваться сочетание слов «классика» и «абсурд».

✮✮✮☆☆ «Рубаи» Омар Хайям.

Почему стоит прочитать собрание сочинений, а не подборки «10 лучших стихов Хайама». Потому что у него много интересных рубаи, которые не входит в подборки.

Вот пример того, что считают лучшим.

Я думаю, что лучше одиноким быть,
Чем жар души «кому-нибудь» дарить.
Бесценный дар отдав кому попало,
Родного встретив, не сумеешь полюбить.

А вот крутой рубай из книги.

Запрет вина — закон, считающийся с тем,
Кем пьется, и когда, и много ли, и с кем.
Когда соблюдены все эти оговорки,
Пить — признак мудрости, а не порок совсем.

????? Reading Lolita in Tehran Azar Nafisi

Первое, что нужно знать об этой книге — она огромная, 350 страниц исписанных мизерным шрифтом 7 pt. Второе — описание всего настолько детально, что если бы это был фикшн, я бы сошла с ума. Но в этой книге, детальность — это огромный плюс. Разве вам не интересно, что носят иранские книжные черви под своими бурками? Какие у них семьи, как их близки относятся к чтению.

После исламской революции, западная литература попала в разряд запрещенных. Преподавательница одного из самых либеральных университетов увольняется и исполняет давнюю мечту, собирает студенток и организовывает книжный клуб, где они обсуждают запрещенную литературу («Лолита» и «гордость и предупреждения», входят в запрещенный список). Чем замечательна эта книга, кроме места и времени действий, так это героями: все то, что я бы считала неправдоподобным, нелогичным и через-чур надуманным в художественной книге, в «Лолите» мне кажется безумно интересным и достоверным. Окончательный вердикт, когда дочитаю книгу.

«Книга судьбы» Паринуш Сание.

Я не успела прочитать «книгу судьбы», по после Олиного (для нее очень хвалебного) отзыва, читать буду обязательно.

#Хорватия

✮✮✮✮«Читать не надо» Дубравка Угрешич

Это коллекция эссе и только его первая часть может называться «читать не надо». Есть ещё и другие части: иммиграция, СМИ, интеллигенция, посткоммунизм, глобализация. Дубравка рассказывает о том, как работает литературный рынок, как написать успешную рецензию книги. Самое интересное, что я узнала: на кубе самые образованные люди, это что «изготовители сигар, los torcedores И на Кубе существует известная традиция нанимать чтецов, усаживать их на некотором возвышении и давать им в руки книгу и микрофон, чтобы те читали вслух. Табачники крутят пальцами табачные листья и слушают чтение».

Цитаты из книги:

Недавно один китаец меня спросил: — Скажите, сколько вас всего, хорватов? — Примерно четыре с половиной миллиона. — Здорово, должно быть, вы все друг друга знаете!

Оруэлл опасался тех, кто может запретить книги. Хаксли опасался, что отпадут причины запретить книгу, потому что уже не останется тех, кто захочет ее прочесть.
Оруэлл опасался тех, кто лишит нас всякой информации. Хаксли опасался тех, кто даст нам ее так много, что мы ссохнемся до пассивности и эгоизма. Оруэлл боялся, что Истина будет от нас скрыта. Хаксли боялся, что истина потонет в море ненужности.

Кратко — приятно почитать умную женщину.

✮✮✮✮«Поездка в Россию. 1925» Мирослава Крлежа.

Это взгляд из прошлого на будущее, которое уже произошло.

Кажется, что Хорватия — это страна остроумных людей с отличным чувством сарказма.

Было интересно почитать записки путешественника о поездки в молодую советскую Россию. Это машина времени. Рассказ полный надежд на светлое будущее СССР и Югославии, написанный в то время, когда Югославия ещё не существовала, а СССР только появился. Вдвойне интересно его читать из будущего, когда этих двух стран уже нет.

Сербы печатают на своих банкнотах девиз: “Бог хранит Сербию”. А хорваты верят, что Бог с ними: “Бог и Хорваты”! Пока не решено, на чью сторону склонится Бог. На хорватскую или на сербскую.

Как объяснить кухарке, которая в Страстную пятницу вечером отчаянно рыдает при мысли, что в этот день тысяча девятьсот двадцать пять лет назад должна была ужасно страдать Матерь Божья, как объяснить такому вот созданию, что сегодня происходит в России? Ее призывают в Кремль, чтобы управлять одной шестой частью света, а она не идет. И слава богу!

✮✮✮☆☆ «Снесла Баба Яга яичко» Дубравка Угрешич.

В этой книге много баб, старости, денег. Не самая подходящая книга читать в 25 лет. Для нее вообще нет ни подходящего возраста, ни настроения. Лучше обойти ее стороной. Но я уже втянулась. Могу теперь сказать, что теоретическую часть старости я знаю на 5+. Почему красить волосы в фиолетовый, маниакально следить за чистотой, красить губы, и даже носить памперсы или нет. Да эта книга так ужасна, как я ее описываю. Я не могу даже приблизительно сказать, что это за жанр. Я даже не могу сказать, если книга мне понравилась или нет. Когда я ее читала над моей головой висел вот этот смайлик 🤔. Последняя глава книги называется «Баба-яга для чайников», под чайниками подразумеваются все те, кто не представляет кто такая баба-яга. Но будет интересно даже заварникам. Собственно, автор в последней главе приводит примеры из фольклора и таким образам объясняет первые две части книги и действия своих персонажей.

Страх старости — это один из самых сильных страхов у современных женщин, а теперь даже и у мужчин. Этот страх способствует невиданному расцвету одной из самых прибыльных индустрии. Индустрия «Анти-Баба Яга», со своей стороны, всячески раздувает этот страх, так как живет благодаря ему и за его счет.

Все неприятные, дискриминационные по родовому признаку представления, пословицы, поговорки и верования о бабах выдумали — «деды». Себе они, разумеется, оставили позицию героя.

Кому читать: всяким странным личностям

В декабре Эфиопия и Швеция. (Жаль, что я уже прочитала Девушку с татуировкой)

--

--

Nadya Tsech
Krugosvetka

Каждый месяц я выбираю страну и читаю книги о ней.