Итог #2 Турция и Конго

Nadya Tsech
Krugosvetka
Published in
5 min readOct 29, 2015

Итог в одном предложении. Турецкие сладкие философские романы не для меня, а в Конго нет литературы.

«Снег» Охран Памук ✮✮☆☆☆

Я давно хотела прочитать «Снег», во-первых, мне интересна Турция, а Памук один из самых известных турецких писателей (+ нобелевский лауреат), во-вторых, девушки самоубийцы и политические исламисты — как раз то, что меня может заинтересовать. В-третьих, когда несколько лет подряд делаешь ментальные заметки «надо прочитать», тем самым возлагаешь на книгу большую ответственность. До 70 страницы я продолжала надеяться на лучшее, но… Книге ставлю 2 звезды — жаль потраченное время.

Кому читать: тем, кто любит длинные монологи о любви, о счастье и вере.

«40 правил любви» Элиф Шафак ✮✮✮☆☆

В отличии от «снега», у меня не было никаких ожиданий, даже наоборот была настроена скептически. С первых страниц мне стало интересно, кто такая Элиф Шафак, я погуглила и нашла ее толк на TED. Элиф рассказывала про свою жизнь в Турции и за границей, о стереотипах и о том, чего мы ждем от турецких авторов. Своим выступлением она смогла заинтересовать и книгу «40 правил любви» я прочитала. К сожалению, книга даже близко не так хороша, как выступление Шафак.

В книге две сюжетные линии:

Первая линия — американская домохозяйка, которой вот-вот исполнится сорок лет (символично), переживает из-за кризиса среднего возраста, измен мужа, непонимания с детьми и другими бедами из набора типичной домохозяйки. В тоже время этой самой домохозяйке попадается книга «Сладостное богохульство», которую написал неизвестный автор. Книгу мы читаем вместе с героиней. Стоит ли говорить, что она влюбляется в автора и уезжает с ним в Турцию, и это не спойлер, мы узнаем об этом на первых страницах. Этой части книги, а поставила 0 звезд, она до ужаса предсказуемая, неинтересная, домохозяйско-банальная.

Вторая линия — это исторический роман «Сладостное богохульство», который рассказывает о суфизме, любви и дружбе двух известных суфистов Шимса и Руми, о турецком городе Коньи и ее жителях. Действия этого романа происходит в 13 веке и частично основаны на реальных событиях. Этой части книги, а поставила заслуженные три звезды за ее образовательную нон-фикшн составляющую.

Кому читать: всеядным пожирателям женских романов. Всеядным, потому что в книге есть еще немного истории и куча религии.

«Стамбул. Биография города» ✮✮✮☆☆

Памук рассказывает о черно-белом Стамбуле, как турист я не заметила этой черно-белости, но мне нравится про нее читать, а самое главное смотреть на нее на старых фотографиях. Книга очень красивая, ее стоит читать после посещения Стамбула, я начинала ее читать несколько лет назад, но тогда у меня не было в голове картинки: я не представляла, какой огромный Босфор, какой вонючий Галатский мост и какие серые стамбульские мечети. Поэтому я ее забросила. Со второй попытки книга мне понравилась намного больше, несмотря на излишнюю детальность (которая мне не нравится в книгах Памука).

Большинство фотографий принадлежат Аре Гюлеру, которого называют «Глаз Стамбула». Узнать о таком фотографе, это уже значит книга прочитана не зря.

Кому читать: всем, кто недавно посетил Стамбул и хотел бы узнать о нем побольше. Всем, кто скучает по нему и тем, кто очень хочет там побывать…

«Сладкая соль Босфора» Эльчин Сафарли ✮✮☆☆☆

Коротко — Слишком сладкая соль. Главный герой переехал из Баку в Стамбул. В каждой главе он рассказывает про одного из своих знакомых с обаязательным указанием знака зодиака. Каждый друг — это собирательный образ одной из стамбульских субкультур. В книге много турецкой еды, фактов о Турции и ее жителях, привычках, кафешках, еде и суевериях.

Кому читать: тем, кого не пугает такой язык — «Наши сердца переплетены ванильно‑имбирными нитями, покрытыми румяной корочкой. Наши поцелуи отдают освежающим вкусом тмина, делая чувства жаркими. Наши прикосновения нежны, словно бордовые волокна шафрана. …»

Для того что бы понять что это за страна, посмотрите на фотографии Артемия Лебедева http://www.tema.ru/travel/congo/

«Депутат» Анри Лопез ✮✮✮✮

Короткий рассказ о конголезском депутате, который выступил на конгрессе о правах женщин. Он говорил о равноправии, о важности образования, о том, что конголезские женщины должны иметь возможность работать. Публике понравилась его речь, а он был доволен собой. Потом оказалось, что речь депутата противоречит его мировоззрению. Короткий, интересный рассказ. Очень советую. Почитать можно тут, например, http://www.rulit.me/books/deputat-read-275405-1.html

«Браззавиль-бич» Уильям Бойд ✮✮✮✮

Я согласна с Олей, что книга не выполнила своей первоочередной задачи, не рассказала о Конго. Тем не менее, после всех турецких книг, Браззавиль-бич оказался лучшим выбором.

Действия чередуются: одна глава в Конго настоящее время, другая в Англии несколько лет назад. Главная героиня Хоуп доктор биологических наук в английской части только защитила диссертацию, получила первую работу и вышла замуж. Постепенно мы узнаем, что в это время произошло что-то, что заставило её оставить Лондон и уехать в Конго работать в обезьяньем заповеднике.

В конголезской части мы почти все время находимся в заповеднике, где происходит что-то странное: шимпанзе разделились на несколько групп и ведут себя совершенно нетипичным образом. На фоне конфликта между приматами, разворачивается не менее интересный конфликт между учеными. Во время прибывания Хоуп в заповеднике в Конго идёт гражданская война. Бойд смог всего в нескольких главах показать всю её абсурдность, при этом не говоря о кровавой части, о которой все и так знают.

Несмотря на то, что в книге нет экшна, это пэйдж-тенер хочется скорее узнать, чем все закончилось.

Помимо кругосветных книг, в октябре я прочитала еще 8 книг. Не могу сказать, что октябрь был удачным книжным месяцем из 13 книг, которые я прочитала всего одна пятерка. Я очень плохо выбирала книги.

--

--

Nadya Tsech
Krugosvetka

Каждый месяц я выбираю страну и читаю книги о ней.