Сила лысых

alyadov
alyadov
Sep 6, 2018 · 4 min read

Однажды я стану лысым. Возможно это произойдет даже раньше, чем я бы этого хотел. Из-за капризов генетики кто-то расстается с волосами уже в 20 лет, а кто-то и в 80 лет еще мохнат как медведь гризли. И если нотка грусти и присутствует в моих словах, то она значительно смягчилась благодаря одному поразительному культурному феномену.

За последние 20 лет отношение к “обнаженной” мужской голове радикально изменилось. Когда-то лысина была признаком лишь какой-то ущербности, увядания или даже болезни, вызывая у ее обладателя широкий спектр негативных эмоций — от легкой досады до глубочайшей депрессии. Зато промышленные изготовители париков, хирурги-трансплантологи и шарлатанистые продавцы лосьонов с “гарантией” роста уверенно смотрели в будущее, присматривая себе новые яхты и дома.

И вдруг как-то очень быстро, по меркам истории, все изменилось. Сегодня молодые люди, которым потеря волос никак еще не грозит, охотно бреют свой череп наголо, натирают его мазями до блеска как бильярдный шар и гордо шествуют по улице даже в морозы, слепя общество отраженным светом солнца. Иногда возникает впечатление, что некоторые даже досадуют на данный “атавизм”, обрекающий их на регулярную “стрижку газонов”.

Я не изучал глубоко историю этого вопроса, но мне кажется, катализатором изменений стал Голливуд. Особенно фильм-сага “Крепкий орешек”. А еще точнее Брюс Виллис — главный герой. Если это так, то революция начала происходить в 1988 году. В отличие от привычных и всеми обожаемых кино-актеров, аккуратно подстриженных джентельменов и патлатых хулиганов, образ Брюса ломал привычный шаблон. Он самоуверенно выставлял свою явно намечающуюся лысину напоказ, а не прятал ее за париком или кепкой. Продолжение похождений популярного героя позволило наблюдать неуклонный процесс выпадения его волос. Однако это, как ни странно, не портило Брюса, а даже наоборот — делало озорника еще более обаятельным и сексуальным. В третьем фильме Брюс был уже наполовину лысым, а к четвертому оголился совсем. И это чертовски шло Брюсу.

Целая плеяда актеров с ослепительной головой сыграла в знаковых для массовой культуры фильмах. Джон Малкович, Майкл Кларке Дункан, Джонатан Бэнкс, Роберт Дюваль, Эд Харрис, Шон Коннери, Бен Кингсли, Дэнни Де Вито, Патрик Стюарт, Марк Стронг, Дуэйн Джонсон, Стэнли Туччи, Тайриз Гибсон, LL Cool J, Вуди Харрельсон, Джон Травота, Трэвис Фиммел из “Викингов” и многие другие. Но, конечно, последний “выстрел в головы” ненавистников лысины совершила блестящая троица — Вин Дизель, Самуэль Л. Джексон и Джейсон Стэтхем. Благодаря их брутальным альфа-образам, лысина и мужественность стали практически неразделимы. Кстати, в английском языке оба слова звучат очень похоже : “bald” — лысый и “bold” — дерзкий, крутой, храбрый.

Возможно в этой культурной трансформации сыграл роль глубинный общественный тренд в сторону большего принятия людьми себя и своих особенностей, которые ранее было принято считать недостатком. Не исключаю также, что американские бои без правил “UFC”, набравшие дикую популярность в последние 20 лет, также частично способствовали феномену агрессивного захвата лысыми территории “крутой мужественности”, традиционно принадлежащей только патлатым. В драке вам от длинных волнистых волос пользы мало, скорее даже вред, ибо у противника возникает неодолимый соблазн за них ухватиться и дернуть. Лысина же лишает врага инструмента контроля над вами. И потом, если вы тренируетесь каждый день, то буйную шевелюру просто надоедает мыть так часто. Поэтому в среде бойцов, как в математике у иска (X →0), популярно упрямое стремление полностью обнулиться.

Может быть человечество в целом все-таки растет над собой, поскольку один из признаков зрелости — добровольное принятие неумолимого хода жизни, извлечение из него радости и пользы. Я встретил любопытную мысль из женских уст, что мол, лысые мужчины привлекают женщин именно потому, что они не боятся взглянуть в лицо неизбежному, не пытаются прикрыться от реальности, какой бы она нелицеприятной она не казалась. То есть женщину притягивает не лысина, а уверенность мужчины в самом себе. Лысина — это лишь индикатор. В каком-то смысле шаг навстречу любому своему страху — это микроскопический акт принятия своей смерти. Такого человека хочется иметь рядом — с ним спокойней.

Можно вспомнить известные рассказы фантастов и прогнозы некоторых антропологов о том, что человек будущего в итоге избавится от всех волос на своем теле. Полностью расстаться с идеей о необходимости волос я пока не готов. Возможно я просто сентиментален. Пока же я рад, что в нашей культуре стало больше пространства для самых разных настоящих мужчин — грубых и нежных, поджарых и атлетичных, волосатых и лысых. В целом же, если меня будут заставлять выбирать между двумя вариантами “Или-Или”, я всегда препочту альтернативу — “И-И”. Ура мохнатым разбойникам! Виват лысым сорвиголовам!


О том, чем занимается Александр, можно прочитать здесь

Другие статьи Александра можно найти на Medium, в блоге и на сайте.


Данная статья является частью “In-between” — проекта об искусстве жить между Хаосом и Порядком. Для этого я исследую жизнь с разных точек зрения — бизнес, семья, здоровье, спорт, психология, общество. Своими догадками и находками я делюсь через статьи, аудио-подкаст и видео-блог. Если вы хотите поддержать проект “In-between”,, то вы можете это сделать на краудфандинговой платформе “Patreon”, став Патроном моего творческого проекта.


Спасибо вам за чтение. Вам понравилась статья? Вы можете нажать на кнопку 👏 “хлопнуть в ладоши”, чтобы другим читателям было проще эту статью отыскать на Medium.

Бизнес-терапевт, помогаю раскрыть потенциал людей, идей и компаний.

Welcome to a place where words matter. On Medium, smart voices and original ideas take center stage - with no ads in sight. Watch
Follow all the topics you care about, and we’ll deliver the best stories for you to your homepage and inbox. Explore
Get unlimited access to the best stories on Medium — and support writers while you’re at it. Just $5/month. Upgrade