Алекс Фергюсон. “Автобиография”

Alexander Vlasov
5 min readMay 8, 2016

--

Источник: http://therepublikofmancunia.com/wp-content/uploads/2013/10/fergie-book-5839063.jpg

Балет народных масс, как говорил Шостакович. Война без стрельбы, как говорил Оруэлл.

Это футбол.

Алекс Фергюсон — самый титулованный тренер британского футбола. Удивительно, что именно «футбольная часть» биографии вышла откровенно скучной.

Я выписал те отрывки, которые характеризуют взгляд автора на менеджмент, отношения с прессой и хобби.

Это простые советы. Вряд ли они перевернут ваш мир. Но вот в чем дело.

Каждое воскресенье 75 тыс. человек смотрят на то, проиграешь ты или выиграешь. Еще десятки миллионов наблюдают за тобой через экран телевизора или гаджета.

Это колоссальное давление, власть и бремя. И тем удивительнее было обнаружить, что на таком уровне человек отлит не из стали, а также уязвим и подвержен сомнениям.

Источник: http://news.images.itv.com/image/file/194139/article_9ef3499f31938d0e_1366690308_9j-4aaqsk.jpeg

Девиз клана Фергюсонов в Шотландии звучит на латыни как «Dulcius ex asperis», что значит: «После испытаний слаще». За 39 лет на тренерском посту эта мысль не раз выручала меня.

Порою поражение оказывается лучшим результатом, чем победа. Есть отличное выражение: «Это просто еще один день в истории «Манчестер Юнайтед». Другими словами, необходимость отражать удары — это часть нашей жизни. Если ты равнодушно относишься к поражениям, значит, тебе не раз еще придется их испытать.

Каким бы хорошим не было твое резюме, всегда будут моменты, когда ты будешь ощущать себя незащищенным, уязвимым.

По моему мнению, любой человек, наделенный властью, оказывается в уязвимом положении, потому что на его плечи ложится огромная ответственность, вместе с которой приходит и одиночество. Мне это хорошо знакомо: много раз я сидел в своем кабинете после обеда, когда все дела были сделаны, ожидая, что ко мне кто-нибудь придет пообщаться, но никто не шел. Вокруг тебя образуется вакуум, который никто не хочет нарушать.

В молодости пабы были для меня школой жизни. Чтобы обеспечить будущее своей семьи, я вложил все скромные сбережения в лицензию на торговлю алкоголем. Работа в пабах научила меня понимать людей, их мечты и разочарования.

Футбольные болельщики в этой стране в основном из рабочего класса, и отчего-то они любят небезупречных парней. Бест, Гаскойн, Джимми Джонстон. Они видят себя в этих несовершенных героях.

Ваше происхождение никогда не может быть препятствием на пути к успеху. Скромное начало — скорее плюс, чем минус. Изучите внимательно жизни успешных людей, взгляните на их родителей, посмотрите, чего они добились благодаря энергии и мотивации.

В юности ты закладываешь основы для жизни на склоне лет. С возрастом тебе приходиться учиться распределять энергию. Следует следить за собой и оставаться в форме, есть правильную и здоровую пищу.

Источник: http://www.soccernews.nl/cache/650x306-1/uploads/old-trafford(stadion-manchester-united)(1).jpg

Я всегда чувствовал грусть, когда великие игроки покидали нас. В то же время мой взор внимательно следил за любым футболистом, чья карьера подходила к концу. Внутренний голос постоянно спрашивал меня: «Когда он уйдет? Сколько он еще поиграет?». Долгие годы тренерской карьеры научили меня на важных позициях постоянно держать в резерве молодых игроков.

Главное слагаемое отношений между тренером и футболистом заключается в том, что ты должен заставить их отвечать за свои ошибки, за уровень игры и, наконец, за результат.

Я заводился, если видел, что нападающие не могут сделать то, что в свое время делал я. Они были моей надеждой, я смотрел на них и думал: «Вы — это я». Ты часто видишь себя в других людях.

Ты должен показать, кто в доме хозяин. Как сказал мне однажды об игроках Джок Стин: «Никогда не влюбляйся в них, ибо они обязательно тебя подведут».

Нельзя так легко предоставлять игрокам возможность сказать тебе: «Тренер тут ошибся». Если они теряют доверие к твоим знаниям, они теряют доверие и к тебе. Твое понимание ситуации должно быть на высочайшем уровне, всегда и везде. Ты должен тщательно думать, что говоришь игрокам. Плюс можно весело провести время, стараясь вечно быть правым, ведь это не всегда одна лишь погоня за истиной.

Например, мы часто играли в такую игру, как «Угадай стартовый состав команды соперника». И как-то раз я дал свой очередной, очень уверенный прогноз о том, кто выйдет у них на поле. Это была игра Лиги чемпионов, и когда чужие игроки вышли из раздевалки, Рене Мёленстен заявил: «Босс, они сделали шесть изменений по сравнению с вашим прогнозом». На какое-то мгновение я оцепенел, но тут же понял, как можно исправить ситуацию: при помощи возмущения. «Видите? — рявкнул я на игроков. — Они над нами смеются, думают, что могут выставить против нас резервный состав!».

Я мог публично раскритиковать свою команду после матча, но никогда не позволял себе ругать перед журналистами отдельных футболистов. Болельщики имели право знать, что я недоволен игрой всей команды, но не конкретным игроком.

Пятьдесят лет — это поворотный момент в жизни. Полвека! Но ты не чувствуешь себя на пятьдесят.А в шестьдесят, наоборот, ты думаешь: «Боже мой, я чувствую, что мне уже 60 лет! Мне уже 60!». Со временем это проходит; ты понимаешь, что это лишь условное изменение, смена одной цифры на другую.

У тебя могут быть хобби. У меня это лошади. Кто-то любит искусство, любит рисовать — у меня в кабинете, например, висит чудесная картина кисти Кирана Ричардсона. Но ты не должен отказываться ради этих увлечений от того, что составляет основу твоей жизни, — от футбола.

Примерно последние десять лет я выпускал пар, посвящая свободное время разнообразным интересам, и это помогало мне эффективнее управлять «Манчестером». Я трудился не менее усердно, чем в клубе, только более разнообразно используя свои «серые клеточки». И все мои увлечения, от биографий диктаторов до документов, посвященных убийству Джона Кеннеди, или моей винной коллекции, были сосредоточены дома.

Прекрасным и простым способом справить с рабочими тяготами и жизненными трудностями для меня является чтение. Если бы я устроил вам экскурсию по своей библиотеке, вы бы увидели тома, посвященные президентами и премьер-министрам, Нельсону Манделе, Рокфеллеру, ораторскому искусству, Никсону и Киссиннджеру, Брауну, Блэру, Маунтбеттену, Черчиллю, Клинтону, Южной Африке и истории Шотландии. Затем я бы показал вам секцию, отведенную деспотам и тиранам: меня всегда интересовало то, до каких крайностей может дойти человечество.

Источник: http://i.dailymail.co.uk/i/pix/2013/05/08/article-2321221-19ACCB4F000005DC-371_634x552.jpg

Помнится, когда мой «Юнайтед» долгое время показывал плохие результаты, Пол Догерти сказал мне: «Когда ты напряжен, то становишься для журналистов приманкой. Преде тем как выйти к ним, посмотри в зеркало, потри лицо, нацепи на себя улыбку и соберись. Подготовься, чтобы не дать им себя съесть.

Больше всего я любил, когда журналист задавал какой-нибудь длинный вопрос, потому что, пока он его формулировал, я успевал продумывать свой ответ. Самые сложные вопросы — всегда самые короткие, типа «Почему вы сыграли так плохо?».

Это своего рода искусство — скрывать от журналистов слабые стороны своей команды, а ведь для тренера это первоочередная задача. Всегда. Через три дня у тебя может быть другая игра, и ты, находясь под прицелом прессы, должен думать об этом в первую очередь. Победить в игре важнее, чем набрать несколько мысленных очков на пресс-конференции.

«Отставка — это для молодых людей, которым есть чем еще заняться». Когда тебе семьдесят лет, безделье быстро убивает тебя. Уходя в отставку, следует подготовиться и найти себе занятие вместо работы. Причем переключиться на него сразу же, на следующий день, а не спустя три месяца отпуска.

В этом мире нет никакой секретной формулы успеха. Самое главное — упорный труд.

--

--