Коллективное сознательное

Мнение о фильме “28 панфиловцев” (реж. А. Шальопа, К. Дружинин, Россия, 2016)

Алексей Лукин
4 min readJun 6, 2017

Одно из главных достоинств эпоса “28 панфиловцев” — этот фильм не пытается быть чем-то больше, чем он есть на самом деле. Не великое кино о великой войне. Не постмодернистское переосмысление причин и итогов. И даже не восхваление мудрой военной тактики советской власти (та осенью 41-го в бешеной спешке минировала Кремль и мечтала укрыться от немцев в Куйбышеве). Создатели пошли путём, некогда с большим успехом опробованным в фильме “Легенда №17”. Зритель любит экшен? Будет вам экшен. Зритель любит сказки? Будет вам сказка. А за ориентир мы возьмём хорошо знакомое (и многими справедливо любимое до сих пор) советское кино о войне с его специфическим, монументально-героическим, но в то же время реалистичным языком.

Да, драматургия фильма — самое слабое место. Даже выдумку нужно как-то обосновывать — к примеру, миф о Сталинградской битве Бондарчук вкладывает в уста персонажа, который сам на войне не был (субъективный пересказ пересказа, позволяющий режиссёру отходить от исторической правды ради правды художественной). Да и масштаба категорически не хватает — фильм длится полтора часа, из которых половина — экспозиция перед боем, а вторая половина — сам бой. И всё.

Допускаю, изначально сценарий мог писаться для короткометражной зарисовки, что нарастила мускулатуру и обрела полновесную форму лишь благодаря денежным вливаниям Минкульта. Отсюда и специфическое сценарное решение — персонажи не столько персонажи, сколько функции сюжета, их задача — героически погибнуть, ценой своей жизни остановить врага. У них нет ни прошлого, ни будущего, из настоящего — только ужасы войны, вечный бой, покой нам только снится (что же это за миф, если он не воспроизводится снова и снова?)

Однако стоит отдать должное — в предлагаемых обстоятельствах режиссёры выжали из себя максимум.
Ведь легенду снимали. Легенду о нескольких десятках людей. Они все — единственная главная роль. Поэтому и в кадре всегда много народа, а камера парит над пространством, захватывая в свой объектив весь микрокосм войны и мира — и солдат, и технику, и дома, и природу (к слову о природе — мороз и солнце явно на стороне наших). Предельно лишён проявлений какой-либо персонификации и враг — кто-то из критиков сравнивал немцев в фильме с полчищами саранчи, но пожалуй, в количественном отношении саранча победила бы. Шесть танков (из них в кадре постоянно присутствуют и передвигаются не более 3-х) — слишком мало для того, чтобы сойти за суровую правду жизни. Хотя… Условность повествования всё спишет, а фантазия зрителей потом ещё и преувеличит (на эту тему даже есть шутка в самом финале). Тем более, что постановщики работают с боевой техникой гораздо лучше какого-нибудь Шахназарова времён “Белого тигра”. Машины не только грозно лязгают железом, но и в прямом смысле втаптывают в грязь тела красноармейцев. Мать-Сыра Земля в такой ситуации — единственное, что способно укрыть, защитить и придать сил (как и греческому герою Антею, если кто помнит).

Самое примечательное — создатели всё понимают. И про самих себя, и про своё детище. Эпиграф сразу отметёт любое желание тыкать в учебник истории или размахивать архивной справкой о том, что никаких “28 панфиловцев” не было, а герои по ходу сюжета успеют обсудить генезис мифопоэтического мышления народов мира — от 7-ми самураев до 300-х спартанцев и обратно. Более того (ВНИМАНИЕ! ГЛАВНЫЙ СПОЙЛЕР!), в конце выяснится, что и панфиловцев было совсем не 28!..
Но разве это принципиально?
Легенда есть легенда.
Отдельного разбора заслуживают диалоги — они сухи, но техничны и функциональны, нужно пошутить — шутят, нужно рассказать байку из армейской жизни — расскажут, нужно толкнуть пафосную речь — толкнут так, что нервно сглотнёшь пару раз. На развитие характеров, осложнение конфликта или создание драматического напряжение это никак не влияет (всё обезличено же). Зато порой можно услышать что-то интересное. Например, чем отличается Отечество от Родины. Или “стоять намертво” — от “стоять насмерть”.

Словом, фильм “28 панфиловцев” — редчайший в современном российском кино пример того, как группа людей, трудящихся не за бабло, а за идею, может создать что-то честное, умное, искреннее, пусть и несовершенное, уступающее в чём-то своим более бюджетным и профессионально сделанным собратьям.

ПЛЮСЫ: 20-минутные титры с благодарностями всем, кто помогал созданию фильма на разных стадиях производства, а также поимённое перечисление всех, кто жертвовал деньги.
МИНУСЫ: фильм выглядит как растянутый во времени эпизод с кремлёвскими курсантами из “Утомлённые солнцем — 2. Предстояние”. Разве что Михалков, при всей неоднозначности, больший художник.

Смотреть тем, кто любит фильмы о войне и кому не безразлична история страны.

--

--