by Armanitto
6 min readApr 4, 2018

Логос как исходный код. Религия как ОС.

Концепция логоса использовалась еще древними греками для описания неведомой силы, которая управляет миром и создает космический порядок. Все течет и меняется, но Логос остается неизменным. Чуть позже в эту концепцию вошло и понятие Творца, и Слова, и Мысли. Логос можно сравнить с открытым программным обеспечением — т.е. Обеспечением с открытым исходным кодом. Обеспечение с открытым исходным кодом является бесплатным общественным достоянием. Его можно использовать для написания своих программ, которые могут быть бесплатными, условно- бесплатными, платными, открытыми или закрытыми. Многие ведущие религии мира можно сравнить с Операционными Системами, созданными на основе открытого программного обеспечения. Пророки, нации, отдельные люди писали на базе открытого программного обеспечения свои операционные системы, объясняющие этот Мир, этого Бога, задавали алгоритмы, рамки и правила. Операционная Система “Христианство”. ОС “Буддизм”, ОС “Ислам”. У каждой ОС — свои особенности, нюансы. Индус ссылается на Вишну и Шиву, иудей — на Яхве, буддист — на Будду. У каждого есть свои протоколы. Как и с любой Операционной Системой — успех любой религии зависит от того, насколько полно и ясно она объясняет людям Мировой Порядок, насколько удобен и дружелюбен ее интерфейс, сколько эффективных инструментов она дает людям для успешного существования в этом мире. Чем лучше ОС и чем она актуальнее, чем чаще выпускаются критические апдейты и обновления прошивки — тем тем шире и популярнее экосистема, тем больше инсталляций ОС на новые дивайсы (устройства или люди).

Так же как и в компьютерных операционных системах, для разработчиков и владельцев религиозных ОС важно, чтобы её системные данные были надежно защищены. Они ограничивают права приложений для доступа к определенным каталогам и директориям, они используют сертификаты, защищают от несанкционированного копирования и так далее. В общем, как могут, так и оберегают свой исходный код. Тем не менее, всегда находятся группы людей, которых не устраивает такое положение дел и которые стремятся, переписать код под свои нужды и потребности. Поэтому, время от времени, происходят взломы и джейлбрейки ОС, поиск и использование уязвимостей, переписывание

исходного кода и создание новых актуальных ОС. Кроме того, большое давление на религиозные ОС оказывает и научно- технический прогресс, который развивается такими быстрыми темпами, что человеческий уклад меняется кардинальным образом и без критических обновлений ОС на установленных дивайсах может возникать критически важные уязвимости, через которые в систему могут проникнуть вирусы и повредить системные данные ядра.

Автор бестселлера «Homo Deus: A Brief History of Tomorrow” Юваль ной Харари приводит интересный пример из истории: “19 век не испытывал дефицита пророков и мессий, мистиков и гуру, которые утверждали, что держат ключи ко всем проблемам человечества и знают ответы на все вопросы, включая проблемы, созданные таким новым для того времени явлением, каким была Индустриальная революция. В Египте был активен Мухаммад Ахмад бин Абдалла, объявивший себя Мехди (мессией). В Индии — Даянанда Сарасвати. У этих мессий, визионеров и пророков были миллионы последователей, однако, вспоминая 19 век, на ум приходят не они, а Карл Маркс или Ленин. Почему произошло так? Не потому что социализм был философски более изощренным, чем исламская или христианская теология. Скорее, потому что Маркс и Ленин посвятили больше внимания пониманию технологических и экономических реалий своего времени, нежели изучению древних манускриптов и пророческих видений. Паровые двигатели, железные дороги, телеграф, электричество создали как новые проблемы, так и новые беспрецедентные возможности. Опыт, потребности и надежды нового класса городских пролетариев были попросту другими, нежели у библейских крестьян. Чтобы ответить на них, Маркс и Ленин изучали, как функционируют паровые двигатели, как работает угольная шахта, как меняет современную экономику железная дорога и какое влияние имеет на политику внедрение электричества”. В какой-то мере социализм по версии Ленина был одной из первых актуальных техно-религий мира. Сегодня, мир стоит на пороге новых глобальных технологических изменений, и не все религиозные ОС имеют на них актуальные ответы (апдейты). Об этом писал еще в пятидесятых годах прошлого века известный специалист по мифологии Джозеф Кемпбелл. В своей книге “Тысячеликий герой” он указывает, что “в прогрессивных общественных системах, все, что еще сохранилось от общечеловеческого наследия древности — ритуальность, мораль, искусство, — все это переживает полный упадок.

Таким образом, проблема, стоящая перед человечеством сегодня, совершенно противоположна всему, чем жили люди сравнительно стабильных эпох, к которым относятся великие мифологии, столь согласующиеся между собой и ныне известные лишь как заблуждения. Тогда весь смысл сводился к группе, к великим анонимным формам — отнюдь не к самовыражению индивида, теперь же нет никакого смысла ни в группе, ни в чем бы то ни было вообще, кроме самого индивида все — в индивиде. Но это совершенно бессознательный смысл. Человек не ведает, куда он идет. Он не ведает, что им движет. Героическое деяние, ждущее своего свершения, сегодня уже не то, что во времена Галилея. То, что было тьмой, обернулось светом, но и свет обернулся тьмою.

…проблема состоит только и только в том, чтобы придать современному миру духовную значимость, … чтобы сделать возможным для каждого человека, мужчины и женщины, достижение всей полноты человеческой зрелости в условиях современной жизни. Уже сами по себе эти условия таковы, что формулы древних истин либо уже недейственны, либо невнятны, либо попросту пагубны для нашего сознания. Сегодняшнее сообщество — это планета, а отнюдь не нация в своих собственных границах; поэтому схемы, задающие проецирование агрессии вовне, служившие ранее для консолидации группы, ныне способны лишь сеять раздор. Национальная идея, с государственным флагом в качестве тотема, сегодня способна служить лишь возвеличиванию младенческого эго, а вовсе не разрешению инфантильной ситуации. Ее пародийные ритуалы парадов на площадях служат целям своекорыстного тирана, дракона, а вовсе не Бога, в котором самодостаточность превращается в ничто… Даже буддизм в последнее время претерпевает деградацию, усваивая уроки Запада. Вселенский триумф секуляризированного государства отбросил все религиозные организации на такие определенно вторичные и, в конечном счете, недееспособные позиции, что церковное действо представляет собой сегодня не более чем ханжескую церемонию по воскресеньям, в то время как на всю оставшуюся неделю остается лишь деловая этика и патриотизм. Подобная притворная святость — отнюдь не то, в чем нуждается мир сегодня; необходима, скорее, трансформация всего социального порядка, с тем чтобы в каждой детали, в каждом акте нашего мирского бытия проступили черты животворного образа вселенского бого-человека и были осознаны как нечто реально присущее каждому из нас и действенно значимое”.

Забегая вперед, можно с уверенностью констатировать глобальный кризис всех религиозных ОС планеты. Как ОС “Ислам” относится к биткойну? Противоречит ли криптовалюта исламу? (https://hightech.fm/2017/12/01/bitcoin- not-suitable-for-muslims) Как ОС “Христианство” относится к бессмертию? Как изобретение средства от смерти повлияет на христианские концепции Рая и Ада? (https://rb.ru/story/deus-ex-machina/) Что думает ОС “Буддизм” об

искусственном интеллекте и сингулярности? Как показывает история, новые технологии и научные открытия всегда определяли развитие религии — они убивали старых богов и порождали новых. Религия должна поспевать за развитием технологий, чтобы всегда понимать проблемы своих последователей.

Казахский ислам.

Как отмечалось выше, разработчики и владельцы любой ОС (будь то религия или компьютерный софт) являются его gatekeepers (или “хранителями ворот”): с помощью лицензий, обновлений, продаж, они контролируют поведение устройств, на которые установлена ОС — от мониторинга, сбора и анализа данных, до вызова конкретных команд. Это, естественно, устраивало и устраивает не всех. Если вспомнить, как началась и к чему привела Реформация, когда Мартин Лютер прибил на дверях церкви свои 95 тезисов против доминирования Папской власти, то можно проследить за тем, как происходила приватизация и национализация христианской ОС. Сегодня же, у каждой сильной нации существует своя национализированная разновидность религиозной ОС: лютеране в Германии, католики в Италии и Польше, православные в России, протестанты в США, шииты в Иране, сунниты в Ираке и так далее. Каждая сильная нация сама мониторит критические уязвимости, производит важные обновления прошивки и апдейты приложений, контролирует доступ к системным данным и вызывает конкретные команды. Например, в Англии эта приватизация ОС началась с в 1532 году с признания английским духовенством короля Генриха VIII верховным главой церкви и переводом Библии на английский язык. Именно с переводом Библии на свой язык, англичане незаметно сместили акценты, и если раньше — евреи были богоизбранным народом, элитой и светом для всего мира, то после локализации Ветхого Завета — таким народом стали англичане. Слово “нация” в Библии короля Якова упоминается 454 раза, тогда как в греческой и еврейской версиях этого понятия вовсе нет. Как пишет Лия Гринфельд в своем труде “Национализм. 5 путей к современности”: “В 1559 году будущий епископ Лондонский Джон Эйлмер заявил, что “Господь — англичанин” и призвал своих соотечественников благодарить Его по 7 раз на дню за то, что Он создал их англичанами, а не итальянцами, французами или немцами”. Книга мучеников Джона Фокса и вовсе утверждала, что Англия, будучи отмеченной Богом ведет мир к Реформации. Быть англичанином означало быть истинным христианином, английский народ был избран, выделен из остальных и отмечен Богом. Сила и слава Англии в интересах Его церкви и победа Реформации это национальная победа Англии. Подобные процессы происходили в разное время во всех уголках мира. Рождение государств и наций началось с процесса приватизации и адаптации религиозных ОС. В Казахстане, если говорить об исламе как доминирующей религиозной ОС, мы, к сожалению, до сих пор пользуемся не адаптированными религиозными программными продуктами. Соответственно, мы не являемся gatekeepers и не контролируем поведение “устройств”, на которые установлены эти программные продукты. Это вызывает определенные трудности в управлении и контроле над народом страны, в процессах успешного нацие- строительства и даже стратегии экономического развития, которая пользуется искусственно выдуманными идеологическими “костылями” в духе “рухани жангыру” или “стратегия 2050”.

Опираясь на исторический опыт и успешные кейсы приватизации и национализации религиозных ОС, можно предположить, что при наличии в Казахстане устойчивой группы локальных разработчиков, имеющей определенные ресурсы и влияние, мы могли бы создать свою собственную версию ОС, которая бы позволила не только решить вопросы стратегического характера, но и масштабировать её за пределы страны, расширяя зону контроля и влияния.