Прочитать 50 книг за год: Итоги

Артем Тарабрин
5 min readDec 5, 2016

--

В начале этого года я заметил, что стал меньше читать. Мне захотелось исправить это и я наметил себе планку в 50 книг на год. Что из этого вышло можно прочитать ниже.

В начале года, я написал заметку о том, что собираюсь делать и как. Сейчас я пишу ответ на эту статью, что из советов оказалось рабочим, а что нет.

Говоря о итогах, я прочел 42 книги. Фактически я не выполнил свою цель, но это в 4 раза больше книг, чем в прошлом году, так что я не унываю.

1. Покупать больше книг

На самом деле, я покупал лишь те книги, которые были слишком объемны, чтобы читать их с телефона. Букмейт и Евернот оказались хорошей связкой, позволяя читать мне почти все новинки и старые книги, за редким исключением. По большей части, я не следовал этому правилу.

2. Читать всегда и везде

Я рекомендовал уделять чтению час в день, но бывали дни и недели, и даже месяца, когда я не притрагивался к книгам. Важно дать самому себе отдых, если такая потребность появляется. Никто не придет и не будет тебя ругать, что ты вместо чтения смотришь глупые видео в интернете.

Фактически я читал периодами запоя и “протрезвления”. Читая роман Набокова в неделю, невольно погружаешься в его мир и отрываешься от своего, чтобы потом вернуться, как будто из дальнего путешествия, и замечать странности в своем привычном порядке.

Я бы рекомендовал читать всегда и везде, если хочется читать.

3. Читайте релевантные книги

И этот совет не теряет актуальности. Нет нужды в том, чтобы мучать себя Франзеном, только потому что редактор Афиши и Village называет это книгой года. Нет нужды в том, чтобы читать книги последовательно, от корки до корки и строго погружаться в процесс.

Чаще приятней, схватив случайную книгу с полки, начать читать с середины. Количество книг бесконечно. Невозможно прочесть и малую долю из них за всю жизнь. В лучшем случае, человек прочитает порядка 500 книг за жизнь, по 12 книг в год на протяжении 40 лет. Если довести количество ежегодной литературы до 50, то можно прочесть около 2 000 книг за жизнь, но и в этом нет никакого толка. Все цитаты и сюжеты будут забыты, останутся лишь приятные воспоминаниях о мирах, которые ты посещал и впечатления от удивительных знаний, которые ты познал.

4. Читайте правильно

Здесь я рекомендовал делать отметки в Букмейт и цитировать нон-фикшн в Евернот, чтобы сохранить знания. По правде говоря, я читал больше художественной литературы, а до заметок и конспектов у меня не доходили руки.

Но цитировать и пользоваться Букмейтом все так же весело и задорно как и раньше. Если вы еще не начали им пользоваться, то можно это сделать по моей супер-ссылке.

Здесь же я расскажу о книгах, которые мне наиболее понравились. Список - не рейтинг, можно читать как с середины, так и с конца.

HHHH — Лоран Бине

Захватывающая история о покушении на главу СС Гейдриха. Наиболее интересная историческая книга, которую мне довелось читать. Многообразие, многослойность, многовсе этой книги отлично передаст цитата:

Там до сих пор сохранились ужасающе свежие следы трагедии, завершившейся в крипте шестьдесят лет назад: внутренняя сторона окошка, которое я видел с улицы, прорытый туннель длиной в несколько метров, выбоины от пуль на стенах и сводах потолка, две маленькие деревянные дверки. А кроме того, там были лица парашютистов на фотографиях и их имена в текстах — на чешском и на английском, там было имя предателя, там были застегнутый на все пуговицы непромокаемый плащ на плечиках, два портфеля и дамский велосипед между плащом и плакатом, там был тот самый Sten, английский пистолет-пулемет со складным прикладом, — это его заклинило в самый неподходящий момент; там были женщины и опрометчивые поступки, о которых парашютисты вспоминали и упоминали, там был Лондон, там была Франция, там были легионеры, там было правительство в изгнании, там была деревня под названием Лидице, там был Вальчик, подавший сигнал о приближении машины, там был трамвай — он шел мимо, и тоже в самый неудачный момент; там была посмертная маска, там было вознаграждение в десять миллионов крон тому или той, кто выдаст, там были капсулы с цианистым калием, там были гранаты и гранатометчики, там были радиопередатчики и зашифрованные послания, там был вывих лодыжки, там был пенициллин, который тогда доставали только в Англии, там был целый город, находившийся во власти чудовища, которое прозвали Пражским палачом, там были знамена со свастикой и знаки отличия с черепами, там были немецкие шпионы, работавшие на Англию, там был черный «мерседес» со спущенной шиной, там был шофер, там был мясник, там был почетный караул у гроба, там были полицейские, склонившиеся над трупами, там были чудовищные репрессии, там были величие и безумие, слабость и предательство, мужество и страх, надежда и скорбь, там были все страсти человеческие, уместившиеся на нескольких квадратных метрах, там была война и там была смерть, там были евреи в концлагерях, там были истребленные семьи, там были принесенные в жертву солдаты, там были месть и политический расчет, там был человек, который, кроме всего прочего, играл на скрипке и фехтовал, там был слесарь, который так никогда и не смог заняться своим делом, там был дух Сопротивления, навеки запечатлевшийся на этих стенах, там были следы борьбы между силами жизни и силами смерти, там были Богемия, Моравия, Словакия, там — в нескольких камнях — была вся история человечества…
Семьсот эсэсовцев были снаружи.

3 труда Фромма

Фромма я люблю и воспеваю в детальных конспектах. Подробнее я писал о нем здесь:

4 романа Набокова

Набоков стал для меня открытием в этом году. Маэстро не нуждается в лишнем представлении. Наиболее интересным и запоминающимся для меня романом стала “Защита Лужина”:

Потом она спросила, сознавая глупость вопроса, но не в силах остановиться, — давно ли он играет в шахматы. Он ничего не ответил, отвернулся, и она так смутилась, что стала быстро перечислять все метеорологические приметы вчерашнего, сегодняшнего, завтрашнего дня. Он продолжал молчать, и она замолчала тоже, и стала рыться в сумке, мучительно ища в ней тему для разговора и находя только сломанный гребешок. Он вдруг повернул к ней лицо и сказал: «Восемнадцать лет, три месяца и четыре дня».

Книги, изменившие мое отношение:

  1. “Черный лебедь” Талеба: изменил отношение к вероятностям, статистике и авторитетам.
  2. “Размышления наедине” Август Аврелий: отношение к славе, чести, детям и загробной жизни.
  3. “Искусство рассуждать о книгах, которые вы не читали” Байяр: отношение к книгам, знаниям и разговорам.

Спасибо за внимание.

Я Артем. Маленькие и вкусные мысли я пишу в Телеграм. Подписывайтесь и не пропустите анонс какой-нибудь фигни.

--

--

Артем Тарабрин

Профессия: заставляю людей ставить классы.