Asya Zabolotskaya
4 min readMar 7, 2016

Голливуд по-коэновски — “Да здравствует Цезарь!”

На экраны выходит долгожданный новый фильм братьев Коэнов “Да здравствует Цезарь!”.

Спустя четыре года после выхода фильма “Внутри Люьина Дэвиса” Итан и Джоэл Коэны снова выходят на арену арт-мейнстримного кино и заманивают в кинотеатры толпы зрителей. Немногие американские режиссёры способны выпускать фестивального плана фильмы и этим самым нести искусство в массы (разве что Пол Томас Андерсон да Грегг Араки).

Именно арт-мейнстримное кино как нельзя лучше может рассказать про искусственную оболочку Голливуда, которая существовала с 20-го века и быстро разрасталась по всему миру. Не забывая “Бартона Финка” (1991), братья Коэны снова уходят в теплые тона Лос-Анджелеса, чтобы рассказать историю “красочной” жизни кинозвезд.

В центре сюжета — Эдди Мэнникс, человек с загадочной профессией — фиксер, на голову которому за один день свалилась куча бед. Эпицентром всего этого стало исчезновение исполнителя главной роли в фильме “Да здравствует Цезарь!”. Никто ничего не может сказать о его местоположении. Ситуация кажется еще более драматичной, когда становится известно, что актер похищен, а журналисты уже тут как тут.

В стенах многочисленных киностудий Лос-Анджелеса было много настоящих героев, которые могли разрешить любую проблему. Как правило, эти люди были известны только в узких кругах, информация об этих личностях не распространялась по ту сторону Голливуда. Именно такой личностью оказывается Эдди Менникс в исполнении Джоша Бролина. Это человек, одновременно любящий и ненавидящий свою работу. Он трудится по 30 часов в день, стресс — его самый лучший друг, однако именно такой распорядок подходит ему больше всего. Он не представляет себе жизни без суматохи.

Суматоху устраивают актеры и режиссеры, которые ведут себя словно дети, а их “родители” — продюсеры — приходят к Эдди, как к няньке, и просят научить детей хорошим манерам. К примеру, актер вестернов (Олден Эренрайк) пробует себя в роли светского джентльмена у режиссера камерных драм Лоренса Лоренца (Рэйф Файнс), и вот здесь находится работа для фиксера — поскольку артист даже рта открыть не может из-за своего техасского акцента. Или, скажем, актрисе (Скарлетт Йохансон) надо помочь сохранить свой невинный образ перед публикой… А тут ещё и главную звезду киностудии (Джордж Клуни) похищают!.. Так и проходят будни Эдди Мэнникса, и будням этим нет конца.

Коэны искренне любят иронизировать над голливудской политикой. Две стороны жизни в киносреде Лос-Анджелеса драматически, но с нотками триллера были показаны в картине “Бартон Финк”. Рассматривая роль сценариста на голливудской “сцене”, режиссеры пришли к выводу, что никому он толком не нужен: его имя может прозвучать только пару раз в замкнутых стенах киностудии, а может, даже — в одном только кабинете продюсера. Особая, незавидная, роль драматургам отведена и в новой картине Коэнов, однако главным героем они делают не сценариста, а фиксера, которого показывают ещё более безвестной фигурой.

Фиксер, как “человек-оркестр”, способен выкрутиться из любой ситуации, сыграть на чем угодно. Если актер уехал на окраину страны и начал вести отшельническую жизнь со своим другом-геем, то кому, как не фиксеру, это исправлять и делать так, чтобы публика вновь любила артиста и ходила на все его фильмы.

В очередной раз тяжелая доля достается “маленькому человеку” — возможно, не слишком и “маленькому”, но в иерархии Голливуда, все-таки, незначительному. Коэны играют с библейскими мотивами и, совсем не скрывая, отождествляют “Фабрику грез” с Иерусалимом. А Иисусом из Назарета выступает именно фиксер. Именно он берет все “грехи” актеров и режиссеров на себя и исправляет их, практически ничего не прося взамен.

Собственная трактовка Нового Завета в чисто коэновском стиле через голливудские тона предоставляет больше иронического подтекста, чем изначально планировалось. За всей комедией стоит четкое повествование о жизни этого небольшого мира в Лос-Анджелесе. Песни, танцы, бессрочные контракты, душные разговоры и продюсерские наставления разоблачают все экранные улыбки американских массовых фильмов 50-х годов.

Однако братья Коэны не хотят только критиковать Голливуд — одновременно они и восхищаются им. Выстраивая детективный жанр, они обращаются к мелодраме и — еще больше — к комедии, тем самым создавая настоящее жанровое попурри, чему помогают каламбурные диалоги и неестественность главных действующих лиц.

Несмотря на некоторое порицание голливудской системы, режиссеры сами пытаются ей подражать, чтобы восстановить эпоху. Однако взяв простой сюжет, они осложняют его частными ситуациями, что идет вразрез с голливудским шаблоном. Таким образом, персонажи становятся более реальными, чем 60 лет назад.

Картина “Да здравствует Цезарь!” оказывается больше экспериментом над жанром, неким фильмом-ностальгией или фильмом-рассуждением, но очень комическим, легким и ироничным.

Оценка — 4 из 5.

С 3 марта новый эксперимент Коэнов — уже в кинотеатрах. Билеты со скидкой 10% (при оплате картой Master Card) — на “Киноходе”.