Магия кино: “Люмьеры!”

Asya Zabolotskaya
3 min readAug 10, 2017

--

На радость, всем синефилам на большом экране выходит документальная картина “Люмьеры!” французского киноведа и, по совместительству, директора Каннского кинофестиваля Тьерри Фремо. Он оживляет создателей “синематографа” и рассказывает, в чем же настоящая магия кино.

Такой фильм должен был появиться намного раньше, но, возможно, сегодняшнее время является самым доступным в плане информации. Поэтому даже те, кто не знает историю искусств, каким-то образом, может быть, даже случайно, обратит внимание на такую картину.

Кинематограф был изобретением, которого пугались все фотографы и работники театра. На эту тему есть даже маленькая видеозарисовка от Луи Люмьера. В своем комментарии Тьерри Фремо говорит нам, что эти “бедные” фотохудожники даже не осознают, что скоро их работа будет менее востребована. В 21-м веке представить мир без кинотеатров и самих кинолент уже трудно, многими кино используется для развлечения и покупки новых эмоций, которых, видимо, не хватает в жизни.

Кино стало аттракционом. Не тем самым, которое представлял себе выдающийся советский режиссер Сергей Эйзенштенй, когда уходил с головой в кинотеорию. Оно стало коммерческим — именно это было трудно представить братьям Люмьер, потому что за “синематографом” они не видели будущего и финансового благополучия. Их изобретение казалось им, с одной стороны, игрой, а с другой (и, может быть, в первую очередь) — настоящим способом запечатлеть моменты.

Изначально заявив о себе в фотографическом искусстве, братья Люмьер, а больше именно Луи, снимали повседневные жизненные моменты, маленькие отрезки времени. Отсюда и рабочие с фабрики, завтрак малыша, поливальщик, красивый старый Лион, Париж, другие города и улицы. Тьерри Фремо в своей документальной работе делает на этом акцент, он доказывает, что фотография в их работах осталась, но она ожила.

Под объяснения невероятного пронзительного голоса директора Каннского кинофестиваля фильмы Люмьеров, многие из которых недоступны обычному зрителю, приобретают новое значение, а точнее, снова дают о себе знать как великие произведения искусства. Фремо напоминает о том кинематографе, который люди потеряли, а братья Люмьер никогда не представляли. Весь фильм говорит об одном искусстве: синтетическом, только-только осознавшем свои возможности благодаря синхронности текста, фотографии и театра. Звук заменяло воображение, которое воссоздавало звуки воды, шум поезда и смех детей.

Минутные короткометражки, рассказывающую историю жизни и кинематографа, магическим способом привлекают зрителя без специальных драматургических приемов сценариста, спецэффектов, новшеств цифровой камеры и 3D. Тьерри Фремо акцентирует все внимание на невыразимости композиции, фотографической экспозиции и уникальной возможности видеть в простом сложное, а точнее, запечатлевать самые яркие моменты повседневности.

Знакомство с неизвестными работами братьев Люмьер помогает почувствовать ту самую магию кино, которую современные независимые кинематографисты пытаются снова достичь, но им мешает “попкорная” продукция в кинотеатрах.

Рассказчик, медленно повествуя, в итоге приходит к выводу, что на самом деле в киномире ничего нового не придумали, все это реализовывалось еще самими Люмьерами и их лучшими операторами. С грустью, но с надеждой Тьерри Фремо объясняет какое именно качество было потеряно в современном кино. Именно коммуникативные навыки становятся самыми невостребованными в нынешнем кинопроцессе, диалог со зрителем уводится на второй план из-за постмодернистского настроя, а также постструктурализма.

Сегодня же коммуникационную роль берет на себя интернет. Пока Люмьеры коммуницировали с другими странами и народами с помощью “ожившей” картинки, они не могли представить, насколько все может измениться в будущем.

Фремо не делает строгих суждений, он только документальным языком показал ряд моментов с целью найти возможность говорить с нынешним поколений. Может быть для фильма “Прощай, речь 3D” Жан-Люка Годара еще слишком рано?

“Люмьеры!” в кинотеатрах — с 10 августа. Билеты уже есть на “Киноходе”.

--

--