Заветы палача

Павел Бегичев
2 min readJun 12, 2018

--

Гал 2, 19–20

Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня.

#ЭкспрессЭкзегеза

Почему христианин не может исполнять требования Закона Моисеева?

Да потому что Закон умертвил нас. Умертвил по Закону. Мы не можем постоянно исполнять все 613 заповедей Закона, поэтому повинны смерти.

Закон нас убил, казнил за преступления.

Но палач, как слуга закона, не может требовать послушания закону от человека, которому только что отрубил голову!

Блаженный Феофилакт Болгарский продолжает мысль:

Чтобы кто-нибудь не сказал: как же ты живешь, когда умер? – он говорит, что хотя закон умертвил меня живого, но Христос, обретши меня мертвым, оживил меня, мысленно сораспявшегося Ему и умершего с Ним чрез крещение. Сугубое чудо: оживотворил мертвого, и оживотворил чрез смерть.

И Святитель Иоанн Златоуст пишет:

Законом я умер для закона». Ведь закон повелевает исполнять все написанное в нем, а не исполняющего наказывает. Поэтому мы все умерли для закона, так как никто не исполнил его. И смотри, с какою осторожностью он и здесь восстает против закона: он не сказал: «закон умер для меня», но – «я умер для закона». А эти слова имеют такой смысл: «Подобно тому как для бездушного и мертвого является невозможным повиноваться заповедям закона, точно так же и для меня, умершего от клятвы закона, – потому что я умер чрез то, что говорит он.

«Чтобы жить для Бога, – говорит он, – я сораспялся Христу». Так как он сказал: «я умер», то, чтобы кто не сказал ему: «как же ты жив?» – он и представил причину жизни, и показал, что хотя закон и умертвил его живого, но Христос, восприняв мертвого, оживотворил чрез смерть Свою; и этим показывает двойное чудо – во-первых, (Христос) оживотворил мертвого, и во-вторых, чрез смерть даровал жизнь. Под смертью он разумеет здесь жизнь, потому что это именно показывают слова его: «чтобы жить для Бога, я сораспялся Христу». «Но каким образом, – скажет кто-нибудь, – он сораспялся, когда был жив и дышал? Что Христос был распят, это ясно; но как ты и распялся и живешь?» Смотри, как он изъясняет и это, говоря: «и уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2:20). Сказав: «я сораспялся Христу», он указал на крещение, словами же «и уже не я живу», – на последующий затем образ жизни, которым умерщвляются наши уды. Что же значит: «живет во мне Христос»? «То, – говорит, – что я ничего не делаю, что не угодно Христу».

--

--

Павел Бегичев

Человекообразный митрополит, магистр богословия, блогер