Шаварш Карапетян

6 октября 2013 года, Российская Федерация, Москва, Красная площадь. 
Шаварш Карапетян бежит с олимпийским факелом (вес — 1756 граммов), второй участник эстафеты, бежит один, группы сопровождения почему-то нет.

16 сентября 1976 года, Союз Советских Социалистических Республик, Армянская ССР, Ереван.

Шаварш, утренняя пробежка, брат Камо и их тренер Липарит Алмасакян, Липо, как называет его Шаварш. 
Он усиленно готовился к тренировкам, бежал кросс 20 км с грузом 20 кг, чтобы развивать выдержку. Шаварш стремился попасть на следующие Олимпийские игры, которые должны были проводиться в Москве с 19 июля по 3 августа 1980 года.

— В тот год было указание сверху, чтобы меня не взяли на чемпионат мира, несмотря на то, что на тренировке я установил три мировых рекорда. И я поклялся, что приеду в Армению и буду тренироваться так, что никто другой не выиграет ни одну дистанцию — ни Кубок Советского Союза, ни чемпионат Советского Союза, ни чемпионат Европы и ни чемпионат мира. 
И именно в тот день Господь Бог меня не пустил в Ганновер, а отправил в Ереван. 16 сентября 1976 года в Ганновере начинался чемпионат мира, и я должен был быть там, но руководство мне этого не разрешило. Тогда я плюнул на все и поехал в Ереван — равных мне спортсменов быть не должно.

Он бежал по дамбе Ереванского водохранилища. Ему оставался последний круг, когда он услышал жуткий шум.

Троллейбус перед ним резко повернул в сторону, врезался в невысокий бордюр и полетел вниз, в воду, на десятиметровую глубину. По официальной версии, у водителя была ишемическая болезнь сердца, которую обнаружили при вскрытии, произошёл гипертонический криз, шофёр потерял сознание и повернул руль влево. Что произошло на самом деле, никто не знает. Троллейбус упал в воду передом, в самом низу был водитель. Выжившие пассажиры утверждают, что в кабине произошел конфликт.

— Кто выжил, рассказывали, что к водителю подошел мужчина и говорит: «Останови троллейбус, мне надо выйти». Тот говорит: «Это не такси». Пассажир схватил монтировку в кабине и ударил водителя по голове.

Позже Шаварш узнал, что у самой воды машина сбила удившего рыбу мальчика, что из задней двери успели выскочить несколько человек, после чего дверь тут же захлопнулась.

Журналист Геннадий Бочаров писал в своем очерке о Шаварше: «Поразительно: на решение, ставшее в его жизни самым значительным, он затратил лишь доли секунды, в то время как на несоизмеримо менее серьезные решения у него, как и у большинства людей, нередко уходят часы, дни, а то и недели. Здесь — миг».

— Какая мысль была, когда вы увидели, как троллейбус уходит под воду? 
 — Надо снять спортивные штаны. Тапки можно по ходу сбросить, а вот штаны надо успеть стянуть, они потом в воде тяжелеют (интервью с Зинаидой Лобановой, 21 Августа 2001, Комсомольская Правда).

Братья Карапетяны могли погружаться в воду без снаряжения на тридцать метров и находиться под водой больше пяти минут, хотя редко кто опускается дольше, чем на минуту. 
«Я достаю — ты подбираешь», сказал Шавараш брату. В тот момент Шаваршу было 23 года.

— Я знал, как они будут тонуть, я знал, как они будут умирать — это ощущение меня давило. Но когда я уже двоих поднял, у меня появилась уверенность, что их можно спасти — и вот каждые 25 секунд новый человек был наверху. Пять раз вдох-выдох — ушел — поймал, встал на троллейбус, оттолкнулся…

На глубине 10 метров при нулевой видимости Шаварш разбил боковое стекло троллейбуса ногами и стал вытаскивать пассажиров. Всего их было 92. 
Братья Карапетян вели слаженную работу: в течение получаса Шавараш хватал первого попавшегося и стремительно поднимался вверх, Камо подхватывал человека и передавал в спасательную лодку тренеру. Липо выводил людей из шокового состояния уже через несколько секунд после того, как они оказывались в его руках. Он перевозил их на берег, где уже были врачи. Рядом с местом трагедии была 4-я больница.

В это время к водохранилищу ехал на машине отец Шаварша Владимир Самсонович Карапетян. Он знал, что здесь тренируются его сыновья, и знал, что в воду упал троллейбус. Он был уверен, что сыновья уже в воде, помогают пострадавшим. 
После спасения второго пассажира Шаварш попросил, чтобы спасатели привезли акваланги. В троллейбусе еще оставался воздух у самой крыши, и он подумал, что можно стравить воздух из акваланга наверх. Акваланги привезли быстро — после пятого или шестого спасенного человека. В них не оказалось воздуха. Шаварш уверен: если бы не пустые баллоны, он спас бы всех.

Надо было экономить все: воздух в легких, время поиска, сократить число мысленных команд.

— Сколько раз погружался в воду старший сын, столько же раз я невольно задерживал дыхание. Я умирал в тот день много раз. И воскресал (Владимир Самсонович Карапетян).

В какой-то момент пассажир, несмотря на то, что был без сознания, инстинктивно ухватился за ноги Карапетяна, мешая ему продвигаться. Единственное, что нужно делать в таких случаях, это расслабиться. Тогда и отпустит тебя утопающий. Так Шаварш и сделал и не ошибся. Он потерял много времени и сил, чтобы вытащить этого человека из воды.

— Я выныривал, делал вдох и снова погружался, это 4–5 секунд, у меня даже не было времени сделать гипервентиляцию легких.

Вынырнув в очередной раз, Шаварш осознал, что вытащил не человека, а матрац от сиденья троллейбуса. Эта подушка часто снилась ему по ночам, ведь он мог спасти жизнь ещё одному человеку. Шаварш и Камо вытащили из воды значительно больше людей, но лишь двадцать из них удалось вернуть к жизни.

Врачи, оказывавшие помощь, не знали, что их пациентов вытащил из воды один человек. Все были уверены: ведётся слаженная работа спасателей. 
В это время спасатели пытались вытащить из воды троллейбус. Шаваршу сказали, чтобы он помог зацепить троллейбус тросом.

— Командовал полковник милиции. Он взял командование на себя, потому что там каждый занимался своей работой. Он сказал: «Я тебе приказываю зацепить за штанги», — я ответил: «Там сто тонн, вместе с водой, как можно?», — «Я знаю, они с корпусом связаны», — говорит. Я зацепил за штанги, оторвало со штангами вместе. Тогда я ему по-мужски сказал: «Пошел ты на фиг!». Задний мост было не достать, он был в песке. Тогда мы захватили троллейбус по бокам двумя кранами, и этот способ оправдал себя. Тогда я уже не слышал, что мне кричали — я делал то, что считал нужным.

Для этого Шаваршу понадобилось выбить еще одно стекло: надо было с тросом в руках пролезть в салон, проплыть под потолком, выйти на другую сторону. Он потерял уже много крови.

— У меня очень сильно была порезана нога при ударе в стекло. Есть стекло автомобильное, оно при ударе разбивается на маленькие кусочки, а там было обычное оконное стекло, и когда я его разбил, то очень сильно порезался. 
Разбил стекло тремя ударами. Удар в воде можно сделать только одним способом — это ногой. Собираешься в кулачок, а потом резко открываешься. По-другому в воде не получится так сильно ударить. Хорошо, что стекло было обычное. Автомобильное стекло я бы не смог поломать. Там нужен был бы лом, а если лом держишь под водой, то сразу сам тонуть начинаешь.
Через 44 минуты после катастрофы
Вытащенный троллейбус Škoda 9Tr, маршрут №15

Шаварш погружался до тех пор, пока не отключился от усталости и потери крови. Карапетян был одним из очень немногих людей на Земле физически способных на такой подвиг. В воде он чувствовал себя куда лучше. Но стоило изрезанному телу соприкоснуться с воздухом, как появилась режущая боль. Ноги схватило судорогой. Дала о себе знать резкая перемена температуры. Двадцатикилометровый бег, разгоряченное тело и вслед за этим холодная вода и бесконечные погружения. 
Шаварш настаивал, чтобы его отвезли домой, а не в больницу. Для них с Камо вызвали врача Эдика Назаретяна. Он опасался заражения крови и был уверен в воспалении легких. Шаваршу становилось хуже, он лежал, глядя в потолок. Когда мать спросила его, о чем он думает, он ответил:

— Если бы были акваланги, я бы вытащил всех. И если бы не то сиденье…кому-то это стоило жизни.

Отец поседел не сразу. Он стал седым на третий день. И сразу же покрасил волосы.

В СССР «не было» всяких неприятных происшествий. Республиканские власти тихо вручили герою медаль «За спасение утопающих» и забыли. Выжившие даже не знали имени своего спасителя. 
И только в 1982 году, после публикации в «Литературной газете» и общественного резонанса, ему вручили орден «Знак Почета» и награду ЮНЕСКО Fair play (Благородная игра).

После воспаления в легких образовались спайки, и каждый глубокий вдох спортсмену давался с трудом (на высоте вдоха спайки натягивались, вызывая боли и удушающий кашель). 
Карапетян вернулся к тренировкам. К концу третьего месяца, перед самым Новым годом, — спортивные сборы в Цахкадзоре. В середине марта в розыгрыше Кубка страны он решил взять старт. Никто не знал, по какой причине уже полгода Шаварш не участвует в соревнованиях. 
Рекорд мира был 3 минуты 11,1 секунды. Диктор рассказывал об этапах установления рекорда на дистанции 400 метров с аквалангом. Не преминул сказать и о том, что наибольшие шансы на победу, а возможно, и на установление нового мирового рекорда имеют Серьгин и Каразаев, ибо прославленный чемпион Шаварш Карапетян, судя по всему, не в лучшей спортивной форме: последние международные соревнования прошли без него. 
Шаварш знал, что если он покажет одинаковое с соперниками время, то не сможет выдержать дополнительного заплыва: кашель и ослабленные лёгкие не дадут ему этого совершить. Он хотел плыть в одно заплыве с сильными соперниками Анатолием Серьгиным и Анатолием Каразаевым, но все они оказались в разных заплывах. 
Анатолий Серьгин побил мировой рекорд — 3 минуты 11,0. Анатолий Каразаев плыл по этой же счастливой дорожке во втором заплыве. Удивительно, но он побил рекорд Серьгина — 3 минуты 09,5 секунды. 
В третьем заплыве стартовал Шаварш. Все та же счастливая дорожка. Он не мог долго находиться в воде: его в любой момент мог охватить кашель или по телу пойти красные пятна и язвы — последствия заражения крови.

- У меня не было мысли, что можно десятилетнее чемпионство променять на тот прыжок. Это было мое правильное решение.
И когда Шаварш коснулся стенки бассейна, Камо прыгнул в воду. Он знал: старший брат не сможет сам выйти из воды. Он видел яркие красные пятна на широких плечах Шаварша. Братья обнялись. Обнялись в воде. И Шаварш, прижавшись к младшему брату, не мог справиться с приступом кашля. Гул не прекращался. В воду полетели цветы. Шаварш не понимал, что происходит. Он не знал, что установил новый мировой рекорд. 3 минуты 06,2. Его одиннадцатый рекорд. Последний. 
Мир приветствовал великого спортсмена. Приветствовали его миллионы людей плюс двадцать спасенных жизней, которые и стали самым главным рекордом братьев Карапетянов (Зорий Балаян, Журнал «Ереван», 7–8, 2007).

Продолжать спортивную карьеру он уже не мог, травмы сказались на здоровье. 
С трагедии на водохранилище начался и разлад с тренером. Липо не хотел верить, что Шаварш чувствует себя плохо, кашель раздирает легкие, силы быстро отступают. Давала знать о себе и психологическая травма: Шаварш испытывал мучительное отвращение к воде.
Он оставил большой спорт и позже работал директором юношеской школы, но не смог работать и тренером. Устроился инженером на завод. Потом уехал со своей семьей за границу. Он никак не мог найти себя. В 1993 году приехал в Москву. У него не было ничего: ни денег, ни прописки, ни квартиры. Он пытался выжить. По словам Шаварша, это оказалось тяжелее, чем спасти людей из троллейбуса. 
Шаварш собрал обувщиков и открыл на юго-западе мастерскую. Известно, что армяне — лучшие сапожники. Дело пошло. Сейчас у него свой бизнес, а его специалисты считаются лучшими в Москве.

— Его сапожная мастерская называется «Второе дыхание». Название придумали друзья, которые в 1976-м помогали на берегу. Сегодня они работают вместе с ним (Ирада Зейналова, «Вести»). Аква-Эко.рф эти данные подтвердить не удалось. Мы проверяем.
— Женился. Нелли узнала о том, кто спасал людей в на Ереванском озере, только из газет, в 1982-м. Как и вся страна. Как и сами спасённые. Вдруг стало можно говорить о том, что с дамб падают троллейбусы (К. Ю. Старохамская, Школа жизни)
— Советский гимн 75–80 раз звучал в честь меня. Я этим дорожу. С тринадцати лет я тренировался в классическом плавании, а потом до семнадцати с половиной лет я был чемпионом России по плаванию. Потом у меня случилась ссора с тренерами, и я ушел в подводный спорт, и через полтора года стал чемпионом Европы. В 19 лет я уже был чемпионом Европы и рекордсменом мира.

Последний рекорд он побил в моноласте и с аквалангом.

Шаварш совершил еще несколько подвигов. Один из них произошел ещё до событий на водохранилище, 8 января 1974 года. Он возвращался на автобусе со Всесоюзной спортивной базы Цахкадзор, построенной накануне Олимпийских игр в Мехико для тренировок советских олимпийцев, в Ереван. 
В автобусе находилось более тридцати пассажиров, включая спортсменов. На крутом подъёме водитель вынужден был остановиться, поскольку заметил неполадки в работе мотора, и выйти. В тот же момент автобус тронулся с места. Первым отсутствие водителя заметил Карапетян, который сидел ближе всех к кабине шофера. Автобус несся по краю ущелья. Шаварш локтем разбил стеклянную стенку, отделявшую кабину от салона, и попытался остановить автобус. Тормоза отказали. Шаварш резко направил автобус в сторону горы. Анализируя эти события, определили, что это было единственно правильным решением, предотвратившим катастрофу.

— Просто я был ближе всех.

19 февраля 1985 года Шаварш стал участником спасения людей в другой аварийной ситуации — на пожаре в Спортивно-концертном комплексе «Амалир» имени Карена Демирчяна в Ереване (на холме Цицернакаберд). Это было ультрасовременное здание, построенное год назад. На месте уже работали пожарные.

Комплекс из-за пожара был закрыт вплоть до окончания реконструкции в конце 1987 года

По воле случая Шаварш оказался на месте возгорания одним из первых. Он заметил пламя, когда ехал на работу — в здание, находящееся прямо напротив комплекса. Он принялся помогать пожарным: подхватил брандспойт и направил мощную струю воды на огненный столб. Потом раздался взрыв, в реанимацию Шаварш попал уже без сознания, с острым трахеобронхитом, по словам врача Анушавана Вемяна. Карапетян был помещён в кислородную барокамеру, в целом, состояние не вызывало опасений за его жизнь. И снова — множество спасённых жизней.

Имя Шаварш с армянского означает «Могущество солнца». Сейчас Шаварш — почётный президент российской Ассоциации подводного плавания. Его именем назван астероид №3027 (Shavarsh), открытий 8 августа 1978 года Николаем Черных в Крымской астрофизической обсерватории. В 2007 году был основан благотворительный фонд Шаварша Карапетяна «Мир без голода, без войны и без границ». В 2008 году в спортивном комплексе «Олимпийский» прошли соревнования этапа Кубка мира по подводному плаванию в ластах — «Кубок Шаварша Карапетяна».

Шаварш Карапетян (Շավարշ Կարապետյան) — семикратный чемпион СССР по плаванию, 15-–кратный обладатель Кубка СССР, 11–-кратный рекордсмен мира, 17-–кратный чемпион мира, 13–-кратный чемпион Европы. Почётный президент российской Ассоциации подводного плавания. Получил заслуженного мастера спорта СССР в 1982 году.

Статья впервые опубликована в группе «Аква-эко.рф».

Источники

  1. Фридайвинг.
  2. Зорий Балаян, Последний рекорд.
  3. Арсений Виноградов, Пловец Шаварш Карапетян.
  4. Александра Борисова, Шаварш Карапетян: Человек человеку человек.
  5. Зинаида Лобанова, Станет ли Шаварш Героем России?
  6. К. Ю. Старохамская, Что человек может? Шаварш Карапетян.
  7. Ирада Зейналова, Шаварш Карапетян: выжить тяжелее, чем спасти людей.
  8. Павел, Место герою.
  9. Моноласта.
  10. Скоростное плавание.
  11. Дмитрий Туманов, Подводное плавание.
  12. Зимние Олимпийские игры 1976.
  13. Владимир Сверкалов, Советский модернизм. Спортивно-концертный комплекс им. Карена Демирчяна.
  14. Татьяна Меньщикова, Шаварш, который ближе всех.
  15. Саратовские новости, Прошел VI этап Кубка мира по плаванию в ластах.
  16. Лейбовский В. В., Двадцать жизней Шаварша. Москва, Физкультура и спорт, 1984.