Восхождение на гору Белуха, Алтай

Dasha
11 min readAug 22, 2017

--

Гора Белуха Восточная и Западная вершина

небольшое эссе о нашей потрясающей поездке на Белуху

с 31 июля по 15 августа 2017 года

Начало

В 2016 я была на Эльбрусе, где познакомилась со Стасом. Он был гидом у другой группы и рассказал мне о своих планах, отправиться покорять гору Белуху на следующий год. Это было очень заманчивое предложение, и спустя несколько месяцев я согласилась. Этим летом я успела сгонять на две горы на Кавказе и погулять по Алтаю. О восхождении на Белуху я думала с большим сомнением, не слишком ли многое я запланировала, и хватит сил преодолеть все это?

Прогулки по городу

Приехав в Барнаул на день раньше, я встретилась с Лёшей, который в прошлом году вместе со мной поднимался на Эльбрус. Оставшееся время мы морально и физически готовились к путешествию, то есть начинаем уходить из зоны комфорта. Погуляли под проливным дождем по городу и переночевали в «прекрасной» гостинице с комарами при тридцати градусной жаре.

Утром мы поехали в аэропорт, чтобы встретиться с остальными участниками.

День первый. Знакомство

Нас пятеро: Стас — руководитель, Алеша, Санек, Саша и я. В 10 часов утра, погрузившись в газель с еще одной группой, мы отбыли в Тюнгур, на базу «Высотник». Ехали 14 часов, но благодаря дружной компании, время пролетело почти незаметно. База нас встретила проливным дождем. Быстро поставив палатки, мы улетели к Морфею.

Туристическая база “Высотник”
Любуемся закатом

День второй. «Езда с ветерком»

На следующий день путешествие началось. Мы на супер-танково-непробиваемой машине «Шишига« (газ 66) должны были доехать до Трёх Берез. Договорившись с водителем на час дня, мы прождали его сначала час, потом два, и заплатив сверху, наконец-то отправились в путь. Это была езда с препятствиями, трясло нас просто замечательно, приходилось силой держаться за поручни и увертываться от проносившихся мимо веток. На полпути наш чудо-транспорт сломался, пришлось ждать час, пока приедет другой танк. Тем не менее время пролетело быстро, так как повсюду росла малина и красная смородина, и воспользовавшись вынужденной остановкой, мы лакомились ягодами с лихвой.

“Ура” — привал.

В этот день прошли всего два часа пешком. Разминка перед стартом.

День третий «Озеро Аккем»

Белуха, в отражении озера Аккем

На следующий день погода стояла прекрасная, но идти пришлось, утопая по колено в грязи. По дороге зашли в кафе и отведали пирожков размером с лапоть. Тут взгляд наш наталкивается на фотографии, что висят на стенах. На одной из них чувак ползет по перевалу Делоне 50 градусов отклонения по веревкам. Так как у меня есть дурная привычка не читать и не смотреть то, что ожидает заранее, то я была, как бы сказать мягко поражена, тому через что мне предстоит пройти. Я начала подумывать, может быть потихоньку слинять, пока все заняты компотом. Но сила воли взяла вверх, и я смиренно приняла свою судьбу.

Перекус в кафе

День четвертый «Дневка»

В этот день мы перекладывали вещи и подбирали недостающую снарягу. Утром я отправилась стирать свои гамаши, которые после хождения по грязи стали черными вместо розовых. Лучше бы я этого не делала. Хотя течение в озере и было небольшое, и дно просвечивалось, я умудрилась потерять один гамаш, и он уплыл в неизвестном направлении. Тщетно мы пытались его искать всей командой, бегая по берегу назад и вперед. Он как в лету канул. «Вернись, я все прощу, больше никакой грязи», — думала я, идя по берегу и всматриваясь вдаль. Гора приняла дар и не хотела его отдавать.

“Дневка” на берегу озера Аккем
Озеро Аккем

День пятый «Томские стоянки»

На следующее утро, после дневки встали рано и отправились до Томских стоянок. Дорога заняла 8 часов, идти пришлось по булыжникам и леднику.

На встречу приключениям

Сашеньки было тяжелее всех, так как рюкзак он собрал отменный, вещей одних килограмм на 25, любой шопоголик бы позавидовал. Это никак не отразилось на его настроении, улыбка все время на лице, и зеркалка не уставала щелкать на привалах.

Уставшие путники

На Томских стоянках оказалось много народу, еле втиснулись среди других альпинистов-скалолазов.

День шестой. «Занятия на леднике».

На следующий день проводились ледниковые занятия. Обучались всеми премудростям альпинизма, было весело и интересно. Стас натянул веревку, и мы учились правильно жумариться, самостраховаться и спускаться.

Саша показывает мастер класс!!!
Я с Лёшей, готовимся к занятиям на леднике

Стас смотрел на меня с грустью и печалью, так как я не слишком быстро справлялась с поставленными задачами. Я думала про себя: «Не дрейфь, все будет ОК. Запомню — жумар, карабин, самостраховка….».

Приятного аппетита

День седьмой. «Перевал Делоне”

Встали рано утром и первые из всех групп тронулись в путь. Пройдя час, нам во всей красе рассветных сумерек открылся перевал Делоне. Но сердце мое даже не ёкнуло, воин смирился со своей судьбой и принял все как есть. Предстояло преодолеть шесть веревок. Первым пошел Стас, потом Саша, затем я. Пока ползла вверх в голове проговаривала необходимые, как мантру слова «жумар, самостраховка и так далее».

А виды то, отличные

И вот мы все наверху ледника счастливые, но еще предстояло пройти несколько часов до стоянки, а дорога опасная с множеством трещин и обрывов. По пути нам попадались довольные группы, которые смогли этой ночью взойти на гору, с чем мы их и поздравляли. Спустя пару часов мы встали на стоянку. Народу со стоянки уходило много в этот день, так как обещали снег. Некоторые группы покидали с радостью и весельем, так и не достигнув вершины, что меня несказанно удивило, я бы на их месте рыдала и валялась бы в сугробах. Лёшенька, наш главный метеоролог, благодаря своему спутниковому телефону, предсказал нам, что погода предстоит прекрасная как раз для восхождения. И Стас подумав быть или не быть, махнул рукой и сказал: «Горе быть и идем завтра в час ночи”.

Соседи

День восьмой. «Мечты сбываются»

И шли они в снег утопая…
Все вверх, да вверх

«И вот нас пятеро, пока мы вместе, но дело есть — и это дело чести”. Идем в связке, Стас и Саша впереди, я посередине, Леша следом, последний Сашенька. Все с гордой осанкой и стальными мускулами тронулись к заветной мечте. По дороге свернули на перевал 3б. Стас сказал, мол времени у нас полно, сил и того больше, зайдем, поглядим какие виды там открываются. Мы согласились, а что не сгонять думали мы всего-то 40 минут, зато виды прекрасные))))))))))))))))))))))))). Побывав на перевале, вернулись к положенному направлению и продолжили путь. Перед самой вершиной еще три веревки натянуты.

И вот мы на вершине!!!!!

УРА!!!

Достигли мы ее за 4 часа и пришли самыми первыми. Хотя с такой группой, где одни спортсмены-разрядники, да еще и с таким руководителем, который рвет вперед галопом, я бы не удивилась бы, если бы мы и за час сгоняли. Белуха 4506 м. Стас сказал, фотографируемся и быстро тикаем, так как идут следом другие группы. Щелкались минут 10, поздравили друг друга с восхождением и начали спускаться. Фотки с горы у нас с Алешей получились классные. Санёк рулит!!! ))))))))))))))).

Нас ждал мегаспуск. Погода стояла жаркая, солнце палило нещадно, в Сочи и то холоднее. Появилась опасность схода лавин, поэтому Стас гнал в 10 лошадей. Я не успевала за ними садилась на ногу и так пыталась съезжать, так как Леша шел в связке сзади и постоянно орал: «Срыв»!!!!. Я ему в ответ орала сквозь зубы: «Не срыв, блин, сама сажусь, не успеваю за вашими метровыми шагами». Сам Леша тоже снега наелся с запасом, так как падал часто и энергично. Обогнув склон и спустившись в безопасное место, мы сели перевести дух, и с Саньком слопали шоколадку, остальные отказались.

Отдыхаем, перед последним рывком
Снег и горы, что может быть красивее

Весь спуск занял 3 часа. Придя на наши стоянки, мы отдыхали пару часиков, и подумав, решили дойти в этот день до Томских стоянок, так как на следующий день обещали метель. А нам нужно было пройти через опасные трещины, которые потом могло засыпать снегом. Поэтому уставшие, но счастливые двинулись в путь. Не доходя до ледника Делоне, Леша упал в трещину, но успел крикнуть боевой клич «Срыв»! И ушел… в небытие. Я, Стас и Саша, быстро зарубившись, припали лицом в снег. Стас отцепился от связки и стал тянуть Алешу, а мы, зарывшись в снег, помогали Стасу тащить друга, пока он обозревал красоты внутренней жизни ледника. Позже герой дня признался, что его даже очень захватил подземный мир ледника, и он не знал стоит ли сразу вылезать или подольше повисеть и рассмотреть все поподробнее. Спустя час герой драмы был спасен, хотя немного и потрепан. «Человек-удача» — так назвал Лешу Стас.

Спуск, всегда тяжелее подъема

На пути нас ждал опять перевал Делоне, который сиял на солнце. Только теперь надо спускаться. Тут я и поняла для чего нужна была все эти годы физкультура, а чтобы хватило сил протиснуть 12–14 мм веревку в 10 мм спусковое кольцо)))))). Спасибо огромное Саше, который помогал мне проделывать эти манипуляции, без тебя я бы никогда бы не справилась и висела бы там и по сей день. Дошли до Томских стоянок в целости и сохранности. Сразу же зарядил дождь, а ночью пошел снег.

День девятый «Спуск до Аккемского озера»

Вершина Белухи слева

Утром снег подтаял, выглянуло солнышко, и мы решили идти вниз до Аккемского озера. Временами накрапывал дождь, а иногда он переходил в ливень. Большую часть пути скакали по камням, и поскользнувшись, соприкасались с ними во всей красе. Дошли наконец-то голодные, уставшие, холодные, слегка побитые, но гордые в душе. Сашенька даже искупался в озере на радостях, а оно очень холодное. Вот это человек!!! Так как у нас оставалось еще 2 дня в запасе, то отправились обозревать местные красоты.

День десятый. «Семь озер»

На следующий день ходили на семь озер. Лёшенька остался у палаток под предлогом «устал и спать хочу», хотя на самом деле мы-то знали, что продуктов оставалось в избытке, и их нужно было срочно съедать.

Одно из семи озёр

Прогулка была легкой и непринужденной. Наконец-то можно не торопиться и спокойно осматривать окрестности и глядеть по сторонам, а не под ноги. Виды были великолепными.

Стас, о чем-то задумался

Вечером мы заказали баню, о которой мечтали уже со второго дня и были готовы к ней и морально и аморально.(слова Саши) )))))))))))))

День одиннадцатый. «Вторая радиалка».

На следующий день пошли гулять в другую сторону, решили посетить долину Ярла. В этот раз у палаток остался Стас, под тем же предлогом, что и Лешенька. Так как все конфеты я выиграла накануне в покер, то мне было не страшно уходить и оставлять его одного. Прогулка была тоже суперская нагулялись, насмеялись.

Сашенька решил в прядки поиграть
Просто булыжник

День двенадцатый. «Голод — не что. Жажда — все»

На следующий день путь наш простирался до Трех Берез, шли 30 км, день выдался жарким солнце палило нещадно. «Воды, воды», думали мы на протяжении всего пути. На каждом привале, несмотря на усталость, бежали к реке и припадали к прохладному источнику. Придя на стоянку у Трех Берез, мы поймали шишигу, и забившись под завязку с другими группами, тронулись в путь под песни парня, который пел под лозунгом «Невезуха нету слуха»)))). Назло судьбе он сидел со мной рядом. Бедные мои уши! Вечером отпраздновали наше возвращение в кафе.

Уморительная поездка в шишиге

День тринадцатый. «Безделье и мороженое»

Следующий день провели на Высотнике, кто-то стирал башмаки или гамаши, кто-то просто валялся у берега реки, играли «вконтакт». Потом Стас принес арбуз из магазина. Днем отправились в деревню за дыней и по дороге объедались мороженым и всякими другими вкусностями. Вечером в кафе смотрели автогонки, Стас болел за синюю машину, а мы даже не знаем победила ли она или нет. Когда начался футбольный матч, решили сразу же идти спать.

День четырнадцатый. «Возвращение в Барнаул»

В этот день должны были ехать в Барнаул, в семь утра за нами приехал автомобиль лада цвета баклажан или нива, в общем, русская машина, в которой колени приходилось на плечи класть. Ехали 12 часов, остановились на ночевку в хостеле, где нас встретила радушная хозяйка, которая долго не отдавала нам паспорта и была крайне подозрительна, наверное, бывшая агентка ЦРУ. Передаю ей привет. Вечером замечательно погуляли по городу и посидели в баре.

Наша замечательная команда

День пятнадцатый. «Отъезд домой. Тоска»

Стас, Санек, и Сашенька уехали рано утром в аэропорт, а мы с Лешенькой остались ненадолго в городе, так как наши самолеты улетали намного позже. А мне еще и в Новосибирск надо ехать, в час дня посадив меня в автобус, Леша испарился в городской среде. Вот так и подошла к концу наша экспедиция-восхождение на Белуху.

P.S.

В суету городов и в потоки машин

Возвращаемся мы — просто некуда деться!

И спускаемся вниз с покорённых вершин,

Оставляя в горах,

оставляя в горах своё сердце.

Так оставьте ненужные споры —

Я себе уже всё доказал:

Лучше гор могут быть только горы,

На которых ещё не бывал,

На которых ещё не бывал.

А теперь принимайте благодарности:

Спасибо ВСЕМ вам за то, что были со мной все эти дни и делили все трудности, сложности, но и также радости и веселье нашего увлекательного путешествия. Благодаря нашей сплоченной команде, мы смогли взойти на вершину и посетить огромное количество прекрасных мест. Спасибо тебе Стас за то, что организовал эту потрясающую поездку, все было на высшем уровне. Спасибо вам за ваше чувство юмора, которое не покидало вас все эти дни, и благодаря которому все эти 15 дней пролетели одним махом. Могу без преувеличения сказать, что для меня это был самый веселый, интересный и яркий тур. Спасибо всем, Алешенька, Сашенька, Санек и Стас. Всех люблю, целую, обнимаю, надеюсь, увидимся в будущем.

--

--

Dasha
0 Followers

I adore sport, climbing, swimming, painting, traveling, skiing, learning Spanish, writing stories. I'm going to post stories of my travels, and will also share