ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ДЛЯ ТУРЦИИ: ВСТАНЕМ НА УШИ

Если парижская трагедия в каком-то смысле расколола общество на две, пусть и не совсем равновесные, группы, то ситуация вокруг сбитого турками российского Су-24 для подавляющего большинства выглядит едино и, казалось бы, вполне однозначно. В той или иной интерпретации: “…Турция совершила акт бесчинства, “неожиданно” выступив на стороне Зла. Проявила необоснованную и не совсем понятную нам агрессию, которая не должна остаться без должного порицания и симметричного наказания…”. Ждут все только одного: что же предпримет Россия (Путин), каков будет ответ возмездия.

Я, как большинство граждан нашей страны, в различных спорах и международных конфликтах придерживаюсь пророссийской позиции. Хотя я, скорее, ее называю просоветской, поскольку полагаю, что все происходящие на постсоветском пространстве споры, войны и конфликты — это отголоски, следствия или же продолжения боев не так давно проигранной “холодной” войны, а в более далекой исторической перспективе — извечной борьбы западного мира и российской “империи” (в разные ее формах и образованиях). Как человек, родившийся в огромной и героической стране Советском Союзе, ментально все еще с раздражением отношусь к нападкам победителей.

Ряд друзей и близких, считающих себя по-настоящему самосвядомыми, полагают, что я зашоренный русофил, не понимающий идей майдана, переживающий за смерть Каддафи или Чавеса только потому, что они были близки современной России. Сам же я себя всегда относил к, так называемым, объективистам. Стараюсь увидеть картину события, поставив себя на место всех его основных участников. Примерно это я сделал (пусть и не легко) и в отношении Турции. Выступлю в качестве адвоката “Дьявола” сегодняшнего дня.

Турция должна была это сделать

Очевидно, сбитый российский бомбардировщик — не случайное происшествие. Российская авиация за время операции в Сирии уже не раз нарушала воздушное пространство суверенного государства, которое, кстати сказать, открыто и с явным раздражением высказывало свое неприятие подобных инцидентов. Но самолеты не сбивались! После последнего инцидента Турция предупреждала, что впредь будет отстаивать свои границы вплоть до реальной их обороны. Ясно, что все варианты ситуаций и возможных реакций были обсуждены военной и политической элитой страны. Потому нынешний удар по российскому самолету — не спонтанное действие, а заранее продуманное и взвешенное решение.

Разоблачители Турции апеллируют несколькими доводами:

  1. Российский самолет лишь несколько секунд был над территорией Турции, а будучи сбитым упал в Сирии. Так в своей речи Путин говорит о месте падения в 4 км от турецкой границы. Мол реального нарушения границ фактически и не было. Однако эти аргументы основаны на некотором лукавстве. В действительности специалисты знают, что наземная граница Турции и границы ее воздушного пространства уже давно не совпадают. Последние несколько шире. Потому формальная правомерность действий турецких военных на лицо.
  2. Упоминают о единой коалиции Турции и США в том контексте, что Россия во избежание инцидентов о своих полетах и ударах информирует американцев. То-то и оно! Турция уже давно является одним из самых важных американских союзников в регионе. Без ведома и согласования американских кураторов данного инцидента не произошло бы никогда. Так что реальные вопросы и претензии не совсем к Турции.
  3. Даже если факт нарушения воздушного пространства и имел место быть , реакция турецких военных, по меньшей мере, не оправдана. Мол, ведь всему мировому сообществу понятно, что Россия сражается с силами зла в лице ИГИЛ. И турецкие действия сравнивают с ударом в спину российским военным, мир несущим. И здесь главный вопрос — кому именно несут мир российские войска? Сирии — да! Курдам — возможно. Туркам? — рассмотрим подробнее.

Значит на то были веские причины

Турция — страна с амбициями, как минимум, регионального масштаба. На Ближнем Востоке и в соседней Сирии у Турции есть свои кровные интересы. Вдоль турецко-сирийской границы расположены курды, которых в самой Турции квалифицируют как террористов, с которыми борются всеми возможными способами, включая военные. В настоящее время курды бок о бок с сирийской армией противостоят игиловским войскам. Поэтому Турция всеми силами поддерживает ИГИЛ в этой борьбе. Сформировались пусть и временные, но явные союзы: сирийская армия и курды, поддерживаемые Россией; ИГИЛ и другие террористические объединения, поддерживаемые в основном Саудовской Аравией и Турцией.

Ментально и по сути ИГИЛ для турков — это как ополченцы Донбасса для России. И те и другие в своей борьбе отстаивают стратегические интересы стран-доноров.

Сравнение конечно условное, но близкое к действительности. Потому Турция помогает ИГИЛ как транзитом и поставками военной силы, так и финансовыми ресурсами (в том числе за счет покупки нефти). Цель проста: руками ИГИЛ сместить режим Асада, установить контроль над приграничными районами Сирии, не дать образоваться на границе с собой курдскому “террористическому” государству.

Через такую призму действия российских военных в Сирии для Турции выглядят так, как если бы над небом Донбасса начали полеты американские или немецкие бомбардировщики, несущие мир любимой нами Украине (да еще и границу России нарушали). Так же как в соседней Украине Россия отстаивает свои геополитические интересы поддержкой ополченцев, снабжением их современным оружием и квалифицированными военными, Турция, поддерживая ИГИЛ, отстаивает свои национальные интересы в Сирии.

Асад для Турции — это Порошенко для России!

Своими грамотными военными и дипломатическими действиями в Сирии Россия разбалансировала уже сложившиеся центры сил и влияния в регионе. Нарушен запланированный ход событий. Естественно, что главные действующие лица: США, Саудовская Аравия и Турция не могли принять порядок навязываемый Россией. Америка так долго несла знамя борьбы с международным террором, что открыто не может ставить палки в колеса России, внезапно появившейся на этом же фронте. Странам Запада даже пришлось согласиться на то, что бы оставить (пусть и временно) Асада на посту Президента до окончания антитеррористических операций. Для Турции это означает, что курды, пользующиеся сейчас поддержкой Асада, имеют возможность еще больше упрочить свое влияние в Сирии и регионе в целом. Для Турции это недопустимо. Поэтому она готова на крайние меры, осознавая, что под прикрытием договора с НАТО полномасштабной турецко-российской войны быть не может. Пока не может!

По мнению ряда экспертов, ликвидация российского самолета призвана, прежде всего, накалить отношения между странами. Прежде всего, будет отменено заседание российско-турецкой группы по стратегическому диалогу. Цель маневра — подорвать дипломатические усилия России в вопросе создания широкой международной коалиции.

Своими действиями Турция искусственно повышает свою роль в новом формирующемся порядке в ближневосточном регионе, где главную скрипку по-мимо традиционных США вдруг заиграли Россия и Франция. Фактически Турция сигнализирует о том, что без ее поддержки любые военные операции не могут рассчитывать на должную маневренность и безопасность. А будучи в составе “ударной группы” Турция сможет рассчитывать на соблюдение ее стратегических интересов.

Кроме всего прочего, российскому электорату дается недвусмысленный сигнал. Мол, былая победоносная война в Сирии, о которой красиво вещают с экранов, превращается в грязную драку с кровью — сначала пассажирский, а теперь и прославленный российской пропагандой военный самолет.

Итог сего опуса: действия Турции имеют свои логические объяснения, веские причины и тонкий расчет. И, что самое главное, оценка этих событий может сильно отличаться в зависимости от того, чьими глазами мы на них смотрим и чью обувь примеряем.

Победит сильнейший, напишет свою правду, расставит нужные акценты и знаки препинания. Верю, что правда будет за нами!

Дмитрий Калинин