Gedeon-S
8 min readSep 7, 2016

Сага о Ведьмаке и Ведьмачке (Меч Предназначения)

“Ликбез” для игроков “Ведьмака”, не читавших Сапковского — сборник рассказов “ Меч Предназначения”, 1992

Второй сборник новелл тоже состоит из 6 новелл:

  • Предел возможного
  • Осколок льда
  • Вечный огонь
  • Немного жертвенности
  • Меч Предназначения
  • Нечто большее

Рассказ первый: “Предел возможного”

Действие новеллы происходит на землях будущей Хенгфорской Лиги. Рассказ начинается со знакомства Геральта со странствующим рыцарем Борхом “Три Галки” и его зерриканскими телохранительницами Тэей и Вэей (Зеррикания — таинственное южное государство, лежащее за Огненными горами в пустыне Корат, названное по имени легендарного золотого дракона Зеррикантермента).

Геральт, Борх, Тэя и Вэя после дружеской гулянки в трактире «Под Задумчивым Драконом» встречают барда Лютика, от которого узнают об охоте на дракона.

“Геральт, Вэя говорит, что долго будет помнить бадью «Под Задумчивым Драконом». Она рассчитывает на то, что мы еще когда-нибудь встретимся” (© Becomefree)

Выясняется, что в мероприятии принимает участие уйма народа:

  • молодой король Недамир — властитель Каингорна (будущий создатель и глава Хенгфорской Лиги) в надежде сыскать славу, чтобы закрепиться на троне
  • странствующий рыцарь Эйк из Денесле — бескорыстный борец со злом (Геральт познакомится с его сыном, рыцарем Ордена Пылающей Розы, в подземельях Вызимы в игре “Ведьмак”)
  • Рубайлы из Кринфрида — трио профессиональных наемников, нанятых Недамиром (Геральт снова их встретит в темерском лагере в игре “Ведьмак 2”)
  • команда Ярпена Зигрина (важный герой второго плана в саге и игре “Ведьмак 2”) — шестерка краснолюдов (родичи гномов), профессиональных охотников на драконов, в надежде на сокровища и хвост дракона
  • чародейка Йеннифэр, ей по работе нужны редкие ингредиенты, добыть которые можно только из тела дракона
  • маг Доррегарай — принципиальный защитник прав магических существ (его можно встретить в DLC “Свадьба” к игре “Ведьмак”)
  • местный энтузиаст Козоед — сапожник из Голополья, драконоборец-самоучка во главе местного ополчения

Узнав об участии Йеннифэр в походе на дракона, Геральт не может не присоединиться к этому пестрому отряду…

Золотой дракон из рассказа как будто списан с Драко из фильма “Сердце дракона”.

“тут неподалеку, на перекрестье дороги к речному порту, есть трактир, «Под Задумчивым Драконом» называется. Тамошней кухне нет равных на сто верст окрест” (кадр из фильма “Сердце дракона”, 1996)

В рассказе описан реальный герб знатного польского рода — графов Борхов. Наиболее известным представителем рода был тезка писателя Анджей Юзеф Борх, Великий коронный канцлер Речи Посполитой в XVIII веке.

герб графов Борхов (три галки в самом центре)

Рассказ второй: “Осколок льда”

Йеннифэр и пустельга (© Tanya Anor “JustAnoR”)

Действие этого печального рассказа происходит в северном городке Аэдд Гинваэль королевства Ковир и Повисс.

– Знаешь, что означает название этого города? Аэдд Гинваэль?
– Нет. На языке эльфов?
– Да. «Осколок льда».
– Удивительно не подходит для здешней паршивой дыры.

Городок и его жители вызывает у Геральта острый приступ депрессии, и то что Йеннифэр дни напролет проводит в обществе мага Истредда, ее старого друга, никак не способствует улучшению настроения. Наконец ведьмак решает расставить все точки над «i»…

Falco, пустельга обыкновенная

– … Ложь и правда. Что есть правда? Отрицание лжи? Или утверждение факта? А если факт — это ложь, что же тогда правда? Кто полон чувств, которые разрывают его, а кто — скорлупа пустого холодного черепа? Кто? Что есть правда, Геральт? Что такое правда?
– Не знаю, Йен. Скажи мне.
– Нет, — сказала она и опустила глаза. Впервые. Никогда раньше он не видел, чтобы она это делала. Никогда.
– Нет, — повторила она. — Не могу. Не могу тебе этого сказать. Это скажет птица, рожденная прикосновением твоей руки к моей. Птица? Что такое правда?
– Правда, — сказала пустельга, — это осколок льда.

Снежная королева (© Владислав Ерко)

На сей раз в новелле содержится прямая отсылка к популярной сказке и впервые упоминается явление Дикой Охоты:

– У эльфов, — задумчиво шепнула чародейка, — есть легенда о Королеве Зимы, которая во время бурана проносится по странам на санях, запряженных белыми лошадьми. Королева разбрасывает кругом твердые, острые, маленькие кристаллики льда, и беда тому, кому такая льдинка попадет в глаз или сердце. Он — погиб. Ничто больше не в состоянии обрадовать его, все, что хоть чуточку теплее снега, будет казаться ему некрасивым, отвратительным. Он потеряет покой, забросит все, последует за Королевой, за своей мечтой и любовью. Но… никогда не найдет ее и погибнет от тоски. Кажется, здесь, в этом городе, в незапамятные времена случилось нечто подобное. Красивая легенда, верно?
– Эльфы все ухитряются принарядить в красивые слова, — буркнул он сонно, водя губами по ее плечу. — Это вовсе не легенда, Йен. Это красивое описание отвратного явления, имя которому Дикий Гон, проклятие некоторых мест. Необъяснимое коллективное умопомрачение, заставляющее людей присоединяться к призрачному стаду, мчащемуся по небу. Мне доводилось видеть такое. Действительно, это часто случается зимой. Мне предлагали немалые деньги за то, чтобы я положил конец заразе, но я не взялся. Против Дикого Гона нет средств…

Рассказ третий: “Вечный огонь”

Геральт и Лютик оказываются в Новиграде, великом торговом городе Редании. В местной таверне они встречают Даинти Бибервельта, купца-незушка (местных хоббитов зовут низушками), одного из знакомых трубадура. Не успели друзья пропустить по кружке пива, как в таверну врывается еще один Даинти Бибервельт…

“Дриада лесная! — воскликнул Лютик, хватая руку девушки и целуя ее в ладошку. — Сильфида! Волшебница! Божественное создание с глазами, словно васильковые озера! Прелестная, как утренняя заря, а форма губ твоих, возбуждающе приоткрытых…
– Дайте ему пива, быстренько, — простонал Даинти Бибервельт. — Не то случится несчастье” (© witcher.reactor)

В игре “Ведьмак”, есть задание, в котором Преподобный просит зажечь огонь во всех часовнях Вечного Огня — отголосок той борьбы, которую начал Ляшарель (серый кардинал Новиграда) по распространению культа, о которой рассказывается в новелле.

А миссия по возвращению Лютику его лютни (той самой, что досталась ему от эльфийки Торувьель, новелла “Край света”) перекликается с историей, произошедшей в рассказе между Лютиком и его любовницей Веспулей.

Разорившийся банкир-краснолюд из игры приходится двоюродным братом банкиру Вимме Вивальди, деловому партнеру Даинти из рассказа.

Новиград — реально существующий город в Хорватии. Новиград для Редании, как Великий Новгород для Руси и Нижний Новгород для России — преуспевающая торговая столица, расположенная на берегу большой реки.

Рассказ четвертый: “Немного жертвенности”

прекрасная Шъееназ (© Lolita K. “Karmela-LKL”)

На сей раз нелегкая забрасывает Геральта и Лютика в княжество Бремервоорд, на побережье Великого моря. Местная русалка Шъееназ добивается, чтобы влюбленный в нее Агловаль, властитель Бремервоорда, проявил немного жертвенности и отказался от ног в пользу элегантного хвоста, князь же наоборот, желает, чтобы она отказалась от морской жизни и стала его женой. Геральт из-за вечного безденежья на сей раз выступает в несвойственной ему роли переводчика с русалочьего.

переговоры зашли в тупик

После неудачи в переговорах с законченным феодалом Геральт обещает Лютику проявить немного жертвенности и попридержать свою принципиальность в отношениях со следующим работодателем и в ответ просит Лютика проявить немного жертвенности и согласиться поработать вторым голосом на свадьбе Гаспара, сына бакалейщика, и Далии, дочери местного капитана-владельца когги.

Жертва не оказалась напрасной. Первым певцом на свадьбе оказалась Эсси Давен по прозвищу “Глазок”…

поэт и бард Эсии Давен по прозвищу “Глазок” и ее любимое ожерелье (© Anya iChios, © Tanya Anor “JustAnoR”)

В новелле вновь поднимается тема межрасовых отношений, которая станет еще одним лейтмотивом саги.

– Океан велик, Агловаль! Еще никто не знает, что лежит там, за горизонтом, если там вообще что-нибудь есть. Океан больше любых пущ и дебрей, в которые вы оттеснили эльфов. Он менее доступен, нежели какие бы то ни было горы и ущелья, в которых вы уничтожали оборотцев. А там, на дне океана, обитает раса, применяющая оружие, знающая секреты обработки металлов. Стерегись, Агловаль. Если вместе с ловцами в море пойдут лучники, ты развяжешь войну против того, чего не знаешь. То, что ты намерен тронуть, может оказаться гнездом шершней. Я советую вам, оставьте им море, ибо море не для вас. Вы не знаете и никогда не узнаете, куда ведут ступени, по которым спускаются к основанию Драконьих Клыков.
– Ошибаетесь, мазель Эсси, — спокойно ответил Агловаль. — Мы узнаем, куда ведут эти ступени. Больше того, мы спустимся по ним. Проверим, что находится по ту сторону океана, если там вообще что-то есть. И вытянем из этого океана все, что только возможно вытянуть. А не мы, так наши внуки либо внуки наших внуков. Вопрос времени. Да, мы сделаем это, даже если океану придется стать красным от крови. И ты об этом знаешь, Эсси, мудрая Эсси, пишущая хронику человечества своими балладами. Жизнь — не баллада, маленькая бедная прекрасная поэтесса, заплутавшаяся в своих красивых словах. Жизнь — это борьба. А борьбе научили нас именно вот такие, стоящие больше нас ведьмаки. Это они указали нам дорогу, они проторили ее для нас, они усеяли ее трупами тех, кто был для нас, людей, помехой и препятствием, трупами тех, кто защищал от нас этот мир. Мы, мазель Эсси, просто продолжаем эту борьбу. Мы, а не твои баллады, пишем историю человечества. И нам уже нет нужды в ведьмаках, нас и без того ничто уже не удержит. Ничто.

и на сей раз отсылка более чем очевидна

Рассказ пятый: “Меч Предназначения”

“Ты смеешься над Предназначением, насмехаешься над ним, играешь с ним.
У Меча Предназначения два острия. Одно из них — ты. Другое — смерть?
Но это мы умираем, умираем из-за тебя.
Тебя смерть не может достать, поэтому довольствуется нами.
Смерть следует за тобой по пятам, Белый Волк. Но умирают другие. Из-за тебя”

Со времен событий, описанных в рассказе “Вопрос цены”, прошло 10 лет. В заповедном лесу дриад, Брокилоне, пропала будущая княжна Вердэна. Геральт, в несвойственной ему роли посла, присоединяется к ее поискам, исход которых станет для него неожиданностью…

Хозяйка Брокилона Эитнэ Сереброглазая (© Dario Coelho)

Лес Брокилон и его хозяйка Эитнэ Сереброглазая явно имеет общие корни с лесом Лориэн и его эльфийской владычицей Галадриэль из саги Толкина “Властелин колец”.

Хозяйка Лориэна Галадриэль (© Maya “Notliketheother”)

В рассказе упоминается, что Моренн, дочь Эитнэ, которую Геральт знал лично, погибла на Ленточке (река, являющаяся негласной границей леса), защищая Брокилон от людей. В игре “Ведьмак”, в болотах под Визимой, Геральт близко познакомится с другой лесной дриадой по имени Моренн.

Моренн (арт из игры “Ведьмак”)

По ходу дела Геральт встречает старого знакомого, друида Мышовура, и девушку Браэнн, обращенную обитательницами Брокилона в дриаду.

“– Прощай, Мона, — сказал ведьмак. — Я не забуду тебя.
– Забудь, — ответила она твердо, поправляя колчан на спине. — Нет Моны. Мона — был сон. Я Браэнн. Браэнн из Брокилона”

Сказка, которую Геральт рассказывает на ночь Цири и Браэнн, подозрительно напоминает русскую народную сказку “Кот-воркот, Котофей Котофеевич”

История барона Фрейксенета, которого спасает Геральт, — отсылка к сказке Андерсена “Дикие лебеди”.

Рассказ шестой: “Нечто большее”

Геральт и Цири (кадр из телесериала)

Эта новелла нечто большее, чем просто очередной рассказ из жизни ведьмака — это мостик от сборника интересных историй к саге — большой истории большого мира. В заключительном рассказе сборника сведены основные линии судьбы Геральта.

Он узнает историю своей матери и разбирается в своих чувствах к Йеннифэр.

Узнает о гибели Калантэ в разразившейся войне с Нильфгаардом и ищет на обелиске имена близких, павших в битве на Холме Четырнадцати, которой завершилась Первая Северная война. Встречает Смерть и наконец сталкивается с необходимостью разобраться со своим Предназначением.

<<предыдущий пост (География)

следующий пост>> (Пророчество и Первая Северная война)

Gedeon-S

О кино, книгах, музыке и не только