Опасен ли Щелчок Таноса для реального мира

GeekMechanic
5 min readApr 19, 2019

--

Журналист Робин Джордж Эндрюс написал статью для портала Earther о том что было бы в реальности если бы Танос уничтожил половину жизни на земле.

“Если вы не прятались под камнем в течение прошлого года, вы знаете, что конец фильма “Мстители: Война бесконечности” был довольно мрачным делом.

Напомним: Танос сумел собрать все Камни Бесконечности, завершить позолоченную перчатку судьбы и щелкнуть пальцами, уничтожив при этом половину всей жизни во Вселенной. Но хотя вы можете подумать, что это неизбирательное уничтожение вызовет экологическую катастрофу, после консультаций с учеными, которые задавались тем же вопросом, оказывается, что жизнь удивительно устойчива к планам Безумного Титана. Тем не менее, некоторые виды, подверженные риску, могут быть вытеснены, а в некоторых частях мира может произойти значительный экологический хаос.

Щелчок не просто уничтожил 50 процентов жизни, выбранной случайным образом, но — как подтвердил глава Marvel Studios Кевин Файги обратил в прах ровно половину популяции каждого отдельного вида. Исчезла не половина людей, а половина жирафов, подсолнухов, бактерий Salmonella enterica итд. (Вопрос по вирусам остается по прежнему открытым, но если половина из них тоже исчезла, мы можем, наконец, классифицировать их как “жизнь” и закончить на этом.)

Весь смысл этого массового убийства состоял в том, чтобы освободить оставшиеся популяции разумной жизни от бремени нехватки ресурсов, что привело к социальному коллапсу на родной планете Таноса. Как оказалось это, “ужасная идея на многих уровнях”, — сказал Кен Лаковара, палеонтолог из Университета Роуэна, который изучал другое массовое вымирание, катастрофическое событие произошедшее 66 миллионов лет назад, которое уничтожило динозавров.

На самом базовом уровне это плохая идея, потому что она не достигнет ожидаемого эффекта.

Люди переживают экспоненциальный рост населения на протяжении всей своей истории. В 1960 году население Земли составляло около трех миллиардов человек. Затем, к 2000 году, появилось еще 3 миллиарда человек. Если вы уничтожите половину всех людей, через 40 лет, мы, скорее всего, вернемся к той же численности населения.

То же самое относится к большинству видов, говорит Лаковара. Исторически сложилось так, что компании, которые охотились на тюленей, китов и других животных, как правило, уничтожали половину популяции сразу же, затем охотники плыли в новый район. В большинстве случаев, сказал он, 50–процентный отбор даст этим животным максимальную скорость роста популяции — по крайней мере, до тех пор, пока они не достигнут численности, которую окружающая среда больше не сможет поддерживать.

Имея это в виду, получается что Щелчок это “не та стратегия, которая будет создавать долгосрочные демографические эффекты так, как это предполагал Танос”, — сказал Лаковара. Однако это может привести к некоторым странным изменениям в формах жизни, которые управляют различными уголками мира.

Джанет Хул, эксперт по поведению животных и эволюции человека в Университете Кила, объяснила, что в зависимости от стратегий выживания будет дисбаланс видов. Те, у кого много детенышей и кто не тратит много времени на родительскую заботу, обеспечивая быстрое размножение, смогут превзойти виды, у которых меньше потомства, но они вкладывают в них больше ресурсов.

Это означает, что насекомые, а также быстро размножающиеся существа, такие как кенгуру, крысы и кролики, вероятно, будут более чем успешно преуспевать в восстановлении своего вида. Эколог Джеймс Фолконбридж отметил, что лягушка может произвести около 20 000 икринок за один сезон, и хотя большое количество из них попадет к хищникам, они потенциально могут легко восстановить свою численность в течение года. Комары, мрачно заметил Лаковара, вернутся в полную силу в течение одного лета.

Другие медленно растущие виды, такие как тигры, будут восстанавливаться в сравнительно неспешном темпе. — Сокращение популяции тигров наполовину приблизит их к вымирания, которая уже угрожает им, — сказал Фолконбридж.

А некоторые виды могут вообще не пережить этого. “Для видов, находящихся на грани, это наверняка поставит их за эту грань”, — сказал Лаковара. В качестве примера он привел Бархатного кота (лат. Felis margarita) песчаную кошку, которая живет в Северной Африке и на Ближнем Востоке и популяция которой скорее всего составляет двузначные числа. Уберите половину, тогда им будет слишком сложно найти друг друга для разведения.

То же самое можно сказать и о 50 яванских носорогах и 23 хайнаньских гиббонах, которые остались в дикой природе, отметил Энтони Караваджи, биолог специализирующийся в области охраны природы из Университета Южного Уэльса. Помимо меньшего количества возможностей для размножения, из-за Щелчка животные станут более уязвимыми для инбридинга (скрещивание близкородственных форм), случайных погодных явлений, болезней, охоты и браконьерства.

Хул объяснил, что быстро размножающиеся животные смогут проскользнуть в места, освобожденные не только внутри их собственных мест обитания, но и в места, оставленные другими, более редкими видами. “Конечным результатом будет упрощенная глобальная экосистема с редкими животными, становящимися все менее генетически разнообразными”, — сказал Хул порталу Earther.

Существует также вероятность того, что отношения между хищником и жертвой, как между пустынными львами и жирафами, или взаимные отношения, как у пчел и цветов, могут быть нарушены. Однако это очень спекулятивно относительно того, что может произойти в каждой паре. “Это сложные и взаимосвязанные циклы”, — сказал Фолконбридж, добавив, что в этом беспорядке было бы “очень, очень трудно предсказать общих победителей и проигравших.”

Бен Либбертон, микробиолог, задавался вопросом, что может случиться с земными бактериями. Люди — огромные сосуды с триллионами микробов-могут быть в порядке, о чем свидетельствует тот факт, что мы регулярно принимаем антибиотики, которые потенциально могут убить огромную долю их кишечных бактерий. Тем не менее, поскольку состав варьируется от человека к человеку, значительный отбор может, возможно, позволить вырасти бактериям, ранее подавленным конкуренцией, что может нарушить тонкое равновесие в кишечнике.

«Если это произойдет в глобальном масштабе, вполне вероятно, что некоторые экосистемы будут в порядке, но другие пострадают», — сказал Либбертон. Его главная обеспокоенность касается микробов в почве, которые управляют круговоротом питательных веществ, а также в микробов на суше и в океане, которые связывают азот. Если половина из них была внезапно удалена, и они не быстро восстановить свое текущее количество, это может быть проблематично для жизни, которая зависит от этих питательных веществ, начиная с растений.

Тем не менее, независимо от того, смотрите ли вы на макро- или микробиологию, большинство экспертов сходятся во мнении, что Щелчок это ничто по сравнению с тем, что происходило с жизнью в прошлом.

Альфио Алессандро Кьяренца, докторант палеонтологии в Имперском колледже Лондона, сказал, что ископаемая летопись ясно демонстрирует, что такие вещи, как крупные столкновения астероидов, длительные извержения вулканов и быстрое изменение климата, являются настоящими убийцами, а не угрозы исходящие от Таноса. Великое вымирание произошедшее 252 миллионов лет назад, вызванное изменением климата, которое произошло из-за вулканического воздействия — уничтожило до 96 процентов всех морских видов.

“Жизнь была почти полностью уничтожена”, — сказал он. Те, кто выжил, воспользовались щедростью ресурсов, оставшихся в их распоряжении.

Не будем забывать, что бесконтрольное загрязнение, ухудшение состояния окружающей среды и быстрое изменение климата, приводят к резкому сокращению мириадов форм жизни во всем мире сегодня. Это делает сравнение с Щелчком довольно заманчивым, но не все так просто, потому что есть разные отчеты о том, каковы нынешние темпы вымирания видов, объяснила Эмма Данн, доктор палеонтологии в Университете Бирмингема.

Несмотря на все это, лишь немногие экологи не согласятся с тем, что ситуация ухудшается для многих форм жизни. Данн подозревает, что Щелчок будет не так плох, как то, что мы вызываем сами. “Мне почти больно думать о нынешнем кризисе в области биоразнообразия”, — сказала она, добавив, что популяции часто жестоко доводятся до исчезновения, в результате деятельности человека.

Есть шанс, что Щелчок может даже помочь некоторым критически исчезающим видам. Фолконбридж отметил, что потеря половины всех людей, вероятно, будет стимулом, по крайней мере временно, для многих видов, в настоящее время втиснутых в исчезающие и деградирующие среды обитания. Но если учесть что Танос крайне вряд ли думал о находящейся под угрозой вымирания западной равнинной горилле, когда он собирал эти Камни Бесконечности, то можно с уверенностью сказать, что его план не достигнет своих грандиозных, извращенных целей.

Щелчок, тем не менее, вызвал бы множество бессмысленных потерь и дало бы повод Капитану Америке продолжать задумчиво смотреть вдаль.”

--

--