Радио в США: По следам стажировки
Как работают ваши зарубежные коллеги? На HackPack мы часто просим участников из разных стран поделиться своим опытом. Но, как говорится, лучше один раз увидеть.

Участница HackPack Анастасия Анисимова провела три недели, наблюдая за работой журналистов в Америке. Подав заявку на программу в International Center for Journalists, она вместе с 13 россиянами отправились в США, где встретилась с ключевыми игроками медиаиндустрии, прошла двухнедельную стажировку в местном СМИ и вернулась, чтобы продолжать работу над своим проектом.
Анастасия рассказала нам о принципах работы радиостанций в Америке, о самой программе и о том, какие плюсы это приносит карьере.
Расскажи, какова была цель поездки?
Моя задача была узнать больше о способах продвижения и распространения радийного контента вне радио. И как раз радиостанция Oregon Public Broadcasting (OPB), на которой я стажировалась, очень успешна в этом. У них сильный digital-отдел, который делает мультимедийные проекты на сайте. Редакция активно работает с соцсетями и занимается подкастами.

Что тебя впечатлило?
Меня поразили люди, работающие там. Мне кажется, на большинстве российских радиостанций журналисты думают в первую очередь о том, что происходит в эфире. Там же все люди в команде, начиная от продюсеров, репортеров, стажеров, ассистентов, понимают, что ответственны за весь процесс, включая и сайт, и подкасты, и социальные сети. При этом нет ощущения, что все делают все, просто они умеют делать все. А digital-отдел занимается большими проектами, в том числе для партнерских сайтов. Настолько сильная команда.
Какие еще различия в работе российских и американских радиостанций ты заметила?
Скорее всего, дело в модели, по которой работают радиостанции. В России редакции, как правило, самостоятельно заполняют эфирную сетку целиком. OPB заключили контракт с «Би-Би-си», чьи программы занимают два часа эфира в день, контракт с NPR — это еще два часа. При этом у OPB есть еще две другие свои радиостанции: джазовая и радиостанция в интернете, музыкальная, у которых они тоже берут контент, а у этих радиостанций в свою очередь есть свои контракты с другими. То есть непрерывно работает большая сеть. Мне кажется, задача менеджера на таком радио даже не что-то создать, а просто найти и интегрировать.

А в России есть что-то подобное?
У нас есть «ТАСС Аудио». Это проект, который запустили Алексей Воробьев и Дмитрий Солопов, они же сделали «Коммерсант FM». Это база синхронов и программ, которые радиостанции могут покупать. Вполне себе американская бизнес-модель.
А как обстоят дела с собственным контентом на OPB?
Они сами делают новости и две часовые программы. При этом у одной из этих программ пять продюсеров. У нас, как правило, на такой программе работают один или два продюсера.
Сначала, когда я увидела этих пятерых продюсеров, то подумала: «В России это может делать один человек, зачем вы держите столько людей?» Но потом ты понимаешь, насколько это качественно сделано, и как серьезно они к этому относятся.
Что еще тебя удивило?
Корпоративная культура. Может быть, так не везде, но там, где я была, меня поразило, насколько люди гордятся тем, где они работают. И насколько они самостоятельны и инициативны в принятии решений, в том, что они предлагают и как они это делают.
Меня удивило, что редакторы могут предлагать какие-то идеи на уровне исполнительного продюсера. Эта инициатива поощряется.
Думаю, проблема в доверии. Ты должен доверять человеку и давать ему возможность совершать какие-то ошибки. Может быть, ты знаешь, что ты сделаешь в десять раз лучше, но ты должен дать человеку пространство для этих ошибок, чтобы потом сказать: «Все хорошо, только вот это нужно поправить».

Взять мою ситуацию: я находилась в чужом месте, говорила на чужом зыке, имела дело с темами, в которых вообще ничего не понимаю: загрязнение воды на Западном побережье, проблема повышенного содержания цинка в воде, проблемы в младшей школе. При этом я не чувствовала дискомфорта, потому что понимала, что никто мне не скажет «какая же ты тупая». Все очень уважительно относятся к друг другу и не создают паники, катастрофы, не говорят «мы сейчас все умрем из-за твоей нелепой ошибки».
Ты готовила материалы во время стажировки?
Я делала фотографии, записывала звуки на брифингах. Главная тема, которой я занималась, — это проблема повышенного содержания цинка в воде, которая сначала обнаружилась в Орегоне, а потом и на всем Западном побережье. Портленд считается экологической зоной, и был скандал, потому что началось все со школ. Родители испугались за своих детей.

Практически все время мы занимались этой историей. Было интересно побывать в школе, в мэрии, посмотреть на проблему со всех сторон. Увидеть, как вся редакция работает над одной темой и как организована эта работа.
Ты быстро освоилась с английским?
Я рассматривала свой уровень английского как язык для работы, а не только для общения. И тут, конечно, поняла, что мне сложно писать, я сталкивалась с лексикой, которой не знаю, терминами. Мне было сложно первое время понять, о чем вообще идет речь. При общении непонимания не возникало. Я еще из длительной поездки в Индию вынесла урок: если ты что-то не понимаешь, нужно всегда переспросить.

А что еще ты делала? Ты посещала редакции в Вашингтоне и Нью-Йорке?
Да, например, мы ходили в редакцию Washington Post, отдельно встречались с Al Jazeera Plus, Huffington Post и общались с профессорами институтов, лабораторий, юристами. Были глобальные темы — развитие медиа, будущее СМИ. С одной стороны, это интересно, с другой — мы понимали: не факт, что то, что работает на американском рынке, сработает в России. Непонятно, будет ли тот же Snapchat, который растет безумными темпами в Америке, работать здесь.
Было интересно узнать тренды и людей, которые определяют будущее медиа и кажутся инноваторами. Как, например, руководитель мобильного направления BuzzFeed Стейси-Мари Ишмаэль или начальник мобильного департамента The Guardian.
Какие у тебя впечатления от штата, в котором ты жила?
Я очень благодарна программе именно за Портленд. Когда мне только прислали мое направление и я увидела штат, посмотрела погоду, поняла, как это далеко от Вашингтона и Нью-Йорка, то немного расстроилась. Но уже на месте стало ясно, что это идеальное место, куда бы я никогда не доехала сама.

Люди, которые там живут, очень свободные, независимые. Мне многие писали, что это столица хипстеров. Нет, это совершенно другой тип людей. Они не гонятся за модой. Они живут своей жизнью, своими интересами, далеки от массовой культуры. Еще музыка в Портленде — джаз-блюз — я любила и до этого визита, а теперь вообще фанат. Еще я ездила к океану, к водопадам с семьей, в которой жила. Там, правда, очень красивая природа.

Какие главные уроки ты извлекла из поездки?
Наверное, главный совет от главы digital-департамента радиостанции — ты должен понимать, что для каждой площадки ты создаешь свой проект заново. Это не просто распространения или интеграция радио в другую площадку. Это другой проект. Я посмотрела, как на практике они это делают. Радийный проект на сайте может быть вообще без звука: текст, фотографии, инфографика.

А какие еще советы ты получила?
Работа с аналитикой. Нужно выбрать для себя условный день — пятницу — когда ты смотришь на результаты своей работы. И это должно быть каждую пятницу. И во всех офисах СМИ, где мы были, висят экраны, которые показывают, сколько человек сейчас на сайте, сколько пришло на сайт за день, неделю, месяц. И эта работа с аналитикой, конечно, дает результаты, она должна быть регулярной.
Как будешь использовать этот опыт в России?
Как продюсер спецпроектов я понимаю, что проект, который мы делаем месяц-два, проживет в эфире неделю, и я не знаю, кто это послушал, каков отклик на это. Теперь больше внимания буду уделять составляющей на сайте, делать подкасты. И мы договорились с главой digital-департамента радиостанции в Портленде, что я буду отправлять им свои проекты, чтобы они смотрели, как это сделано с технической точки зрения и что-то советовали.

Свяжитесь с Анастасией через HackPack, чтобы сотрудничать и создавать интересные материалы!
Анастасия Анисимова работает на радиостанции “Коммерсант FM” около четырех лет — сначала в качестве продюсера, затем выпускающего редактора, продюсера утреннего шоу. Сейчас занимается промо и спецпроектами. Имеет также опыт работы на телевидении.