ИзТории-Пророки. Механика пророчества

Идеи без границ
26 min readJul 18, 2024

--

Сериал проекта «Идеи без границ» культурного центра Бейт Ави Хай в Иерусалиме

Смотреть видео

Пинхас || Иеремия, 1:1–2:3

Гость выпуска: Андрей Сильвестров — режиссер, продюсер, медиахудожник. Фильмы участвовали в фестивалях в Венеции, Риме, Берлине, Роттердаме. Показы и ретроспективы работ в музеях: Тейт Модерн (Лондон), Центр Помпиду (Париж), Королевы Софии (Мадрид), ММСИ (Москва).

Ури Гершович (У. Г.): Тема нашего сегодняшнего разговора — недельный раздел Пинхас («Финеес» в синодальном переводе) и соответствующий отрывок из пророчества Иеремии. И сегодня у нас в гостях или, точнее, может быть, наоборот, мы в гостях у режиссера нашей программы Андрея Сильвестрова. Андрюш, привет.

Андрей Сильвестров (А.С.): Привет, Ури. Знаешь, удивительное сегодня со мной было происшествие, когда я шел на программу. Мы вообще долго готовим наши программы, беседуем с каждым спикером, это достаточно большой серьезный разговор: найти тему, как определиться и так далее. И в конце каждой этой встречи я говорю всем нашим спикерам: «Пожалуйста, не надевайте ничего черного, мы снимаем на черном фоне, вы сольетесь». И тут я заметил, что оделся сегодня на программу целиком в черное. Слава богу, был рядом наш продюсер, который сказал: «Ты что делаешь?» Это удивительно, что в мозгу у спикера и в мозгу у режиссера — это как будто два разных человека. Удивительное происшествие. Может быть, как-то это будет связано с нашим разговором?

У.Г.: Конечно, это раздвоение, оно очень характерно для нашей деятельности в принципе.

А.С.: Абсолютно.

У.Г.: Мы в одной ипостаси выступаем, иногда в другой ипостаси выступаем и не замечаем. Одна ипостась может не замечать другую. Другой взгляд на вещи.

А.С.: Другой взгляд. Посмотрим, как-то это может быть связано с темой нашего разговора.

У.Г.: Я думаю, что это связано с темой нашего разговора, попробуем в конце вернуться к этому, к разным ипостасям. Пока я, как всегда, перейду к изложению содержания недельной главы и соответствующего отрывка. Пинхас — так называется недельный раздел. На самом деле история про Пинхаса была рассказана в предыдущем разделе, когда он копьем пронзил Зимри и девушку-моавитянку.

А.С.: Кстати, извини, перебью тебя здесь. Хочу сказать нашим зрителям, что именно этой истории посвящена прекрасная программа, которая была записана в прошлом году с Йоэлем Регевом. Пожалуйста, дорогие зрители, посмотрите ее, а также подписывайтесь на наш канал «Идеи без границ» и смотрите программу «ИзТории». Извини, Ури, что я вклинился в священный текст нашей рекламной паузой.

У.Г.: Почему? Ты меня освободил от необходимости сделать эту рекламу еще раз. Недельный раздел начинается с того, что Бог награждает Пинхаса за тот его поступок, который произошел в прошлом недельном разделе. И Господь говорит Моисею так: «Пинхас, сын Элеазара, сына Аарона-священника, отвратил гнев мой от сынов Израиля, вступившись за меня среди них, и не истребил я сынов Израиля в ревности своей». Сыны Израиля, напомню, стали блудить с моавитянками, поклоняться Бааль Пеору, и Пинхас, собственно, прекратил это. «Посему скажи: даю я ему мой завет мира (брит шалом), и будет он ему и потомству его после него священством вечным (брит кехунат олам), за то, что он вступился за Бога своего и искупил сынов Израиля». Дальше рассказывается о пересчете народа. Есть указания о разделении земли Израиля между коленами. Есть претензия дочерей Цлафхада, которые говорят: наш папа умер, у него нет сыновей, что ж теперь мы останемся без надела? Этот вопрос решается, Моисей обращается к Богу, Бог говорит: «Правильно дочери Цлафхада говорят, дай им надел». И завершается наш недельный раздел перечислением праздников. его содержание.

В качестве дополнения читается самое начало пророчества Иеремии. И связь с недельным разделом, по-видимому, состоит в том, что в конце этого отрывка Иеремия говорит так: «Иди и возгласи в слух Иерусалиму, говоря: так сказал Господь: „Я помню о благосклонности ко мне в юности твоей, о любви твоей, когда ты была невестой, как шла ты за мной по пустыне, по земле незасеянной. (Имеется в виду скитание народа Израиля по пустыне.) Израиль — святыня Господня, это первые плоды его, и все поедающие его будут осуждены, бедствие придет на них“, — сказал Господь».

То есть в пророчестве Иеремии есть упоминание о том, как народ Израиля был невестою Бога, скитаясь по пустыне, — это, видимо, связывает нас с недельным разделом. Ну а мы, как договаривались, наверное, остановимся на словах Иеремии, на этом начале его пророчества.

А.С.: С конца которого ты начал.

У.Г.: Да, а мы начнем теперь с начала и посмотрим, как устроено начало пророчества. Это важный такой момент, не у всех пророков это описывается, но у так называемых больших пророков (большие пророки — это Исайя, Иеремия, Иезекииль, или Иехезкель) как раз есть описание того, как они стали пророками.

Микеланджело Буонарроти. Пророк Исайя, 1511, Сикстинская капелла, Ватикан. Изображение из цифрового архива Wikimedia Commons
Микеланджело Буонарроти. Пророк Иеремия, 1511, Сикстинская капелла, Ватикан. Изображение из цифрового архива Wikimedia Commons
Микеланджело Буонарроти. Пророк Иезекииль, 1511, Сикстинская капелла, Ватикан. Изображение из цифрового архива Wikimedia Commons

Как правило, это описание начинается с указания места и времени. И Иеремия говорит, что это было там-то и там-то, в дни Иерусалима и так далее.

А.С.: То есть происходит как в кино, происходит некая экспозиция. Если бы мы снимали фильм и относились к этому тексту как к сценарию, то…

У.Г.: А мы так и пытаемся сделать в нашем разговоре.

А.С.: Да. Cобственно, надо объяснить нашему зрителю, что я не философ, не искусствовед. Единственный аппарат, которым я владею, это какое-то производство образов. И сейчас мы производим некое аудиовизуальное произведение вместе с тобой, нашей прекрасной командой и нашим дорогим зрителем, потому что он это смотрит. И сейчас мы попытаемся подойти к этому тексту как к сценарию. Он начинается не просто с описания обстоятельств, как ты говорил, а он, первое, — слова Иеремии. То есть если мы видим фильм, то, скорее всего, первый кадр — это крупный план Иеремии, и он говорит.

У.Г.: Может быть. Хотя на самом деле возможен вариант закадрового голоса, нет?

А.С.: Может быть, закадровый голос, но давай мы пока пойдем по пути прямого… как бы: написано — мы показываем. Понятно, что существует много разных стратегий. И дальше, ты прав абсолютно, мы видим как бы экспозицию. Кто это? То есть мы уходим от частного: он начал говорить, и говорит он (Иеремия). И дальше видим — в кино это отъезд камеры такой — мы там видим историю: откуда пришел Иеремия, что происходит вокруг, обстоятельства этого момента. Но ты говоришь, что так происходит со всеми пророками, да?

У.Г.: Не со всеми пророками, а с теми большими пророками, о которых я сказал. Есть еще двенадцать малых пророков, и там ситуация другая.

А.С.: А чем большие от малых отличаются? Или мы не будем сейчас на этом останавливаться?

У.Г.: Нет, можем сказать.

А.С.: Я думаю, что это интересно.

У.Г.: Исайя, Иеремия, Иезекииль — это большие, объемные книги. А двенадцать малых пророков — они малые не потому, что они хуже, или они меньше, или младше, а потому что их пророчества небольшие. Например, пророчество Овадьи вообще помещается на один лист. У нас, кстати, в нашей передаче тоже мы о нем говорили.

А.С.: Говорили, да.

У.Г.: И у этих малых пророков редко, почти никогда не описывается столь подробно сам процесс получения пророчества — как пророк стал пророком, как он вдруг стал пророчествовать. Иногда говорится о времени и месте тоже, то есть иногда есть такая экспозиция: где это происходило и когда. Но сам процесс «как я стал пророком» — это в малых пророках мы не встретим.

А.С.: Да, по сути, то, что мы сейчас увидим, — это инструкция, как стать пророком.

У.Г.: Описание того, как он стал.

А.С.: Как он стал. Это как есть такой жанр — роман-воспитание, он и в кино бывает. Здесь — как путь, байопик Иеремии, продолжаем его смотреть.

Микеланджело Буонарроти. Пророк Иеремия (деталь), 1511, Сикстинская капелла, Ватикан. Изображение из цифрового архива Wikimedia Commons

У.Г.: «И было сказано мне слово Господне: „Прежде, чем я создал тебя во чреве, я знал тебя. И прежде, чем ты вышел из утробы, я посвятил тебя, пророком народов я поставил тебя“. И сказал я…» Это Бог ему говорит. Здесь можно остановиться на минуту.

А.С.: «Я поставил тебя» — это важно. Во-первых, я хочу попросить нашего режиссера монтажа: «Поставьте, пожалуйста, текст. Всегда не забывайте ставить текст, когда Ури читает, это очень важно. Это всегда в наших программах, но сейчас пусть он стоит подольше, не убирайте его, сейчас не убирайте его». И так и было сказано: «Я поставил тебя». То есть путь пророка начинается с зачатия, по сути.

У.Г.: Или даже раньше. Еще «прежде, чем я создал тебя во чреве».

А.С.: Сказано: «Тебя во чреве», да. То есть он как бы его задумал и дальше совершил какой-то процесс, чтобы он оказался во чреве. И здесь, если брать какой-то референс, то эту сцену можно было бы показать, как в фильме Вуди Аллена. Если вы, дорогие зрители, помните — замечательная сцена зачатия в фильме «Все, что вы хотели знать о сексе, но боялись спросить». Мы дадим вам ссылку на этот фильм, и вы сможете посмотреть сцену. Там потрясающий механизм, который находится внутри человека, который отвечает за зачатие. Там целый центр управления полетами, и когда оно случается, они там все кричат: «Да! У нас получилось!» Очень смешная сцена, которая никакого отношения не имеет к нашей истории, просто она пришла мне в голову в связи с тем…

У.Г.: Ну как «никакого»? Можно было таким образом визуализировать то, что происходит.

А.С.: Абсолютно.

У.Г.: Только перед этим Бог придумал, а дальше вся эта машинерия начинает работать.

А.С.: Вообще вопрос, от чьего лица мы показываем всю эту историю, это пока непонятно. Мы начали вроде бы с того, что говорит Иеремия.

У.Г.: Здесь тоже Иеремия говорит, продолжает говорить.

А.С.: А, это он же и говорит?

У.Г.: Он же и говорит.

А.С.: Как показать, что Бог придумал его? Ну окей, давай пока подвесим этот вопрос.

У.Г.: Иеремия передает слова Бога, которые тот ему рассказал. Иеремия теперь узнал, как он появился на свет.

А.С.: У нас такой флешбэк. Иеремия говорит, появляется флешбэк, мы видим сцену из Вуди Аллена, происходит зачатие. И дальше: «И сказал я…» Богу?

У.Г.: Да. Он отвечает. Бог ему говорит: «Я тебя таким создал». Он говорит: «Увы, Господи Боже, ведь я не умею говорить, ибо я еще отрок».

А.С.: Это важный момент, который, мне кажется, отсылает к фильму, и мы это увидим дальше, — к фильму Тарковского «Зеркало». Главный герой этого фильма — отрок, ну или сам Тарковский.

Кадр из кинофильма «Зеркало», реж. Андрей Тарковский, 1974. Изображения из архива www.kinopoisk.ru

А фильм начинается с документальных кадров, в которых люди учатся говорить, и первое, что они говорят: «Я могу говорить».

У.Г.: А здесь Иеремия говорит, что он еще не может. Говорит: «Я еще не умею».

А.С.: Он не может еще говорить. И когда же он научается говорить? Когда случается этот путь, который мы видим в фильме «Зеркало»?

У.Г.: Дальше. «Господь сказал мне: „Не говори ,я отрок‘, а иди, к кому бы я ни послал тебя, и все, что я прикажу тебе, ты будешь говорить. И не бойся их, ибо я с тобою, чтобы спасти тебя“». Это изрек Господь. И дальше «простер Господь руку свою и коснулся уст моих. И сказал мне Господь: „ я вложил слова мои в уста твои“». То есть происходит примерно то исцеление, о котором ты говоришь.

А.С.: Которое показывает Тарковский в своем фильме.

У.Г.: И Иеремия начинает говорить. Любопытно здесь то, что ведь он разговаривает сейчас с Богом. Он же Богу сказал: «Я отрок». Тот ему говорит: «Не говори „я отрок“».

А.С.: Это и есть парадокс. То есть вопрос не о простой речи.

У.Г.: Не о простой речи, а о возможности определенного рода речи. Речи, которая является у Тарковского художественной, а у Иеремии — пророческой. Потому что мало ли кто что скажет, я тоже могу что-то сказать, кто же меня будет слушать? Может, он это имеет в виду.

А.С.: Нет, тебя-то как раз люди слушают. Я надеюсь, что подписчики нашей программы тебя слушают и зрители, и хотелось бы, чтобы их становилось больше.

У.Г.: Ну, это тоже в силу формата.

А.С.: Да.

У.Г.: Так , и Иеремия говорит: «Я кто? Я юноша, отрок». Что я сейчас пойду, кто будет меня слушать? Видимо, в этом смысле.

А.С.: Абсолютно, да. То есть это не немота, не то, что его исцелили. Он так-то разговаривает, даже иногда с Богом. Но речь идет о каком-то значимом слове, которое, как ты правильно сформулировал, или художественное, или пророческое. В чем различие между художественным и пророческим, мы еще обсудим, я думаю, но здесь идет речь о даровании этого слова. И одновременно — смотри, что еще происходит.

У.Г.: Подожди. Мы не можем не вспомнить здесь о парадигматическом пророке — Моисее, ведь там то же самое.

Якоб де Вит. Этюд головы Моисея, 1730–1737, Метрополитен-музей, Нью-Йорк. Изображение из цифрового архива Wikimedia Commons

Он говорит: «Я человек неречистый, ни со вчерашнего, ни с третьего дня, ни с начала твоего разговора с рабом твоим. Ибо я тяжелоуст и косноязычен». Там «и тяжелоуст, и тяжелоязычен» — квад-пэ у-квад-лашон.

А.С.: Ну, косноязычен, да.

У.Г.: И сказал ему Господь: «Кто дал уста человеку?» Или кто делает человека немым, глухим или зрячим? И так далее. То есть Бог говорит ему: не бойся, я как бы налажу, «Я буду при устах твоих и научу тебя, что тебе говорить». Это начинается с Моисея.

А.С.: То есть тоже он как бы захватывает уста. И тут интересный момент случается, если разбирать героя. Для кино всегда очень важно, с кем ты себя ассоциируешь, когда смотришь фильм. Эта самоидентификация с персонажем. Ну там, на детском уровне, помните: кто ты?

У.Г.: Заяц или Волк в «Ну, погоди!»?

А.С.: Заяц или Волк в «Ну, погоди!», да. Или «Три мушкетера». И если в начале для нас, кажется, главный герой — Иеремия (ну так оно, видимо, и есть), то в этот момент, когда «Я вложил слова мои в уста твои», по сути, Иеремия перестает быть субъектом.

У.Г.: Да, да.

А.С.: Он уже как бы превращается в инструмент, которым действует Бог.

У.Г.: Да, именно так.

А.С.: Он остается героем фильма, но очень важно, что теряет субъектность.

У.Г.: Но с ним происходит трансформация.

А.С.: Трансформация, да, это очень важная трансформация.

У.Г.: Так же, как и у Тарковского, по-видимому, эта его преамбула говорит о том, что он пережил эту самую трансформацию, теперь может говорить как кто-то другой. Имел ли в виду Тарковский, что он теперь говорит…

А.С.: Как пророк?

У.Г.: Благодаря небесам, да, как пророк или как художник. А до этого лепетал.

А.С.: Или ставил между этим рифму.

У.Г.: Да… неизвестно. Такое впечатление, что это было одной из таких интриг его творчества или тем, что его заботило все время: является ли он проводником гласа небесного, или же он такой демиург.

А.С.: Который конструирует два полюса кинематографа.

У.Г.: И художественного творчества, видимо, в целом.

А.С.: И художественного творчества в целом, конечно, но в кинематографе это очень ярко выражено: что я там? Просто создаю бесконечный инструмент развлечения, сериалы, развлекательные фильмы и так далее — или проводник какой-то новой реальности? И мы еще тоже об этом раздвоении обязательно поговорим.

И тут, знаешь, очень важный момент, который напрямую касается кино, это следующее слово: «Я вложил слова мои в уста твои. Смотри…» То есть здесь в первый раз в нашем фильме, который мы сейчас обсуждаем, появляется образ. Ну, еще не образ, а это обращение «Смотри!». После слова, как только я наделил тебя словом, я говорю: «Смотри!» Почему так? Давай попробуем разобраться.

У.Г.: Давай. Тем более что на самом деле не у всех пророков это именно в такой последовательности, а иногда это начинается с видения. Как, например, у Моисея или у Иезекииля. Иезекииль тоже начинает свое пророчество с того, что «Вот было в тринадцатый год, в пятый день четвертого месяца…» Очень похоже на преамбулу Иеремии. А дальше говорит: «И увидел я: бурный ветер пришел с севера, облако огромное, огонь пылающий, сияние вокруг». И дальше рассказывает знаменитую историю, которая называется в еврейской традиции меркава: это странные ангелы, жиные, и «образ лиц их — лицо человека, и лицо льва справа у каждого из четырех, и лицо быка слева у каждого из четырех, и лицо орла у каждого из четырех».

Тетраморф (деталь), XIV в., миниатюра из Комментария на Библию Николая де Лира, Библиотека Джона Райландса, Манчестер, Latin MS 30, fol. 123v © University of Manchester

Это все то, что он видит — такую замечательно подробную картину божественного явления, с колесами, которые наполнены глазами, и так далее. Это все Иехезкель сначала видит, и только после этого происходит инициация уст, или речи. У Иеремии, мы видим, это наоборот.

А.С.: Обратный процесс, да.

У.Г.: Получается, что у разных пророков этот самый процесс — разный. Иногда он начинается со слов, а потом видения, а иногда наоборот.

А.С.: Не знаю, видимо, Господь так решил: с этим лучше так поставить, каждому инструменту нужен свой подход.

У.Г.: Да.

А.С.: Так же, как к каждому артисту нужен свой индивидуальный подход. Видимо, тут примерно так же.

У.Г.: Вот, например, Исайя — то же самое, Исайя тоже начинает с видения. «В год смерти царя Узияху видел я Господа, сидящего на престоле. И перед ним стоят серафимы, и шесть крыльев, шесть крыльев у одного и у каждого из них». И так далее. И потом он говорит: «И сказал я: „О горе мне, я погиб, ибо я человек с нечистыми устами. Среди народа, чьи уста не чисты, живу я, а очи мои видели царя, Господа воинств“. И подлетел ко мне один из серафимов, и в руке его уголь горящий, который он взял щипцами с жертвенника. И коснулся он углем уст моих и сказал: „ коснулось это уст твоих, и грех твой будет снят, и вина твоя будет прощена“. И услышал я голос Господа, говорящего: „Кого я пошлю и кто пойдет для нас?“ И сказал: „Я пойду“». Каждый пророк со своим характером.

А.С.: У каждого свой характер, безусловно. Но мы давай вернемся к разбору Иеремии. Хотя, конечно, в нашем фильме в момент этой потери субъектности, в этом ключевом моменте могут появиться флешбэки (собственно, как это и случилось сейчас) из других пророков. И могут появиться их видения, и как они, каждый из них терял… Какое-то странное немножко сочетание — «потеря субъектности», но окей.

У.Г.: Дальше происходит еще одна трансформация. После этого «смотри» — «Смотри, я поставил тебя ныне над народами и над царствами» — теперь это уже не Иеремия, это народ Израиля. То есть он теперь говорит с Иеремией так, как будто бы это народ Израиля. «Чтобы искоренять, разбивать, уничтожать, разрушать, строить и насаждать».

А.С.: А можешь эту мысль пояснить — почему? Для меня как для зрителя пока не очень понятно, как это случается. Почему он становится народом Израиля?

У.Г.: Это то, что ты сказал — «потеря субъектности», она действительно потеря субъектности. Почему? Потому что пророк становится кем? С одной стороны, он становится инструментом, с помощью которого говорит Бог. Но говорит он кому? Он говорит, как правило, народу Израиля.

А.С.: Народу Израиля, да.

У.Г.: Обращается к народу Израиля, являясь частью народа Израиля. И поэтому он одновременно является как бы ухом, которое воспринимает. В одно ухо влетает, из другого вылетает — в буквальном смысле. Потому что он должен услышать это как кто? Как народ Израиля. Чтобы говорить с народом Израиля, он должен одновременно идентифицировать себя с народом Израиля. И в этом смысле это тоже процесс обучения. Если говорить, например, о художественном творчестве, то можно было бы сказать, что в какой-то момент художник или автор произведения (предположим, кинопроизведения) должен идентифицировать себя со зрителем, к которому он обращается.

А.С.: Да, понятно. Действительно, такая стадия прохождения фильма, для фильма очень важная, когда ты начинаешь смотреть.

У.Г.: Поэтому, когда говоришь «смотри!», то нужно смотреть глазами зрителя, а не своими глазами. Возвращаясь к началу нашей беседы — ты говоришь, что одно дело, когда я спикер, и совсем другое, когда я режиссер.

А.С.: Абсолютно, да.

У.Г.: Здесь ведь происходит эта самая инициация. Он говорит ему что? «Иеремия, смотри, я поставил ныне тебя над народами». Кого «тебя»? Народ Израиля, не самого Иеремию. «И было слово Господне сказано мне: „Что видишь ты, Иеремия (Ирмияху)?“ Я сказал: „Палку из миндального дерева вижу я“. И Господь сказал мне: „Ты верно видишь“».

А.С.: Подожди, давай здесь тормознемся. Мне кажется, тут как минимум две мысли мы имеем. И Господь сказал: «Ты верно видишь». То есть что происходит здесь? Здесь такое, как настройка зрения, происходит.

У.Г.: Не совсем.

А.С.: Не совсем, да. А почему не совсем?

У.Г.: Не совсем, потому что на самом деле Бог ему показывает не просто палку миндальную, а символ. Какой символ? Здесь что-то непроговоренное. То есть между нами есть договоренность определенная. Какая договоренность? Мы знаем, что миндальное дерево, или расцветший миндаль, — это символ избранности. И когда Бог показывает эту ветку, то, по сути дела, он говорит… Он же только что говорил, что ты — народ Израиля. Теперь он говорит: «Ты помнишь, что народ Израиля избран?»

Миндальное дерево в Негеве. Фото: ekeidar. Изображение из цифрового архива Wikimedia Commons

А.С.: Ты избранный. А он говорит: «Я помню».

У.Г.: «Я помню», — как бы говорит Иеремия, хотя говорит: «Я вижу палку». Но между ними есть в каком-то смысле взаимопонимание, что он видит правильно. он и говорит: «Да, правильно ты видишь». И дальше подтверждает: «Ты верно видишь, ибо я бдительно слежу за словом моим, чтобы исполнить его». Какое это «слово мое»? Что вы — избранный народ.

А.С.: Ты объяснил смысл произошедшего. А я все-таки бы всмотрелся в механику, в то, как на простом уровне устроено. Я показываю палку — что ты видишь? Ты видишь палку. Да, там эта палка означает… окей. Но твое зрение работает, ты как бы видишь адекватно. Для меня в этом эпизоде это не менее важно, чем то, о чем сказал ты про избранность.

Вот это чудо рождения кино — оно, собственно, про это: что ты видишь там? Братья Люмьер, собственно, про это. Что ты видишь? Поезд прибывает на вокзал. Что ты видишь? Рабочие выходят с фабрики. Как это сделано? Это следующий вопрос.

Я хочу еще обратить внимание, что мне в механике тут очень нравится этот момент (мы его уже проговаривали), что он вначале видит образ. Как работает этот механизм? Бог создает образ, дает его Иеремии — Иеремия превращает это в слово — Бог говорит: «Да, слово правильное» — слово обращается к нам.

У.Г.: Смотри, здесь происходит проверка коммуникации между Богом и Иеремией. Он говорит: «Так-так, ну, все нормально». То есть ты поймешь, когда я тебе тот образ покажу, который тебе нужно будет передать? Он пока еще ничего не передает в словах, пока просто эта самая проверка.

А.С.: Проверка связи, да, но в ней есть механизм, да?

У.Г.: Да, в которой сам Бог превращает это в слово. Не Иеремия, а пока Бог превращает в слово. Бог его спрашивает: «Видишь это?» Он говорит: «Да, вижу». И дальше Бог превращает это в слово.

А.С.: А, Бог превращает в слово. Да, это верная поправка, да.

У.Г.: Он ему показывает и говорит, как интерпретировать, тем самым как бы обучая его превращению образа в слово. А потом дальше будет то, что ты говоришь. А дальше пророк должен будет превращать образы в слова, сначала нужно этому научиться.

А.С.: Но тут я хочу обратить внимание, что происходит обратный процесс. Когда мы общаемся с искусственным интеллектом, или, как его называют наши коллеги, Иваном Ивановичем, ему надо четко сформулировать, то есть создать то, что называется «промпт». А промпт-инженеры делают слова, благодаря которым искусственный интеллект создает образ.

Хочу похвастаться: мы сейчас будем делать инсталляцию в рамках нашего проекта по фильму «Суер-Выер». Мы придумали: там есть книжка Юрия Коваля, в которой корабль открывает какие-то фэнтезийные острова, и один из этих островов — это остров, на котором всё есть. Этому посвящена замечательная песня нашего друга Псоя Короленко. И мы вместе с ним будем делать инсталляцию, где в центре некоего пространства, острова, будет стоять чековый аппарат. И любой человек, который к нему подходит, может сказать «I want apple». И ему будет напечатан чек с яблоком. «Хочу космос» или «экзистенцию» — неважно, есть все.

У.Г.: С Иваном Ивановичем ты прав, там я закладываю слово, которое должно превратиться в образ, — противоположный ход.

А.С.: В образ, да, а здесь обратный процесс. Просто интересно было обратить на это внимание. Но давайте попытаемся дочитать нашу главу.

У.Г.: Да. «И было слово Господне сказано мне во второй раз: „Что ты видишь?“ Я сказал: „Я вижу кипящий котел, обращенный к северу“». То есть он видит кипящий котел, но здесь, видимо, он понимает хуже этот образ. «И сказал мне Господь: „С севера начнется бедствие для всех жителей земли этой, ибо я призываю все племена северных царств, и придут они, и поставят каждый престол свой у входа в ворота Иерусалима, и на все стены его кругом, у всех городов Иудеи. И я изреку над ними суды мои за все их злодеяния, за то, что они оставили меня, и возносили курение другим богам, и поклонялись изделиям рук своих“».

А.С.: Тут с 13-й по 17-ю происходит интересная история: если первый раз ты видишь палку — ну да, палка, она там имеет значение и так далее, настройка случилась, то здесь как бы то, что называется в кино — появляется образ, или метафора.

У.Г.: Ну, первая тоже была метафора, только более понятная.

А.С.: А здесь есть некая загадка. И это очень важно. Собственно, и в кино так же. Условно говоря, когда мы говорим «Братья Люмьер», «Прибытие поезда», мы видим прибытие поезда, что бы это ни означало. Или, например, поезд входит в туннель, следующий кадр — фонтан на площади: окей, очень ясная эротическая метафорика в этом, то есть как бы кино начинает двигаться дальше, когда кадры уже что-то обозначают, что-то рассказывают, и теперь необходимо нам научиться…

У.Г.: Их читать.

А.С.: Их правильно читать. В этот момент для нас создается язык кино.

У.Г.: С моей точки зрения, он создается и в первый раз, и во второй более-менее одинаково. Просто второй раз это метафора, которая непонятна. Пример, который ты привел с туннелем и фонтаном, — это как раз совсем-совсем кино.

А.С.: Это кино, да.

У.Г.: То, чего мы не увидим в пророчествах. Почему? Здесь происходит монтаж, стык двух образов, который дает новый смысл. Здесь у нас нет стыка двух образов.

А.С.: Здесь один образ.

У.Г.: Здесь есть один образ — котел; котел, обращенный к северу, и понятно, что Иеремия не понимает, что это такое. Если про миндальную палку он понимает, что это такое, и там достаточно одного предложения: «Да, я помню, что вы избранный народ», то здесь он вообще ничего не понимает, и тогда Бог объясняет, что это означает. Это означает наказание северных царей, которые будут уничтожены, которые покушаются на Иерусалим.

А.С.: Почему через образ котла это сделано? Не очень-то понятно.

У.Г.: Потому что они сгорят в этом котле.

А.С.: Они сгорят в котле?

У.Г.: Котел обращен к северу.

А.С.: К северу, да. То есть они как бы все, кто туда придет, попадут в котел.

У.Г.: Да, они попадут в котел. «А ты препояшь чресла свои, встань и говори им все то, что я тебе повелю. И не бойся их, чтобы я не поразил тебя перед ними. И я поставил тебя ныне укрепленным городом, железным столбом и медными стенами на всей этой земле против царей Иудеи и сановников ее, священников ее и народа этой земли. И сразятся они с тобою, но не осилят тебя, ибо я с тобою, — сказал Господь, — чтобы спасти тебя».

А.С.: Это удивительно: «Я поставил тебя ныне укрепленным городом, железным столбом и медными стенами на всей этой земле». По сути, если бы мы снимали фильм, а мы сейчас пытаемся его набросать, то здесь начинается серьезная компьютерная графика. Мы уходим от первого фильма образов: миндальная ветка, котел, который дымит на север. Тут что-то случается с человеком — вначале, мы помним, он теряет субъектность, а здесь он становится частью чего-то большего, как бы народом.

У.Г.: Частью народа, да.

А.С.: Здесь трансформируется его тело. То есть он как бы сам превращается в образы, он становится железным столбом, укрепленным городом. Это такая какая-то компьютерная графика: Иеремия сначала превращается в укрепленный город, потом в железный столб, в медные стены на всей земле и так далее. Здесь мы, если мы почитаем это пророчество с точки зрения кино, присутствуем при рождении большого аттракционного кинематографа.

У.Г.: Почему происходит эта трансформация? Потому что у нас есть две войны — внешняя и внутренняя. Внутренняя война рисуется как столкновение двух городов, двух армий, где Иеремия является праведной армией, которая вещает, говорит, обличает царей Иудеи. То есть он по-прежнему народ, но теперь это не просто народ, это город с крепостной стеной, который вступает в сражение с другим городом. Каким? Неправедным городом, внутренним, внутрииудейским. Есть цари Иудеи неправедные, а Иеремия возглавляет в каком-то смысле войско праведное, которое должно обличить этих царей.

Жан Коломб. Битва под стенами Иерусалима, XV в., миниатюра из Часослова Луи де Лаваля, Национальная библиотека, Париж, Latin 920, fol. 47r © gallica.bnf.fr / BnF
Жан Коломб. Битва под стенами Иерусалима, XV в., миниатюра из Часослова Луи де Лаваля, Национальная библиотека, Париж, Latin 920, fol. 48r © gallica.bnf.fr / BnF
Жан Коломб. Битва под стенами Иерусалима, XV в., миниатюра из Часослова Луи де Лаваля, Национальная библиотека, Париж, Latin 920, fol. 48v © gallica.bnf.fr / BnF

А.С.: Да, понятно. И важно, что заканчивается так: «„Сразятся они с тобой, но не осилят тебя, ибо я с тобой“, — Господь сказал». У нас начинается какое-то очень большое, эпичное…

У.Г.: Сражение внутреннее.

А.С.: Сражение, которое, собственно, началось с того, что сам Иеремия потерял не только субъектность, но и телесность.

У.Г.: Ну да.

А.С.: Превратился в образы, сам стал образом…

У.Г.: Ну да, если ты говоришь про компьютерную графику, то это два войска теперь сталкиваются. Одно из двух — Иеремия.

А.С.: Два войска сталкиваются. Одно из войск — Иеремия, и он же — железная крепость, и он же — медные стены по всей земле.

У.Г.: Да-да, и все, что там есть, и конница и так далее, можно образ развивать.

А.С.: Ну да, да, это все Иеремия. Начали мы с говорящего человека, потом был молчащий отрок, а теперь он превратился в такое глобальное сражение одного с другим.

У.Г.: У нас та фраза осталась, с которой я начал.

А.С.: С которой мы начали.

У.Г.: С которой мы начали, да.

А.С.: Это тоже очень по-кинематографичному — начать с конца.

У.Г.: Но теперь этот конец может проясниться.

А.С.: Как?

У.Г.: Что он говорит? «Сказано было мне слово Господне: „Иди и возгласи в слух Иерусалима, говоря: так сказал Господь: „Я помню о благосклонности ко мне в юности твоей, о любви твоей, когда ты была невестой, как шла ты за мной по пустыне, по земле незасеянной. Израиль — святыня Господня, первые плоды его“». То есть что сообщает Иеремия Израилю? Он, по сути дела, сейчас формирует это самое войско, в которое он уже превратился. Он обращается к народу Израиля и говорит: «Ты помнишь?» Та часть народа Израиля, которая помнит, станет частью этого войска Иеремии. «Когда в пустыне я тебя вел» и так далее; «ты была моей невестой». И эта невеста сейчас должна подняться. «И все поедающие его будут осуждены, и бедствие придет на них». Как внутренние враги, так и внешние враги будут разгромлены, как только эта невеста теперь воспрянет.

А.С.: Такое ощущение, что он как бы потерял субъектность, превратился сам в образ. А дальше с этими образами начинается какой-то абсолютный беспредел. Он превращается в невесту, которая идет по пустыне.

У.Г.: Это напоминание, это флешбэк очередной.

А.С.: Да, это напоминание, очередной флешбэк, но у нас есть кинематографический принцип, очень важный. Что ты видишь? Я вижу ветку. Дальше ты можешь сказать: эта ветка означает то-то, или то-то, или сё-то. Но «я вижу ветку» — с этого начинается образ. И когда я говорю «невеста», я должен показать невесту. Я не могу показывать народ Израиля и говорить «невеста», это будет неправильно.

У.Г.: Должен показать невесту. А Бога мы показывали как-то или нет до этого?

А.С.: Это самая большая проблема, с которой мы должны столкнуться в нашем фильме. Как ее решить? Можем ли мы показывать Бога, а если показывать, то что показывать?

У.Г: Ну да, непонятно.

А.С.: Потому что нигде не написано, что надо показывать, ну не показывать же старичков типа нас.

У.Г.: Ну, Тарковский решает это достаточно просто.

А.С.: Как?

У.Г.: В этом же фильме у него есть горящий дом — это аллюзия на неопалимую купину.

А.С.: На неопалимую купину, да. То есть в этом смысле он показывает образ, который уже укоренен в тексте.

У.Г.: Уже укоренен в традиции. И можно было бы тогда показать невесту, которая стоит на фоне этого горящего куста.

А.С.: Невесту, да. Но скорее всего, Ури, если решать этот вопрос, то сейчас бы я… Мы же присутствуем на питчинге нашего фильма, то есть мы должны представить нашему зрителю, что давайте вы как-то соберетесь, и мы скинемся все вместе и снимем этот фильм. Я бы не показывал Бога. Поскольку Иеремия теряет субъектность и становится проводником Бога, то, показывая его, мы показываем Бога.

У.Г.: Ну хорошо, а как показать…

А.С.: Диалог?

У.Г.: Да. Он обращается к Иерусалиму, ну, по сути, к народу Израиля. И говорит: «Помнишь, как ты была невестой?» Кто-то помнит, кто-то не помнит, но он напоминает. Те, кто вспомнит, это и будет та армия, которая будет бороться и с внутренними, и с внешними врагами. Он пытается воскресить это в памяти: «Помнишь, как все это было? Ты шла по пустыне, по земле незасеянной, невестою шла за мною по пустыне». Ясно, что не за Иеремией, за Богом.

А.С.: Говорит он это через Иеремию?

У.Г.: Через Иеремию.

А.С.: Поэтому, собственно, если каким-то современным языком это делать, то мы видим только речь Иеремии и не видим этих образов. Ты знаешь, вопрос в том, в каком времени мы находимся, какой кинематограф мы себе представляем. Я даже с собой книжечку взял, которая нам абсолютно ничем не поможет. Робер Брессон, или Годар, или тот же Тарковский формулировали язык кино как нечто отдельное. Если уж я взял книжку, то уж давай прочитаю. В частности, Брессон пишет: «Что такое кинематограф? Кинематограф есть письмо при помощи движущихся образов и звуков». То есть это не иллюстрация некой литературы.

У.Г.: Один тип кинематографа — это как раз превращение слов в образ, визуализация.

А.С.: В образ. Визуализация. А другое — когда образы начинают сами…

У.Г.: Сами представлять из себя речь. Это другого типа язык.

А.С.: Здесь образы действуют самостоятельно. И мы смотрим наш фильм.

У.Г.: У нас есть в каком-то смысле три этапа развития кинематографа, как я это вижу. Если неправильно, ты меня поправь. Первое — это возможность, иллюстрации. У нас есть театр, у нас есть литература. Визуализация текста, визуализация слова и есть определенного типа кино. Второй вариант — это добиться того, чтобы кино не шло за речью, не шло за языком, не шло за литературой.

А.С.: А было бы само язык.

У.Г.: А выработало свой собственный язык образов, который тоже что-то говорит, но говорит по-другому. И когда Тарковский говорит «я могу говорить», возможно, он это имеет в виду, у него же есть свой язык в кино, которое он снимал.

А.С.: Что он обретает язык кино.

У.Г.: Обретает язык кино, с помощью которого он говорит. он обрел этот самый язык и теперь говорит. И третий этап, который я, по крайней мере, вижу, — это отказ от речи как таковой. Например, Годар в предпоследнем фильме «Прощай, речь» — это, возможно, мысль о том, что визуальное не должно превращаться в какой-то язык. Я ничего не говорю, я просто вижу. И то, что я вижу, само по себе ценно. Мне кажется, что, например, в твоем фильме «Вверх, вниз» рассуждения героев или персонажей этого фильма — это зависит от того, как на это глядеть.

А.С.: Да, там же герои становятся персонажами.

У.Г.: Там это один из вопросов.

А.С.: И они сами рефлексируют по поводу того, что они персонажи некоего фильма, которого нет.

Тот я, который персонаж, он мне безумно нравится. И когда за камерой нету никого, чувствуешь себя гораздо лучше.

У.Г.: Чем становится человек при камере? Это камера снимает или я наставляю ее, что снимать? Отдаться визуальному — это и есть еще одна возможность кино. Хороший пример — Мекас, мы его упоминали в нашей программе.

А.С.: В передаче с замечательным Костей Шавловским, обязательно посмотрите.

У.Г.: Это не язык, а вольное визуальное пространство: восприятие того, что мы видим, — оно не говорит, оно по-другому воздействует на зрителя. И пророкам Бог показывает нечто, визуальные образы, значения некоторых из них пророки тоже не объясняют. Например, меркава, которую видят Иехезкель и Исайя. Они просто описывают ее: шестикрылые серафимы, крылья, глаза, орел, лев. А что это на самом деле?

А.С.: Поди пойми. Неизвестно что.

У.Г.: Они не говорят, что это. И возможно, что это как раз находится на уровне такого рода кино. Когда просто есть визуальное, он просто пытается словами описать это визуальное, оно должно у нас возникнуть. И он рассказывает о том, что он видит, а что это значит, неизвестно. В нашем отрывке…

А.С.: Все понятно.

У.Г.: Да, все визуальные образы проясняются.

А.С.: Все прояснено.

У.Г.: А бывает, что и нет.

А.С.: Просто, понимаешь, в чем проблема? Мы же с тобой договаривались (а мы, дорогие зрители, всегда договариваемся, репетируем, это не спонтанный разговор), что то, что мы сейчас прошли, — это маленькая преамбула нашего разговора, а дальше мы уже спокойно поговорим о роли художника. Кто такой художник? Пророк или демиург? Что такое пророчество? Как это связано с историей кинематографа? Кого из режиссеров мы могли бы назвать пророками, кого демиургами? И как это связано с тем, что уже в XXI веке появляется новое искусство — видеоискусство, которое становится демократичным. Как бы по сути кинематограф в своем придуманном виде, когда это кинокамера, кинопленка и как бы это удел избранных — являть образы, благодаря цифровой революции становится общедоступно, демократично. Теперь каждый из нас, из вас, дорогие зрители, является производителем.

У.Г.: Может, являться производителем.

А.С.: Бесконечным производителем бесконечных образов. И что это такое, когда мы все начали их производить? Изначально их мог производить, как мы понимаем, только Бог, а теперь каждый — к чему это нас приведет? Это большой вопрос, который мы хотели бы поставить.

У.Г.: Да, ну мы и можем его поставить.

А.С.: Поставить-то мы можем, да, но просто развернуть, к сожалению, уже не успеем.

У.Г.: Не успеем, но поставить его можем. То есть вопрос звучит следующим образом. Когда речь идет не только о кино, а вообще о художественном творчестве, художник в своих замыслах и своей интенции хочет что-то сделать сам по себе, то есть стать демиургом или же он хочет стать проводником какой-то высшей силы, которая говорит через него. Мы уже говорили об этом в наших программах, в разговоре с Сергеем Гандлевским, например.

А.С.: Касались, да.

У.Г.: Он склонялся к тому, что поэт должен отдаться природе языка, чтобы через него что-то шло и говорило. И тогда это производство видеообразов может быть двояким. Одно дело, когда я просто что-то делаю. Это, наверное, никому не интересно, ну сделал и сделал. Если раньше у нас был пророк, или великий режиссер, или еще кто-то, а сейчас каждый может, ну и наплодили.

А.С.: Каждый снимает.

У.Г.: Да, но если это оказывается чем-то, голосом свыше (как его поймать — отдельный вопрос, и что это такое — это тоже, конечно же, вопрос), то тогда, наверное, отличие тех или иных созданий видеообразов будет связано именно с этим: чувствуется ли этот самый глас или не чувствуется.

А.С.: Я тут все-таки не удержусь и скажу тогда еще несколько слов, что, возможно, это связано и с изменением техники съемки. Если раньше в центре произведения находился один человек, ну, не один на самом деле, кино — это огромная коллективная работа, как правило, над большим фильмом трудится огромное количество людей. Но в конечном счете есть некий человек, который принимает решение, это или режиссер, или продюсер. Он принимает решение о том, что такому-то образу быть. То сейчас создание этих образов стало стихийным, то есть я не знаю, что снимет Ури, что снимет Авиэль, наш продюсер, Виктория, наш гример, что они сделают. И дальше это огромное количество отснятого можно просёрфить и создать какое-то новое произведение. В принципе, такие опыты были уже.

У.Г.: Например, фильм «Россия как сон», да?

А.С.: Ну, фильм «Россия как сон» — по сути это фильм коллективный, сделанный двадцатью двумя авторами Канского фестиваля. Мы попытались спровоцировать такую ситуацию, когда каждый снимал все, что он захотел, в рамках, правда, определенной темы, связанной с потерей культуры, с потерей собственной цивилизации. И дальше, благодаря, Ури, тебе в частности, мы объединили этот материал и получили какую-то единую фреску. То есть мы сделали коллективный фильм, из отснятого на сотовые телефоны материала.

У.Г.: И он, как это ни странно, оказался пророческим.

А.С.: К сожалению, да. Дорогие зрители, мы упомянули тут несколько фильмов, я надеюсь, что мы сможем сделать ссылки на них в описании к программе.

У.Г.: Ну, по крайней мере, твои фильмы, которые мы упомянули, уж точно. Может, даже какие-то кадры. Например, заключительный кадр «Россия как сон», я думаю, обязательно нужен.

Смотреть видео

Другие эпизоды нового сериала «ИзТории-Пророки»

Все эпизоды сериала «ИзТории»

--

--

Идеи без границ

Новое пространство для онлайн и офлайн-программ на русском языке о философии, литературе, этнографии, истории, искусстве и кино. Проект Бейт Ави Хай (Иерусалим)