12. НДИ

Идеи без границ
5 min readOct 3, 2022

--

Подкаст «Кумкум. Выборы для чайников» проекта «Идеи без границ» культурного центра Бейт Ави Хай

Привет! Я — Саша Демидов, и это подкаст «Кумкум. Выборы для чайников». Я живу в Израиле уже 32 года и работаю актером в театре «Гешер». 1 ноября по всему Израилю пройдут выборы в Кнесет, и я вам постараюсь немного объяснить, как они устроены, что они значат и каково расположение сил. Я не буду вам объяснять, что хорошо, а что плохо. Я просто расскажу вам, кто за что борется и о чем говорит. А вы уже будете сами выбирать. Я делаю этот подкаст вместе с журналисткой и юристом Эфрат Шапира-Розенберг и проектом «Идеи без границ» культурного центра Бейт Ави Хай. Слушайте на всех подкаст-платформах и в YouTube. Поехали!

Правые всегда заодно с ультраортодоксами?

Ещё недавно мы бы решительно ответили — да! Это был не просто старый и прочный союз, а практически закон природы.

Но даже законы природы иногда нарушаются. И это создаёт едва ли не самое сложное положение в политической истории Израиля. Знакомьтесь с теми, кого нужно за это благодарить — или, наоборот, ругать последними словами: с правой светской национальной партией «Наш дом Израиль».

Она была создана в 1999 году в качестве сателлита «Ликуда» и поначалу не хватала звезд с неба — в 2003 году у НДИ оказалось всего три мандата. Но чем дальше, тем больше эта партия превращалась в самостоятельную политическую силу, и в 2009-м именно «Наш дом Израиль» оказался третьей партией в кнессете с 15 мандатами.

Исторически главные избиратели НДИ — это те, для кого Израиль стал не просто домом, а новым домом: русскоязычные новые репатрианты, в основном, старшего возраста, приехавшие в страну в рамках Большой Алии 90-х. К ним примыкают и просто те, кто симпатизирует правым, но не симпатизирует Биньямину Нетаниягу.

У бессменного лидера НДИ Авигдора Либермана с Нетаниягу долгая и сложная история отношений. Он репатриировался в 1970 году в 20 лет, а карьеру начал в «Ликуде» как раз парламентским помощником молодого депутата Нетаниягу — после чего со временем дослужился до поста гендиректора министерства главы правительства того же Биби. Но в дальнейшем между бывшими соратниками не раз и не два пробегала кошка. И в 2022 году лидер НДИ уже говорит о Нетаниягу так: «Этот человек — пример отбросов рода человеческого, у него нет границ. От власти его отделяет только Авигдор Либерман».

В чём же дело, что случилось?

Дело в том, что НДИ — довольно необычная партия для израильской политики, и сам Либерман, как к нему ни относись, довольно харизматичный политик, визитной карточкой которого стала его принципиальность.

С одной стороны, «Наш дом Израиль» — бескомпромиссные правые, требующие заявления о лояльности государству для получения гражданства и смертной казни для террористов.

С другой стороны, у них либеральная программа со свободой религии для светских, защитой прав женщин и острой борьбой с ультраортодоксами. НДИ предлагают:

— отменить пособия для студентов йешив;

— призывать ортодоксальную молодежь в армию или на альтернативную службу;

— признавать светские браки;

— а также обязать все школы преподавать основные дисциплины для получения господдержки.

Так что вопрос, кто они в первую очередь — правые или светские, для Либермана и его партии просто не стоит. У них — собственная правда; неслучайно лидер НДИ в 2004 году написал книгу «Ничего, кроме правды», а в 2011 на партийном съезде в Биньяней ха-Ума висел транспарант «Мы держим слово».

Держит ли партия слово на самом деле? Ну, бывает по-всякому — когда-то Либерман заявил, что, став министром обороны, за 48 часов ликвидирует Исмаила Ханию, но лидер ХАМАС и сегодня жив-здоров… Тем не менее, нельзя отрицать, что НДИ никогда не стесняется по принципиальным соображениям выйти из правительства и отказаться от власти:

— в первый раз они заявили о том, что покидают правительство Ариэля Шарона, в 2001 году — в знак протеста против передачи района Абу Снена в Хевроне палестинцам;

— в 2008 году партия вышла из правительства Эхуда Ольмерта из-за конференции в Аннаполисе, на которой была предпринята попытка возобновить мирные переговоры;

— в 2015-м Либерман рекомендовал Нетаниягу на пост премьер-министра, но не вошёл в коалицию, так как критиковал действия правительства в отношении ХАМАС, потери потенциала сдерживания, слишком большого числа министров и по некоторым другим вопросам;

— в 2018-м НДИ вновь вышла из правительства из-за эскалации напряженности на юге и соглашения о прекращении огня, которое в партии назвали пораженческим;

— Но главный взрыв, спровоцировавший тяжелую ситуацию, которая схватила страну за горло, случился в 2019 году. Партия «Наш дом Израиль» набрала пять мандатов и рекомендовала Нетаниягу в качестве премьера, но не вошла в правительство из-за разногласий о призыве студентов йешив. В итоге Биби не смог создать правительство, кнессет был распущен, а НДИ оказалась первой партией, наложившей на Нетаниягу вето справа, а не слева. Как следствие, стабильное правительство не удаётся сформировать до сих пор.

Надо сказать, что в последние годы Либерман выступает с более умеренных позиций. После внеочередных выборов НДИ вошла в коалицию без Нетаниягу и ультраортодоксов, но с левыми и арабами, и в этом правительстве партия осталась до конца его дней. Неужели лидер «Нашего дома Израиля» сдвинулся в центр или даже влево?

Никто не может точно ответить на этот вопрос, этот человек — настоящая загадка. Некоторые считают его мелочным упрямцем, который не позволяет правым воспользоваться народным мандатом и сформировать правительство большинства. Эти люди прямо обвиняют его в продолжающемся кризисе. Другие, однако, считают его принципиальным человеком, который борется с коррумпированным союзом Нетаниягу и ультраортодоксов.

Кстати, я не могу не добавить, что, как и Нетаниягу, Либерман долгое время был под подозрением — в отмывании капитала, мошенничестве, получении выгоды обманным путём и преследовании свидетеля. Расследование закончилось закрытыми делами и — в одном случае — снятием обвинений. И другие члены партии НДИ также в разное время имели проблемы с законом: экс-министр туризма Стас Мисежников сидел в тюрьме за махинации с тендерами, а бывший вице-министр Фаина Киршенбаум до сих пор отбывает срок за взяточничество, отмывание денег, обман доверия и уклонение от оплаты налогов.

Было ли это политическим преследованием или нет — мы не знаем. поэтому давайте вернемся к программе партии. Сейчас она учитывает социально-экономические вопросы не в меньшей степени, чем политические. Среди её прямо объявленных целей:

— Борьба с дороговизной и монополией торговых сетей;

— Введение льгот для демобилизованных солдат, пенсионеров и инвалидов;

— Введение налоговых льгот для работающих семей;

…И так далее. Это отражает изменившийся электорат Либермана: некоторые его старые избиратели скончались, новая алия голосует более разнообразно, поэтому среди целевой аудитории НДИ теперь есть не только репатрианты, но и, например, зажиточные светские евреи, выступающие против Нетаниягу, религиозного давления и поблажек ультраортодоксальному сектору.

А что касается Биби, то по идее, после того как ты называешь конкурента «отбросом общества», кажется, сотрудничество больше невозможно. И Либерман не раз говорил, что не пойдёт с Нетаниягу в правительство, а он, как мы знаем, слов на ветер не бросает — ну или почти не бросает… Но в израильской политике нет ничего невозможного: вспомните Ганца, Эхуда Барака и других политических противников Биби, которых тот, тем не менее, втаскивал в своё правительство. И не забывайте — Авигдор Либерман бывает весьма непредсказуем.

Сможет ли НДИ создать стабильное правительство без Нетаниягу и завершить его политическую карьеру, оставшись в летописях в качестве партии, ответственной за это историческое событие? И это мы тоже совсем скоро узнаем.

Другие эпизоды:

1. Кого выбираем?

2. Электоральный барьер

3. Биби — не Биби

4. Ликуд

5. Авода

6. Ха-Махане ха-Мамлахти

7. Йеш Атид

8. Яхадут ха-Тора

9. Ха-Цийонут ха-Датит

10. Ха-Баит ха-Йехуди

11. МЕРЕЦ

13. РААМ

14. ШАС

15. БАЛАД

16. ХАДАШ-ТААЛ

--

--

Идеи без границ

Новое пространство для онлайн и офлайн-программ на русском языке о философии, литературе, этнографии, истории, искусстве и кино. Проект Бейт Ави Хай (Иерусалим)