Кодить Как Девчонка

k.kruglov
7 min readMar 31, 2015

--

(Оригинал — это текст выступления на AlterConf в Окленде. Сие изложение лишь указывает на различия полов и изначально было представлено В КОНТЕКСТЕ других выступлений на темы расизма, инвалидности, классового неравенства и других подобных проблем.)

В рекламной кампании от Always, где взрослую женщину и мужчину просят пробежаться/ударить/совершить бросок как девчонка, делают это слабо и из рук вон плохо. С другой стороны, когда молодую девушку попросят сделать то же самое, как девчонка, она сделает это с энтузиазмом и усилием. Когда их спросят, что значит делать что-то как девчонка, для них, то она ответит “Делать это изо всех сил.”

К сожалению, в каком то возрасте, мы оказываемся под убеждением о том, что делать что либо как девчонка, это то же самое, что и неэффективно/лениво/максимально несерьёзно. Что же это теперь значит для женщин и неопредел между м/ж (non-binary), работающих в технологиях и отождествляющих себя с женщиной? Что это значит для тех из нас, кто кодит как девчонка?

Я хочу поделиться с вами моим 20 летним опытом работы женщиной-программистом плюс заметками из жизни других женщин с которыми я говорила. Ещё я расскажу о паре-тройке важных вещей, которые могли бы сделать технику и игры такими вещами, в которых люди могли бы чувствовать себя удобно вне зависимости от их пола.

“Но ты не похожа на программиста”

Один из вариантов реакции, что я получаю в качестве программиста-женщины, это: Никто не верит в то, что я программист.

Слыша о моей профессии, люди говорят, что я похожа на дизайнера, маркетолога, ну может быть бухгалтера, но уж точно не на программиста.
Как-то я была техническим ассистентом на выходных семинарах где женщин учат кодить. Мой со-ассистент мужчина постоянно спрашивал меня “Нравится ли мне кодить и вообще”.

Видимо, просто то, что ты выглядишь как среднестатистическая женщина уже выставляет тебя новичком. Это очень раздражает что несмотря на то, что я пишу код с 8 лет, меня постоянно продолжают принимать за начинающую. Я получила степени бакалавра и мастера в MIT (Массачусетский технологический институт). Работала посещающим исследователем в подразделении по роботам и машинным алгоритмам для ASIMO в Honda.

Я не считаю, что какие-то из этих вещей делают меня более крутым программистом; Я указала их потому, что я вполне уверена, что если бы я была белым мужчиной с этими показателями, или даже чем-то попроще, то никто не сомневался бы в том программист я или нет.

“Ты не поймёшь”

Трейси Чоу, инженер в Pinterest, поделилась этой историей со мной: несколько лет назад, на какой-то технической конференции, длившейся двое суток, в первый её день, она надела платье, и во время нахождения там, ни одна живая душа к ней не подошла. Когда же она сама спрашивала у людей о деталях тех или иных технических вопросов, несмотря на саму суть вопросов, ей отвечали “Ты не поймёшь.” Домой вечером она вернулась очень взволнованная и недовольная. Ей совсем не хотелось идти на конференцию на следующий день, но она надела самые простые джинсы с нёрдовской футболкой и пошла, и общение преобрело нормальную манеру. Люди сразу считали, что она технарь, и не пытались разбавлять свои ответы.

Как сообщество может улучшить ситуации вроде этих?

Допускайте возможным, что люди вокруг вас могут разбираться в том же, что и вы, также или даже лучше вас.

Если вы на профессиональной конференции и говорите с женщиной/девушкой, то уж попытайтесь представить, что раз она здесь, то наверное она тоже эксперт в этой сфере деятельности.

Перед тем как объяснять в тоне “свысока”, представьте себе, что ваш слушатель написал то, что вы ему сейчас будете рассказывать.

“I wrote it.”

Никогда не спрашивайте “С кем вы здесь?” подразумевая, что человек тут не потому что это его сфера интересов. Предполагайте, что они здесь, потому что им интересно и это их сера.

Вместо того, чтобы предологать какая у кого карьера или позиция, сросите и не удивляйтесь ответу.

“не играй со своими волосами, это отвлекает”

Ещё одна категория вещей с которыми я сталкиваюсь постоянно: Получая обратную связь, я получаю гендерную обратную связь.

Я помню сдачу проектов / презентаций в колледже. Мы должны были получить отзывы от сверстников, и преподаватель должен был вручить награды обладателям лучших презентаций. Несмотря на то, что мои презентации об алгоритмах для исключения дубликатов (de-dublication) для сохранения места на носителях или алгоритмах для распознавания лиц в классе не раз получали награды от преподавателей, вся суть реакции моих сверстников была такой:

“Почему твои слайды такие розовые? Это отвлекает.”

“Хватит закручивать волосы за ухо, когда рассказываешь. Это отвлекает.”

“Твой голос становится громче после каждого сказанного тобою предложения.”

ну и комментарии по поводу моего внешнего вида.

Я встретила Лизу Раш, новую программистку которая выпустилась из Ada Developers Academy, на Rubyconf в прошлом году. В тот год она выступала с речью по поводу тегирования гражданских данных, вместе с партнёршей, тоже выпускницей Ada Developers Academy, с её слов, основной реакцией о её работе были “отлично выглядишь” или “о, вы такая милая”, вместо комментариев по тексту самого выступления. Однажды, кто-то всё таки решил задать технический вопрос после презентации, но передумал, сказав, что лучше спросит у её партнёра об этом. Напарник Лизы — девушка, которая выглядела менее жнственно, в отличие от Лизы. После случившегося Лиза решила больше не давать никаких выступлений на конференциях в этом году, кроме тех, где выступают преимущественно женщины или тема посвящана борьбе сдискриминацией и многообразию.

Мы можем справляться с этим лучше.

Всё, что нужно, чтобы женщинам и неопределившимся, но выглядящим как женщины людям в IT было легче, можно было бы:

Делиться мнением, основанном на содержании и проделанной работы.

Когда вам кажется, что в презентации вас что-то раздражает, спросите себя, может вы просто не привыкли видеть такое в презентациях и всё?

Спросите себя, “Сказал(а) бы я это белому мужчине?”
(будь это его презентация с розовым фоном и котиками). — Прим. пер.

“профессионально ли это?”

Ещё кое-что, с чем женственным женщинам приходится сталкиваться, это другие люди в IT, которые не хотят: разбираться в профессионализме и моде, решая, что надеть на интервью или презентацию.

Я видела твиты женщин, которые перед тем как выступить со своей первой технич. презентацией, писали: “о том чтобы надеть платье и речи ведь не идёт, да?” Женщины беспокоятся, что если они наденут платье, то их могут не принять всерьёз, и всё закончится не нужными комментариями и советами по внешнему виду. Я прочла множество советов и колонок в интернете по этому поводу, где говорилось: “Женщины, вы не должны отвлекать от своей презентации! Одевайтесь нарядно, но не броско”.

В то же время, я видела женщин которые специально одевались не по-женски, и наоборот.

С одной стороны это прогресс, что люди согласны с заявлением “Женщина может быть, кем она хочет и заниматься, чем хочет”. Но тут происходит столкновение с особым видом сексизма — опозиционным. И не говоря уже о нём, никуда не девается и традиционный сексизм, в борьбе с которым мы особого прогресса не проделали. Вы найдёте больше людей, которые согласятся, что женщины могут быть и заниматься кем и чем угодно, чем людей которые будут согласны с утверждением, что женственность также важна, как и мужественность.

Возьмём например, идею Сильного Женского Персонажа. В фильмах таких море. Но подумайте, что приходит в голову, когда вы пытаетесь представить девушку-задиру (badass): громкую, напористую, на мотоцикле, может со способностями к боевым искусствам. Да, это описание женщины звучит круто. Вот такие женщины в фильмах спасают мир, а не женственные, чуткие и заботливые.

Это и есть часть проблемы, женщина, которая хочет быть напористой — должна быть напористой, и вместо критики мы могли бы поощрять это, но в свою очередь не забывать про тех, кто больше сопереживает и сочувствует другим.

Давайте попытаемся оценить индивидуальность в том, как люди пытаются преподнести себя. Попробуем принять женственность, как что-то по-настоящему ценное и отмечать тех, кто пытается проявлять её.

да, вот тааак выглядит программист

Как-то раз мой бывший сказал мне: “Ты смотришься лучше в джинсах и футболке. Зачем ты носишь платья? И косметику? Тебе не обязательно нарягаться, чтобы впечатлить меня.” И в этот момент меня словно осенило. Я поняла, что большинство людей считает, что женственность (все эти наряды, косметика и т.п) это лишь жест для того, чтобы оказать впечатление на мужчину. Я то одевалась для себя, меня на 100% не волновало — нравится ли это платье партнёру или нет, мне самой просто нравилось так одеваться. Уже после, я решила, что продолжая носить платья, буду каждый раз по-крупному посылать патриархат куда подальше.

Так вот: вы можете быть женственной, а можете и не быть — и тот и другой вариант полностью нормальны. Но если результат положительный, то я бы только поощряла возможность одеваться так, как вам хочется. Будьте яркими, нарядными, может даже вычурными девчонками, будьте такими, какими хотите быть. Будьте, если вы геймер, программист или гейм-дизайнер. Будьте, потому что вы помогаете менять человеческое восприятие того, как программист/геймер/разработчик игр должен выглядеть. Так вы делаете мир ещё прекраснее, просто будучи собой.

Спасибо AlterConf за создание и организацию безопасного мероприятия, где я смогла поговорить об этом, а также Трейси Чоу и Лизе Раш за разрешение использовать их истории.

Ищите больше интересных историй?
Подписывайтесь на
Medium · Twitter · Facebook · VK

--

--

k.kruglov

Когда то переводил тексты. Сапорчу тут и там.