Ксения Медведева
8 min readFeb 15, 2019

Война во Вьетнаме глазами СМИ

После продолжительной Индокитайской войны (1946–1954 года) территория Вьетнама по результатам Женевской конференции была временно разделена по 17-ой параллели на две части, Северную и Южную. Северный Вьетнам стал территорией Демократической Республики Вьетнам, а Южный остался под контролем профранцузской власти. В 1956 году должны были состояться всеобщие выборы, которые решили бы дальнейшую судьбу Вьетнама.

Началом Вьетнамской войны принято считать 1 ноября 1955 года, когда проамериканский президент Южного Вьетнама, Нго Динь Зьем, нарушил женевские соглашения и провозгласил создание суверенной Республики Вьетнам. После становления коммунизма в Китае правительство США не могло допустить дальнейшее распространение советской идеологии в Юго-Восточной Азии. Вьетнам стал очередным «полем боя» СССР и США.

В 1957 году репрессии Нго Динь Зьема против коммунистической оппозиции привели к началу партизанской войны на территории Южного Вьетнама. А позже, в декабре 1960 года, был создан Национальный фронт освобождения Южного Вьетнама (Вьетконг), который при поддержке Севера и СССР боролся против режима Зьема. Опасаясь падения Сайгона, США начали отправлять военные батальоны во Вьетнам. После инцидента в Тонкинском заливе (1964 год), когда эсминец Мэддокс, по словам американского правительства, был атакован северовьетнамскими катерами, была принята Тонкинская резолюция, давшая право США официально использовать военную силу во Вьетнаме. При президенте Линдоне Джонсоне во Вьетнам было переброшено около 200 тысяч американских солдат. В 1965 году он отдал приказ о начале воздушной операции «Раскаты грома», во время которой было разбомблено множество деревень. Хотя американское участие в войне продолжалось до 1973 года, с приходом Никсона к власти (1968 год) начался постепенный вывод войск. После Парижской мирной конференции американские войска официально покинули территорию Вьетнама. А в 1975 году Сайгон пал, Южный и Северный Вьетнам объединились.

“Напалм во Вьетнаме”, Ник Ут, 8 июня 1972 года

Война во Вьетнаме активно освещалась в мировых СМИ. Этот период стал очень важным в развитии журналистики. На примере американских газет (The New-York Times, Life) хочу в хронологическом порядке рассмотреть, как освещались события во Вьетнаме, как менялось мнение журналистов и общества.

Первые пять лет с начала вьетнамской войны, кажется, практически не волновали американских журналистов. В The New-York Times выходили коротенькие заметки, рассказывающие о военных столкновениях во Вьетнаме. Вьетнам был настолько далек от американцев, что общество (и журналисты, в частности) не проявляли интерес к войне. Больше прессу интересовал укрепляющий позиции коммунизм и его противостояние с американским империализмом. На контрасте с короткими военными заметками выходили большие статьи о том, кто и как финансирует вьетнамские стороны. Журналисты поддерживали политику США в отношении Вьетнама. После становления Южного Вьетнама республикой выходит заметка в The New-York Times («Южный Вьетнам приобрел статус республики»), в которой это событие грандиозно описывается: «Тысячи вьетнамцев собрались во Дворе Независимости, чтобы поприветствовать рождение нового государства. Когда прозвенели церковные колокола, и вдалеке прозвучали выстрелы 23 салютов, они поприветствовали свою республику и президента…». А 19 мая 1959 года выходит статья («Тактика во Вьетнаме») о присуждении Нго Динь Зьему американской награды за эффективную борьбу с коммунизмом. В этой статье Зьем — герой.

Постепенно журналисты пытаются объяснить обществу, что происходит во Вьетнаме. Такие перемены связаны с увеличением ввода американских солдат на азиатскую территорию. В статье «Беспокойный Индокитай» (The New-York Times) читателю объясняют, что из-за агрессивной политики коммунистов в Юго-Восточной Азии спустя 6 лет после окончания Индокитайской войны возникают новые конфликты.

В 1961 году началась новая волна. Публикаций становилось все больше. Но настроение статей не менялось. Все в духе Холодной войны: коммунисты — зло, страна, захваченная коммунистами — сбившаяся с праведного пути. Большая часть ежедневных новостных заметок — это статистика убитых и раненых. Интересно, что статей про убитых северовьетнамцев было больше, чем про южных.

Здесь интересно сравнить, как СМИ двух враждующих блоков называли вьетнамцев. В американской прессе существовало разделение на северных и южных вьетнамцев. При этом северных в заметках чаще всего называли либо «красными», либо «террористами», что сразу отражает, на чьей стороне журналисты. В прессе СССР было иначе. Разделения на северных и южных вьетнамцев не существовало. Для Союза был один единый вьетнамский народ, часть которого просто попала под влияние «грязной» империалистической Америки.

Заголовки The New-York Times

Освещение войны в советской прессе не было чем-то из ряда вон. В каждой статье была выражена поддержка вьетнамским товарищам-коммунистам, и резко осуждалось поведение Америки. Советские журналисты наделяли американцев такими эпитетами, как «грязный», «агрессивный», «захватнический». Так продолжалось с начала войны и до самого конца.

В марте 1961 года появляется первая заметка из Северного Вьетнама. Журналист описывает эту территорию как «мрачную» и «строгую». В журнале Life в противовес этой статьей выходит материал под названием «Прекрасная земля, которая может взорваться», в которой описывается удивительный Южный Вьетнам и создается образ американца-героя, помогающего бороться с коммунистами.

Первым событием, шокирующим американскую общественность, стал акт самосожжения буддиста («буддистский кризис») в знак протеста против политики президента Зьема. Фото, опубликованные в прессе, дали слегка понять обществу, что из себя на самом деле представляет война во Вьетнаме. Последовавшее за «буддистским кризисом» свержение власти в Сайгоне и убийство Нго Динь Зьема ослабило позицию США. «Образ вьетнамской войны как борьбы с мировым коммунизмом терял логическое обоснование».

«Буддистский монах Тхить Куанг Дык во время акта самосожжения в Сайгоне», Малколм Браун, 11 июля 1963 года

В ответ на протестные настроения американцев, впервые увидевших бесполезность войны, президент Линдон Джонсон начал кампанию «в поддержку присутствия американских войск». Политика «максимальной откровенности» предполагала под собой корректировку новостей для создания позитивного образа американского присутствия во Вьетнаме.

Но создать позитивный образ получилось лишь на короткое время. После Тонкинского инцидента, подписания Джонсоном Тонкинской резолюции, позволявшей официальное военное вмешательство во Вьетнам, и началом бомбардировок («Раскаты грома») последовало множество статей о гибели американских солдат. Естественно, общество было взбудоражено количеством жертв. А президент все отправлял и отправлял молодых парней в «горячую точку». Все больше журналистов отправлялись на место событий, чтобы узнать реальность, в которой оказался Вьетнам и американские солдаты.

«Американские вертолеты прикрывают наступление южновьетнамских войск под Тэйнином», Хорст Фаас, 1 марта 1965 года

В США начались волнения. Сначала это были локальные пикеты студентов, во время которых они высказывались против политики США во Вьетнаме.

«Десять студентов университета Огайо сегодня завершили двухдневную голодовку. Они планируют продолжить свою голодовку в поддержку протеста против политик США во Вьетнаме…»

The New-York Times, 2 марта 1965 год

«Вчера студент университета Канзаса порезал себе запястье, и оставил кровь на школьной доске объявлений в знак протеста против политики США во Вьетнаме…»

The New-York Times, 19 марта 1965 год

Все это 17 апреля 1965 года переросло в первую крупную демонстрацию против политики США. Возле Белого Дома собрались 15 000 студентов с плакатами.

Фотография The New-York Times

Некоторые общественные деятели стали высказываться против войны:

«Мартин Лютер Кинг-младший заявил сегодня, что он будет продолжать выступать против войны во Вьетнаме… Доктор Кинг сказал: «Как служитель Евангелия я считаю войну злом. Я должен кричать, когда вижу эскалацию войны… Мы подходим к очень трагическому моменту в этой стране, когда мы путаем инакомыслие с нелояльностью и обвиняем инакомыслящих в предательстве».

Напряжение начало нарастать. В журнале Life в 1966 году впервые были опубликованы снимки раненых американских солдат. До этого журнал показывал лишь искалеченных вьетнамцев. Фотографии стали еще одним катализатором, подталкивающим общество к осознанию трагедии войны.

Обложки журнала Life, посвященные войне во Вьетнаме

Эдди Адамс, известный военный фотограф, получил Пулитцеровскую премию за фотографию «Казнь в Сайгоне», от которой сразу же отказался. Несмотря на то, что официально цензуры в СМИ не было, некоторые фотографии, жестокие, отражающие реальность, не допускались к публикации. И были представлены в СМИ лишь после окончания войны.

«Казнь в Сайгоне», Эдди Адамс, 1 февраля 1968 года

В прессе начинают публиковаться статьи, осуждающие войну во Вьетнаме. В февральском выпуске Life 1966 года журналист Девид Нэвин представил интервью с влиятельными деятелями, которые отрицают «теорию домино»:

«Есть коммунистический подтекст, но вьетконговцев больше вдохновляют чувства национализма. Именно это чувство поставило вьетнамцев против японцев, а также французов… Я думаю, что белый человек больше не является силой в Азии…»

В этом же выпуске журналист Хэдли Донован называет войну во Вьетнаме непопулярной среди населения. При это он считает, что «война во Вьетнаме — война не про Вьетнам и даже не про Китай. Это война за будущее Азии. Она, возможно, так же важна, как и все предыдущие войны США…»

Непопулярность войны также была связана с тем, что ежедневно в вечерних новостях показывали репортажи с места событий. Можно сказать, что Вьетнамская война стала первой войной показанной по телевидению, «проникнувшей в дом каждого американца». Общество было шокировано кадрами разрушенных домов, убийств людей.

В 1968 году война достигла своего пика. После наступления коммунистов на Сайгон (Тетское наступление) Америка потеряла уверенность. В газете The New-York Times каждый день публиковались заметки под общим названием «Жертвы Вьетнама» с именами погибших.

Статьи The New-York Times про жертв войны

Пришедший на пост президента Ричард Никсон взял курс на вывод войск из Вьетнама. Но боевые действия все еще продолжались. Журналисты писали. Люди протестовали. Отношения между правительством и СМИ накалялись. Число аккредитованных журналистов во Вьетнаме сокращалось.

Несмотря на противостояние газета The New-York Times не побоялась опубликовать дискредитирующие американское правительство материалы. 13 июня 1971 года вышла первая серия рассекреченных документов Пентагона, в которых все тайны правительства были раскрыты. Публикация продолжалась три дня. Администрация Никсона приказала газете прекратить публикации. Это было первым случаем после Гражданской войны, когда правительство заставило замолчать журналистов. После продолжения публикаций документов Белый Дом подал на газету в суд. Ожесточенные баталии между адвокатами газеты и Верховным Судом завершились в пользу The New-York Times. На основе первой поправки к Конституции публикация рассекреченных материалов была разрешена.

Рассекреченные документы Пентагона вызвали небывалый резонанс в обществе. Массовые протесты и забастовки вынудили правительство прекратить войну. В 1973 году Америка официально завершила войну во Вьетнаме.

Вьетнамская война — удивительный период для американской журналистики. Отсутствие цензуры в СМИ помогло обществу понять, что представляет Вьетнам и вьетнамская война. Она же сыграла во вред военной кампании и послужила мощным толчком к завершению войны.

Этот период — расцвет журналистики из «горячих точек». Журналисты постепенно учились. Каждый день в Новый Свет отправлялись тонны информации: фото, текстов, видеорепортажей. Если в период с 1955 до 1960 года упоминание Вьетнама в The New-York Times составляло около 1 000 статей, то в 1960–1965 эта цифра возросла до 6 000, а к концу войны достигла 26 000 статей. Общество вместе с журналистами прошли путь от патриотизма до полной оппозиции войне.

Смелость журналистов подтолкнула к дальнейшим политическим расследованиям. За рассекреченными документами Пентагона последовал Уотергейтский скандал, который привел к отставке Никсона.

Опыт журналистов во Вьетнаме несомненно повлиял на современную военную журналистику, когда вопрос объективного освещения войн в Арабском мире становится достаточно острым.

Источники:

https://docs.google.com/spreadsheets/d/1dvHwo7bLgZsZhCwu9KJ8E8Y-_D2yxJQv3vMC7mM_-Mk/edit#gid=0