“Выявленный памятник” Валентина Дьяконова

Каслинский чугунный павильон — экспонат, который невозможно избежать. Экспозиция Екатеринбургского музея изобразительных искусств (ул. Воеводина, 5) выстраивается с учетом иерархической доминанты шедевра уральского декоративно-прикладного искусства. Павильон расположен в центре специально организованного для его демонстрации пространства между двумя здания 18 века. Участники проекта “Музей: включенное наблюдение” нередко обращают внимание на смыслообразующее положение этого объекта в музее, программирующее любые дальнейшие сценарии взаимодействия с экспозициями.

Вид на экспозицию каслинского художественного литья. Фото пресс-служба ЕМИИ

Одну из наиболее любопытных интерпретаций здания ЕМИИ и главного музейного экспоната предложил куратор и художественный критик Валентин Дьяконов. Серия его авторских экскурсий по музею “Кусок Европы в зимнем саду” прошла в 2012 году в качестве специального проекта 2-ой Уральской индустриальной биеннале современного искусства. Конспективно публикуем фрагменты статьи об этом проекте, в котором автор рассматривает музей (архитектурное пространство и экспозиции) как “выявленный памятник”.

Каслинский чугунный павильон в центре музейных экспозиций. Фото Ирина Кудрявцева

“Открытое в 1985 году новое здание Свердловской картинной галереи (ЕМИИ с 1992 года) на улице Воеводина является одним из самых интересных памятников музеестроительства. Оно заставляет посетителя отринуть стереотипные представления о музее как стройной системе знаний, основанной на стадиальной или хронологической смене стилей, манер и задач искусства. <…> Здание полно сюрпризов, открывающихся посетителю постепенно, уровень за уровнем. <…> ЕМИИ, одновременно, можно рассматривать как исторический прецедент преобладания локального мышления над интернациональным”.

Экскурсия-перформанс Валентина Дьяконова по зданию ЕМИИ. 2012. Фото second.uralbiennale.ru

“На лестнице, обозначающей подъем от нижней террасы холла к главному залу, располагается зимний сад. Ряды растений предписывают зданию первую из множества функций. Это теплица для флоры, подвергающейся суровым испытаниям в климате Урала. Нынешний вид зимнего сада не соответствует оригинальным планам, хотя в них тоже присутствовала зелень — в виде небольшого газона на том же месте, где ныне высятся кадки с растениями.

За зимним садом вырастает центральная часть музея и открывается вид на главный его экспонат — Каслинский павильон, созданный уральской промышленностью для Всемирной выставки 1900 года в Париже. Вокруг павильона располагается коллекция скульптур из чугуна, производивших на тех же заводах, от копий с работ западно-европейских мастеров до оригиналов местных скульпторов советского времени. <…> Зафиксировав Каслинский павильон со скульптурами из чугуна в центре экспозиции, ЕМИИ на Воеводина превращает маргинальный и не слишком престижный с точки зрения потребления промысел (по сравнению с фарфором, например) в ценность, определяющую культурный ландшафт края<…>

Громадный ангар для павильона решен как европейская площадь. Зимний сад играет роль зеленых насаждений. Наружные стены первоначальной постройки с окнами и балконами и декоративными уличными фонарями являются частью интерьера”.

Экскурсия-перформанс Валентина Дьяконова по зданию ЕМИИ. 2012. Фото second.uralbiennale.ru

“В контексте собрания произведений искусства как таковой Каслинский павильон и хронологически, и стилистически выглядит как итог развития европейской и европеизированной культуры. Или, наоборот, живопись и скульптура предшествующих веков вращаются вокруг павильона на уважительной дистанции от него. Устанавливается необычная оптика восприятия искусства и истории, где линейному развитию нет места, зато региональная специфика, национальный колорит и географическое положение оказываются в центре внимания.<…>

Центральное положение павильона указывает к тому же на роль оригинала и копии в екатеринбургской культуре. Промышленное производство имеет дело с конвейером и тиражом. Поскольку промышленность — это основной профиль Екатеринбурга в масштабах страны, основой культурного производства является тиражная вещь, во многих случаях — копия европейского или русского образца. Павильон как аранжировка заимствованных архитектурных и скульптурных мотивов является вестником новой эры, в которой произведение искусства легко поддается воспроизводимости.<…>

ЕМИИ представляет собой памятник промышленной цивилизации Урала, претендующей подчас на независимость от глобальных процессов и известный суверенитет. Интереснейший образчик этой цивилизации, Каслинский павильон, уникален, демократичен (его художественная программа понятна каждому) и соответствует (вернее соответствовал 112 лет назад) критериям европейского качества. Здание ЕМИИ предписывает павильону роль часовни для поклонения индустриальной мощи региона, хотя в 1985 году достижения местной промышленности были намного более ошеломляющими”.

Полный текст статьи Дьяконов В. Индустрия идентичности: культура и промышленность в здании Екатеринбургского музея изобразительных искусств // 2 Уральская индустриальная биеннале современного искусства. Каталог. Екатеринбург, 2012. — С. 155–163.

Музей: включенное наблюдение 2017

проект Екатеринбургского музея изобразительных искусств