“Сверхнаблюдательный глаз”

В течение сентября-октября 2017 года 40 добровольцев приняли участие в проекте “Музей: включенное наблюдение”. Прогулка каждого из них по ЕМИИ стала свидетельством индивидуального зрительского опыта. Публикуем фрагмент заметок одной из наших участниц, сделанных во время посещения персональной выставки бельгийского графика Хашми Азза “Парадокс”.

Экспозиция выставки Хашми Азза “Парадокс” ( 18 августа — 24 сентября 2017, ЕМИИ) в рамкам 4 Международного фестиваля меццо-тинто

Mezzo tinto. А я не знала, как это сделано. И мне немного неловко. Пропустила все образовательные мероприятия первых недель. Напишите мне где-нибудь или видео покажите, а то я умру от стыда. Ну, или в Internet поищу :)

Посмотрела видео, разобралась чуть-чуть. Уже не так стыдно :)

И сразу — ап — цветные работы. Как? В несколько слоев?

Хашми Азза. Бельгийский сюрреалист?

Хашми Азза. Неподвижность (1984). Опьянение (1982). Меццо-тинто. ЕМИИ

Меня немного пугают такие образы, но и пройти мимо не получится — много деталей, из чего состоит безумие? «Опьянение». Интересная работа. Очень сильный образ. Плывущее сознание, плывущий мозг. Из-под стекла не видно фактуру. Блики.

Всегда смотрю очень близко и под стеклом не получается «подглянуть» под руку — как это сделано?

«Портрет?» Как будто холст? И как будто правда краска.

«Зеленая бутыль» А как бы ее назвал Магритт? :)В Роттердаме я была на большой выставке сюрреалистов. Ощущение после нескольких залов там и после 1,5 стены Х. Азза схожи — устаешь разгадывать. Радуешься вдруг «простому», чистой визуальной радостью. Зеленая бутылка сказочно хороша. Не выйдет из меня эстета — интеллектуала :)

Жалко, что фото плохие — стекло мешает. Наверное, есть каталог?!

Меня выгонять когда-нибудь из музея :) я в эту бутылку разве что не залезла. Волшебный зеленый.

Выставка Хашми Азза “Парадокс” ( 18 августа — 24 сентября 2017, ЕМИИ) в рамкам 4 Международного фестиваля меццо-тинто

Дар художника Екатеринбургскому музею. Дар?! Просто взял и подарил?! Вот, с одной стороны, это заведомо тиражируемый вид искусства. С другой, это же такой тяжелый труд. Как это происходит? Как дарятся произведения музею?

Хашми Азза. Точка равновесия (1982). Меццо-тинто. ЕМИИ

«Точка равновесия». Маленькая какая. Чем, каким инструментом это делается?

Это про меня. Мне иногда кажется, это я — вот такая улитка, на одном рожке пытающаяся удержать в равновесии полмира :)

«В дань уважения несносному ребенку, которым являюсь»

Фотографическая точность. Как это гравируется?

Искусствоведы воюют: считать гиперреализм искусством или нет. Мне кажется, гиперреализм — это гипервнимательный, гиперлюбопытный и сверхнаблюдательный глаз. Красота в обыденном. Лицо, улитка — как надо любить то, что «рисуешь», чтобы так детально, так дробно и мелко вглядываться в каждый миллиметр. А какой точностью рука?

Почти на мостик встала, чтобы сфотографировать без бликов. Не получилось. Беда.

Хашми Азза. В дань уважения несносному ребенку, которым я являюсь II (1980). Меццо-тинто. ЕМИИ

Буклетик :) А в нем «Опьянение». Утащу домой. Книга отзывов. У меня не получается их писать. Мне надо переварить и поговорить с кем-то, чтобы понять. Получается, что музей так и не узнает, понравилось мне или нет. Впрочем, вероятно, мнение дилетанта не так уж и важно. Всегда чувствую себя дилетантом именно рядом с книгой отзывов и стесняюсь писать. Девочка Аня, 38 лет.

Дебора Чапмен. Красноречие семени. Меццо-тинто

Ура! Я снова умная :) Дебора Чапмен .«Красноречие семени». Вот интересно, если бы не название, я бы попробовала увидеть что-то больше, чем виртуозно сделанный гранат?! Мне кажется, Магритт что-то такое знал, когда «выбивал табуретку» у зрителя своими названиями. Хотите объяснений?! А фигушки! Думайте давайте :) Красноречие семени… Кровь, сок, плотненькие ряды зерен, они живые и теплые.

Постер с фото и биографией Хашми Азза. Как так-то?! Живой дядька с хитрыми глазами. А в голове у него злой космос. Никакой вообще не Сальвадор Дали.. Сейчас найду Дебору Чапмен и окажется она благообразной старушкой :)

«Композиция II» Статичный ужас какой-то.

Обычный ученический натюрморт, а кажется, что сейчас ядерная война начнется.

Бабушки — смотрительницы обсуждают обед. У нас тут с Хашми тихий ужас в натюрморте, а у людей обед :)

Есть такой писатель Игорь <неразб>, кажется.

У него реальность будто соскальзывает иногда в нашу жизнь. Быт-вые сцены в момент превращаются в ночной кошмар. Вот натюрморты эти из такого же мира — холодный страх за <неразб> направо.

«Тезис». Точка. Редисонька. Я вот свеклу маслом нарисовала, а у Хашми вот редисоньки :)

Вишни на черном фоне и редиска. В музее MIT есть аттракцион с фотографированием падающих шариков в черном ящике. Теперь мне мерещится, что и редис, и вишня падают в черном ящике. Под присмотром ученых.

Хашми Азза. Сейчас (1985). Бабочка и вишня (1982). Редис (1985). Меццо-тинто. ЕМИИ

«Птица и вишня». Недавно прочитала «Щегла» Донны Тартт. Теперь все маленькие птички в живописи кажутся мне щеглами :)

И да, такого щегла я бы тоже хранила за изголовьем кровати и попыталась бы никому не отдавать:)

«Маленький букет». Это я обязана сфотографировать :) Анютины глазки:) Наблюдательность. Чтобы создать тоже живые цветы, нужно всматриваться в них часами.

Мастера mezzo-tinto делают эскизы? Сколько? Вода, блики, стекло — как это делается? Я действительно вижу и чувствую — холодный бок стеклянной вазы и холодный стол.

«Сейчас» — «Равновесие» Похожи. И птица потрясающая. Не щегол :) Хочу такую открытку. Держать под рукой. Чтобы напомнить себе: момент! Секунда. Не спеши, присмотрись-ка. Мне кажется, надо запретить звонки и разговоры по телефону в мире. <неразб> :(Так сложно <неразб>, ушел из реальности, сосредоточился, и вот, блин… А замечание делать не хочется — обычно огрызаются.

Хашми Азза. Небольшая панорама (1997). Меццо-тинто. ЕМИИ

«Небольшая панорама» Господа, он еще и бычков рассмотрел :) Теплые такие, живые. Ноги, позы, мокрые :)

Дебора Чапман похожа на свои картины. Ура :)

А вот тут я уже устала.

Орфография, пунктуация, сокращения авторские. Прогулка прошла 22 сентября 2017 в рамках проекта “Музей: включенное наблюдение”.

Музей: включенное наблюдение 2017

проект Екатеринбургского музея изобразительных искусств