I speak. You obey.

Я определенно не в порядке.

Вы верите в судьбу?
Сейчас в моем Kindle забито около 10 книг по психологии. Пару дней назад началась пиар кампания Lays of Fear о художнике-шизофренике, которую я не купила только по причине раннего доступа. Утром читала дурацкую фейковую заметку про Олега-социопата. А вечером запустила Masochisia.
Хотела бы я сказать “Очень зря”, но эта игра великолепна.
Описывать ее - это как пересказывать ночной кошмар. Получается странно, спутанно и немного глупо.
Вы играете за молодого (или нет?) парня, которого зовут Гамильтон (а может Альберт?). Он живет вместе с матерью, отцом и братом в огромном особняке. Неподалеку - лес, речка. Идеальное место.
Но только не тогда, когда твой отец - набожный садист, у матери - раздвоение личности, а старший брат - мазохист, которого держат в смирительной рубашке.
И сам ты - мазохист-шизофреник.
Однажды в саду Гамильтон встречает мальчика, который представляется Альбертом и рассказывает про своих друзей - Ангела Михаила и маленькую девочку по имени Грейс. Альберт обещает, что Гамильтон сможет прекратить свои страдания, если поговорит с Ангелом.
В это же время на рабочем столе (моем рабочем столе, не Гамильтона) появляется первое письмо с заголовком “Прочти меня”.

Ангел Михаил выглядит…немного странно, как для божественного посланника. Кроме того, вести обычно доставляет Гавриил…

Ангел говорит, что знает путь к спасению. Что Бог избрал Гамильтона для своих целей. Его имя будут помнить веками. Нужно всего-то выполнить несколько заданий. “Доставь послание отцу. Что за послание - ты узнаешь сам”.
Гамильтон ищет подсказок у брата и матери - но те страдают от собственных кошмаров, и не в состоянии помочь. Когда Гамильтон все же находит послание - он направляется прямиком к отцу.
Здесь я могла бы сказать, что дальше идет сложная система моральных выборов, от которого и зависит будущее главного героя. Но это не так. Эта игра создана по мотивам реальной истории. Как и в реальной жизни, если Архангел Михаил приказывает тебе - ты повинуешься.
Но от игрока действительно кое-что зависит - то, каким Гамильтоном будешь ты. Выпустишь ли на волю тот мрак, который сидит внутри персонажа, или постоянно будешь искать другие выходы. И не находить их даже после нажатия кнопки “Выход”.

В этом - вся безысходность игры. Она тебя не отпустит. Даже когда ты пытаешься избежать очередного кошмара, игра напоминает “Ты должен исполнить предначертанное. Не пытайся бежать - все-равно вернешься”.

Разработчик здесь - это голос в голове Гамильтона. Он все время спрашивает “Неужели это судьба? Неужели так должно быть?”.
А в самом финале ты получаешь напутствие: “Те таблетки, которые ты принимаешь. То, что написано в инструкции - не описывает нас. Мы те, кто мы есть.”

Эта игра не для всех.
Разработчик заявляет об этом прямо. Тем не менее, для такого маленького проекта, у Masochisia довольно много поклонников. Уж не знаю, должно ли это пугать?
Геймплей здесь очень простой, управление - через клавиатуру или мышь. Все, что главный герой делает - это панорамно передвигается по локациям, взаимодействует с несколькими предметами и разговаривает с персонажами. В диалогах есть 2–3 опции, но обычно от ответов зависит только ваш моральный настрой. По-настоящему важный выбор ждет в конце - что здесь вполне логично, так как речь идет об истории реального человека.
Музыка и звуки - очень атмосферные. Кстати, к Рождеству разработчик сделал сообществу подарок и выложил полный игровой саундтрек. Говорит, внутри есть пара посланий.
Графически интересно сделаны персонажи - они мне напомнили людей из реального мира в Alice: Madness returns.


Локации - лес, река или дом проработаны менее детально, но это не портит впечатления, скорее ощущаешь, что пейзажи здесь действительно второстепенная вещь, присутствующая для создания атмосферы.



Очень много внимания разработчики уделили ощущению безумия. Гамильтон описывает голоса в своей голове как “скребущие” - и действительно, буквы субтитров дрожат, как будто скребутся по экрану. Здесь очень много скримеров - Гамильтон видит куски прошлого и будущего, которые ужасными картинами всплывают у него перед глазами в самых неожиданных моментах. Ради успокоения главный герой прокалывает себе ладони иглами.
Во время финального разговора с Ангелом экран идет полосами, словно там, за Михаилом есть кто-то еще - но разглядеть не удается.

Вся игра усеяна отсылками к реальной истории - цифрами, символами. В каждой локации есть десятки экранов, которые появляются 25-ым кадром и исчезают быстрее, чем ты успеваешь сообразить.
Уже после выхода из игры на рабочем столе появляются субтитры, характерные для “голосов” Гамильтона, которые тебе угрожают или оставляют двусмысленные послания.

По завершению я обнаружила на рабочем столе еще несколько пугающих писем от Гамильтона. Он ставил под сомнение мои выборы. И пообещал следить за мной.
Но мне не страшно. Потому что мой Гамильтон сделал правильный выбор. Нет никаких “I speak - you obey” или “Would you kindly”, есть только человек и его решения. Я решила остановить это на цифре два (три?).
И мне не стоит знать, на какой цифре остановился настоящий Альберт.
