Нужен ли мат?

Natalie Kotoreva
3 min readMar 11, 2019

--

Именно такой вопрос мне задала преподаватель на экзамене по языкознанию, когда я была еще первокурсницей. И тут начинается внутренняя борьба: мораль или объективность. Конечно, хочется показаться приличным человеком, мол, мат — это фу! Только литературный русский и никаких «жоп»! Но все знают, что реальность жестока и без мата на нее не взглянешь. Поэтому я ответила: «Да, нужен». Ответ был правильный.

Нецензурщина существует в любом языке мира. Другой вопрос, что в каждом языке она своя. Что касается русского мата, то он по праву считается самым знаменитым. Каким русским словам хотят прежде всего научиться иностранцы? Вот-вот.

По-умному мат называется обсценной лексикой — это лексика, относящаяся к неприличной, оскорбительной, обычно не применяющейся публично. С последним, конечно, можно поспорить, но тут уже дело в воспитании :3

Лингвисты и филологи хором признают простой факт, что обсценная лексика -– это важная часть языка. Игнорировать этот пласт ни в коем случае нельзя, поскольку он выполняет большое количество важных функций. Например, такие:

– оскорбление или унижение оппонента;

– повышение эмоциональности речи;

– демонстрация раскованности говорящего;

– демонстрация пренебрежения к обществу;

– привлечение внимания;

– психологическая разрядка.

С первым все понятно. Например, когда я спокойно еду на машине, а меня подрезает какой-то х*й, то я так и скажу, что он еб*ный х*й. А если он еще и поворотник не включил, то вообще сс*ный п*дор (извините, буду ставить идиотские звездочки, а то мало ли какие алгоритмы статью забракуют).

Эмоциональность — тут тоже не поспоришь. Мой любимый пример: вот устал ты, прям в край, а тут тебе еще работки подкидывают. В этот момент звонит кто-то из друзей и спрашивает, как дела. Что будет выразительней: «Мне все надоело» или «Как меня все за*бало»?

Тут еще можно добавить, что использование обсценной лексики нередко позволяет избежать физических проявлений агрессии и насилия. Драка — это слишком энергозатратно и чревато последствиями. Вместо этого можно просто хорошенько обматерить того, кто вас не устраивает. Это работает даже у животных: многие просто отпугивают противников громким рычанием, но не нападают. Вот вам рыси, например:

Раскованность говорящего я бы объединила с привлечением внимания. Такое обычно происходит в компаниях, где человек стремится показаться своим. Психологи отмечают такой эффект, что если человек в компании матерится, то так он показывает свое доверие к этим людям. Иными словами, говорящий-матерящийся не стесняется окружающих его людей. А нередко мат может даже расположить к себе собеседника. Вот сначала вы общаетесь нейтрально, а потом кто-то из вас случайно бл*якнул. И все, понеслось более теплое общение. Но помните, что это работает не со всеми и не всегда!

Пренебрежение к обществу — это пренебрежение к его нормам. Пункт больше про культуру общения и воспитание, но я тут за лингвистику. В этом случае человек может просто откровенно чихать на все нормы приличия и общаться, как ему удобно. Часто такое происходит из-за небогатого словарного запаса. Ведь многие слышали, что нужно «взять вон ту х*йню и еб*уть по ней вот этой х*рней».

Теперь про психологию. Здесь было проведено огромнейшее количество исследований. Остановлюсь на самых интересных:

мат помогает притупить чувство боли. Самый классический пример — удариться о тумбочку мизинцем и проорать: «С*ка, бл*ть!» При этом чем реже вы ругаетесь в обычной жизни, тем сильнее болеутоляющий эффект от мата в экстремальных ситуациях.

мат сохраняет эмоциональный баланс. Использование обсценной лексики позволяет быстро выпустить пар, успокоиться и вернуть себе чувство контроля над эмоциями и ситуацией, когда вы очень сильно раздражены, злитесь и вам кажется, что нервы на пределе. Например, когда меня очень сильно достанут на работе и я чувствую, что сейчас взорвусь, то я выхожу на пять минут на улицу, нахожу укромный уголок и от души крою х*ями все вокруг. Потом работается гораздо легче!

мат помогает не врать. Исследования с использованием детектора лжи показали, что те, кто часто матерится, врут меньше. Здесь можно почитать подробное исследование с кучей графиков и формул.

Позже затрону филологическую тему о происхождении мата и всяких таких словечках в других языках. А сегодня завершу музыкально :3

--

--