Олег Димитров
9 min readJun 23, 2017

Характер — это свойство личности. Описывает обычное поведение человека в различных ситуациях. Считается, что характер это одна из неизменных частей личности, которая передается с генами ребенку или формируется на ранних этапах жизни.

Именно характер человека определяет его успех, счастье и удовольствие от жизни после 20 лет. Потому что до 20 лет все вопросы за ребенка решают родители. Даже если он ничего не будет делать, то он может иметь всё, что хочет. После 20 лет (а точнее тогда, когда ребенок начинает жить отдельно и зарабатывать себе на жизнь) решающим фактором является характер человека. Я расскажу, как закладывается характер человека, и как его изменить. Каждый аспект в этой статье я рассматриваю только в практическом русле. Расскажу как человек, который этим занимается ежедневно, помогая другим людям становиться более успешным и счастливыми — меняться характером в лучшую сторону.

Характер

Типы характера

Пробивной характер

Это одна из моделей характера, которая помогает человеку жить легко свободно и добиваться того что он хочет. Люди с таким характером любит себя, уважает себя, считает этот мир добрый и безопасный. Они считают, что окружающие люди полезные. Конечно, все эти черты характера которые я описал выше, не возникают у человека спонтанно, особенно в российских реалиях. Для того чтобы эти черты характера возникли, нужно сознательно к этому стремиться. Как это сделать я расскажу чуть позже. Но для начала я скажу, что тип характера «пробивной» — когда ты считаешь себя лучшим, ценным, и когда ты считаешь, то весь мир крутится вокруг тебя — является самым эффективным и продуктивным. Отсутствие жалости к себе и другим, отсутствие совести, вины, обиды… Для многих людей то что я описываю, противоречит их базовым принципам. Потому что многие люди считают, что если бы не было совести, к примеру, то мир бы покатился бы в тартарары. Но это разумеется не так.

На счет совести. Нам только кажется, что мы себя ведем подобающим образом потому, что у нас есть определенные социальные рамки. Но давайте немного пофантазируем. Если бы нас сдерживали только эти социальные рамки, то там где социум не мог бы на нас повлиять — мы бы вели себя самым уродский образом. К примеру, если бы мы шли по лесной тропинке и нам навстречу выбежал маленький котёнок, то мы бы его растоптали ногами для своего удовольствия. Разумеется так не произойдет. Нам не нужна совесть чтобы понять что это действие не принесет удовольствие. Оно глупое, тупое и бессмысленное (если жестокость доставляет удовольствие, то у человека есть психические отклонения, совесть тут не причем).

Если у человека всё нормально психикой, он будет делать только то, что полезно и выгодно для него. И разумеется, это не говорит о том, что он будет вести себя аморально, как урод. Ведь его уродские и аморальные действия будут приводить к таким же уродским последствиям, а это для него не выгодно.

К примеру, если человек всех обманывает, то он столкнется с естественными последствиями своего поведения — ему никто не будет верить, он останется один. Поэтому совесть, это совершенно бессмысленная структура, отравляющая жизнь.

Нужно понимать что вина, совесть, стыд, жалость это чувства которые нам привиты для того, чтобы нами было легче управлять. Например, стыд говорит о том, что с нами что-то не так. А когда человек чувствует что с ним что-то не так, то он ведёт себя скромно, им легче управлять. То же самое касается и вины — это чувство нам абсолютно не нужно. Вина говорит о том, что мы не правы, и мы должны восстановить справедливость. Вина нас мотивирует на это. Но человеку в здравом уме не нужно себя тыкать острой палкой для того чтобы замотивировать сделать что-то. Для этого достаточно понимания, что это не полезно.

Если человек действительно не может предпринять каких-либо действий исходя из своих устремлений и желаний, то у человека явно психически неполадки. Вы можете называть это как хотите, прокрастинация, лень, отсутствие мотивации, мягкий характер, но корень один. Человеку что-то мешает действовать, потому что в его характере и его убеждениях заложено, что действие приводит к негативным последствиям (к примеру, к наказанию).

Нужно не культивировать в себе чувство вины и совести стыда, а развивать в себе чувство полноценности, цельности — убирая те психотравмы, которые мешают двигаться свободно и легко.

Скромный характер

Скромность как вам могло раньше казаться, это не врожденное качество. Потому что каждый ребенок когда рождается — он чистый лист. Он не знает, каков это этот мир и какой он сам. Самой первой секунды, когда его мозг функционировать, а это происходит через 40 дней после зачатия. Он собирает информацию как себя нужно вести чтобы выжить. Выжить — это единственная его задача на ближайшие шесть лет. Поэтому он копирует родительское поведение без разбора.

Например если мама толстенькая и при этом себя за это ругает, то с большой вероятностью ребёнок возьмёт мамино поведение и мамину склонность к полноте. Ведь возможно, в мире, в котором он появится — съедают всех кто худой и кто доволен своей внешностью. Это конечно очень примитивное описание модели обучение ребенка, но в целом вектор такой.

То есть скромность, как и другие черты характера, это не что-то генетически неизменное, а приобретённое с опытом от родителей и из ситуаций в которые он попадал до 7ми летнего возраста. В этих ситуациях он делал выводы: какие окружающие люди, как нужно с ними себя вести, каков этот мир. И на этих выводах выстраивалась вся дальнейшая жизнь этого человека. Это база человека. Она практически неизменна (если не изменять ее целенаправленно).

Русский характер

Русский характер

Отдельно хотел бы затронуть тему русского менталитета и русского характера. Когда смотришь на коллег (гипнотерапевтов) которые работают также с установками и бессознательными программами, то заметна сильная разница в работы с европейцами и русскими. Европейцы в большинстве своём простые и открытые, с ними работать очень легко. А мы, русские, (я имею в виду не только Россию, но и всё постсоветское пространство) своей многогранностью (тараканами) можем затмить любой народ.

Дело в том, что всего лишь 150 лет назад было отменено крепостное право. То есть фактически всего 150 лет назад мы были рабами. Безответственность до сих пор в нас бьёт ключом. Это самая большая проблема русского характера, во всех бедах виноваты все подряд: правительство, начальники, плохая погода, но только не я.

Также на русский характер и на его зажатость повлияли воины. Если в Европе их практически не было, а все боевые действия велись где-то на стороне, то наши страна окунулась в это сполна. Но кроме воин не было такого времени, когда бы мы жили спокойно (если не брать последние 30 лет). ГУЛАГи, ссылки, расстрелы, доносы, это всё сказалось на характере русского человека. Мы настолько боимся всего, что это откладывает отпечаток на всю нашу деятельность. Хоть и теперь мы живем в свободной стране, но наше прошлое все еще с нами.

Проблема России и постсоветского пространства в том, что 99% людей психически травмированы. Многие находится по уровню психического развития на уровне шестилетнего ребёнка. К примеру, используют обиду чтобы что-то доказать кому-то свою правоту. При этом даже не осознают, насколько такое поведение вредит им самим же (любое затяжное дискомфортное чувство меняет гормональный баланс, а это приводит к изменению режима работы внутренних органов, что приводит к болезням).

Вы можете, конечно, сказать что это не про меня, я это я-то нормальный! Но это не так. Если вы боитесь навязываться (просить что-то у других), если бы испытываете дискомфорт когда нужно отказать, если вы боитесь знакомиться с понравившимся человеком, если боитесь попросить повышения, если боитесь кого-то обидеть и многие-многие другие вещи, то вам есть над чем работать.

Природный характер

Давайте рассмотрим такое понятие как природный характер, что это такое? Некоторые считают, что характер ребёнка частично или полностью зависит от набора генов. Но это не так. Например, ребёнок до определённого возраста может быть веселым и жизнерадостным, а в последствии он может поменяться к замкнутому и необщительному. Если бы природный характер действительно был, то линия поведения человека бы оставалась всегда постоянный. Но она меняется.

Я сам множество раз наблюдал своих клиентов, которые в детстве были лучшими во всём, но в последствии скатывались да курения и алкоголизма. Так называемый природный характер — это придуманная отмазка. Удобно же сказать другим, что я такой несчастный, потому что у меня такой характер. Я не могу за себя постоять, потому что у меня такой характер. Я так мало зарабатываю денег, потому что лень в моём характере. Это перекладывает ответственность на других. Это удобно, но не фиктивно. Природного характера как такового не существует.

Если говорить о том, как складывается характер человека, то я уже об этом писал, что характер человека закладывается в возрасте до 6 лет. Это база. Дальше это база начинает обрастать другими убеждениями и верованиями. И природный характер в этом контексте можно рассматривать как воспитание родителей до шестилетнего возраста. После 6 лет ребёнок уже становится достаточно самостоятельным, и он уже может влиять на ситуации. Например, себя защищать, он может попросить помощи у окружающих, он может придумать новое решение и действовать множеством других способов.

То, что передается с генами от родителей ребёнку — это внешность. Это практически единственное, что получает ребенок от родителей, всё остальное он уже получает во время своего роста (начиная с внутриутробного периода).

Изменение характера

Изменение характера

Расскажу о себе. Я довольно долго трудился над своим характером, около 10 лет потратил на то чтобы стать лучше. Но все эти потуги не принесли каких-то значимых изменений в характере. Да я получал опыт, я получал практику, и результаты, но характер оставался примерно тем же. То есть замкнутым, стеснительным, и неуверенным. Я ходил на тренинги и семинары о саморазвитии. Но это не давало значимого результата (кроме потраченных денег).

Это происходит потому, что тренинги не затрагивают тех психотравм на которых базируется убеждения о самом себе и мире:

  • Мир опасен
  • Знакомиться это плохо
  • Я слабый
  • Мое тело не идеально
  • Мнение окружающих обо мне это и есть я
  • Секс это мерзко
  • И т.д.

Любому человеку понятно, что эти убеждения вредны. Но почему тогда эти убеждения так устойчивы? Для того чтобы у человека было устойчивое убеждение оно должно подтверждаться опытом. Если убеждение не подкреплено реальным опытом, то убеждение постепенно уйдет. В этом и состоит суть изменения характера.

Чтобы изменить любое убеждение (к примеру, я некрасивый), нужно найти ту ситуацию, в которой человек решил, что это именно так. Ситуацию пересматриваем со взрослой позиции и выносим новое полезное решение.

Это очень упрощенная схема работы регрессивной гипнотерапии. Ее эффективность (в сферическом вакууме) близка к 100 процентам. Но в реальности, конечно, такой эффективности не наблюдается. Дело здесь не в том, что техника неправильная, а в том, что люди не следует за мной. Как это может не показаться странным, но чаще всего люди не хотят меняться. Они хотят оставаться там же, в том же месте, и не работать над собой, потому что боятся перемен. Другим людям настолько комфортно находиться в своём болоте, что они готовы продолжать чувствовать себя плохо, ущербно, дискомфортно, лишь бы не выходить из насиженного места.

Другие люди перекладывают свою ответственность за свою жизнь на других (на меня в том числе). И обычно они у меня спрашивают: «Олег, вы мне поможете?» На что я всегда отвечаю, что вы сами себе поможете, а я проведу максимально короткой дорогой.

Каждый человек мне говорит, что он будет выкладываться на 100%, и большинство своего обещание не выполняют. Это нерациональное поведение объясняется тем, что этот человек оказался в этом положении (вредные привычки, вредное поведение, плохая работа, болезни) только лишь потому, что он до этого перекладывал ответственность за свою жизнь на кого-то другого. И вместо того чтобы работать над своей жизнью и улучшать ее, он лишь делал вид (попытки). И разумеется при работе со мной этот человек будет действовать как обычно.

Но даже с учетом этого регрессивная гипнотерапия даёт колоссальные результаты. И всегда, когда я работаю, я закладываю то, что человек будет выполнять мои рекомендации и следовать за мной на 70%.

Психосоматика

Когда мы говорим о изменении характера человека, то изменения характера влекут не только новые мироощущение, но и то, что уходят психосоматические заболевания. Как говорится все болезни от нервов, и это действительно так. Кроме, отравлений, увечий и некоторых других проблем, которые не касаются психики. 99% всех болезни идут из головы. И когда в голове наступает порядок, принятие себя, чувство защищенности и безопасности, то здоровье и иммунитет прыгают на свой максимум.

Создать определенный характер

Одной из моих задач после того, как мы убираем психотравмы на которых базировались негативные убеждения, это за место старого убеждения — создать определенную полезную черту характера. Потому что после того как убеждение убрано, в голову человека можно вложить любую информацию о том какой он. Например, мужчинам я обязательно прививаю, что он мужик он победитель. А женщинам что она принцесса и богиня. Мы проходим по всем сферам, которые важны для человека. Это коммуникация. Общительность. Деньги. Секс. Умение отстаивать свою позицию, и защищать себя. Реакция на осуждение (а точнее отсутствие этой реакции). И многое другое. Вот посмотрите некоторые выводы которые я обычно делаю за место мешающих:

  • Вселенная любит меня! Я нужен этому миру!
  • Я верю в себя! Я всё могу! Я собой горжусь!
  • Мнение окружающих обо мне — это не я! Я это Я!
  • Я смелый дерзкий и решительный! Я двигаюсь напролом!
  • В любой ситуации и в любом месте я — красавчик!
  • Меня невозможно напугать, я видел всё!
  • И т.д.

Статью писал автор сайта,

Коуч, гипнотерапевт: Димитров Олег.

Источник: Характер