Камчатский дневник — 2016

Victor Palych
12 min readSep 15, 2016

--

Про Париж не уверена , но про Камчатку точно — увидеть и умереть. Здесь ощущаешь себя маленькой частью Мира. Чуть больше суслика, но значительно меньше медведя.

Алла Андреева, Камчатский край, сентябрь 2016 г.

Начинаю фактически трансляцию путевых заметок в режиме он-лайн о поездке группы товарищей на Камчатку.

Итак:

День первый (15 сентября)

Долетели мы хорошо. Лично я почти в дорогу спала. Оказалось, что при покупке билетов подруга заказала нам кошерную еду. Это здорово. По сравнению с тем, чем кормили всех остальных , у нас был MAXIM. Надо взять на вооружение.
Погода сегодня была очень хорошая. Ясно, солнечно, тепло, градусов 20. День прошёл в бесконечной еде и расслаблении. Завтра обещают дождь, поэтому в долину гейзеров не летим, а тусуемся в Петропавловске. А послезавтра должен быть перелёт на Курильское озеро. Там мы пробудем три дня. Но это ещё далеко и я успею ещё выйти на связь.

Аэропорт в Петропавловске-Камчатском

День второй (16 сентября)

Оказывается на Камчатке пользуются прогнозом погоды норвежских метеорологов. И на этот раз прогноз полностью подтвердился. С утра льёт дождь. И кажется, что уже глубокая осень. В такую погоду вертолеты не летают, и мы отправились в Петропавловск.

Авачинская бухта. Фото Ирины Строкиной.

Нас ждёт посещение офиса Кроноцкого заповедника и краеведческий музей. Постараемся хоть немного погулять по городу. А что получится, напишу вечером.

Подводное селфи

Визит-центр заповедника впечатляет. И хорошо, что строится новый. Очень хорошо и информативно представлена информация по Камчатку в целом и про заповедные территории в частности.

Фото со страницы Кроноцкого заповедника в сети Facebook

Дождь в Петропавловске не затихал ни на минуту, и город выглядел, прямо сказать, не совсем весело. Но, несмотря на это, произвёл несравнимо лучшее впечатление, чем в мой прошлый визит. А было это примерно 7–8 лет назад. За это время выросли новые современные микрорайоны с довольно симпатичными жилыми домами. А старые дома, в основном 3–4-этажные, начали обшивать сайдингом. Далеко не все привели в порядок. Только на “видных” местах, но это лучше, чем ничего.

Вот такой был практически весь центр столицы Камчатки. И сейчас он такой “за углом”. На центральной улице с названием Ленинская, домики теперь гораздо веселее.

Старым хрущевкам придали весьма цивильный вид и укрепили на случай землетрясения. Эти выступы — это по сути огромные ж/б столбы сверху стянутые стальными тросами для придания зданию устойчивости.

Это тот дом, о котором я писала выше. Это бывший дом вице-губернатора. Очень скромно.

В 1911 г. по инициативе губернатора Камчатской области В.В. Перфильева и местной интеллигенции было положено начало областному научно-промышленному музею, на основе которого был создан Камчатский областной краеведческий музей.

Музей разместили в здании канцелярии губернатора. Сначала после постройки этого здания в начале XX века здесь была комната, рассказывающая о промыслах Камчатки и природных особенностях. Предназначалась она для торговых людей, чтобы помочь им сориентироваться. Первыми экспонатами стали предметы, переданные путешественниками и учеными,исследовавшими Камчатку в начале 20 века. Затем после нескольких переездов в 1980 году музей возвращается в то же здание бывшей канцелярии губернатора, где и располагается в настоящее время. То есть нынешний музей находится в своём историческом здании.

А это берег Тихого океана и место героической обороны Петропавловска в русско-турецкой войне в середине XIX века. Казалось бы где Турция , Крым и где Петропавловск. А меж тем оборона была действительно героическая против англо-французской эскадры. Лично я про это ничего не знала. Рассказывать долго, одним словом, наши победили.

Памятник В. Берингу, основателю Петропавловска, снять не удалось. Стемнело. Поэтому ограничусь символом города — памятником апостолам Петру и Павлу, в честь которых он назван. Правда тоже в сумерках и при сильном дожде.

Вылетаем на Курильское озеро. Перевалы закрыты. Полетим вдоль океана

Дни с третьего по шестой (17–19 сентября)

Итак, мы отправились в Южно-Камчатский заказник на Курильское озеро. Для начала пришлось ждать пару часов вылета вертолета, т.к. Перевалы были закрыты облаками. Позже мы узнали, что на Камчатке по приборам не летают, только при хорошей видимости.

В этом году из-за мощных циклонов воды в озере и нерестовых реках необычно много. Медведикам ( так ласково называют мишек инспектора) приходится тяжеловато рыбачить на озере. Большинство сейчас рыбачит на реках и ручьях.

Нам удалось сходить на два маршрута. Каждый примерно по 5–5,5 км в одну сторону. Первый с нашего кордона “Травяной” к Сыпучим камням вдоль реки Хакыцин. Группе было велено идти плотно, не оставляя “окон”. Порядок построения таков: впереди инспектор заповедника Константин с оружием, потом я, определяющая со своей не очень ещё здоровой ногой темп, потом все остальные в линию по одному, в середине наш великолепный гид из заповедника Дмитрий Шпиленок (известный блогер и кинооператор) тоже с оружием, замыкающей была инспектор Лана безусловно тоже с оружием. Расслабиться нам не довелось, ибо на первых же минутах похода нам с ревом пересёк дорогу крупный самец. Так в четком порядке мы и дошли до Сыпучих камней — скал из вулканического туфа. Шли не торопясь, наблюдая на мишками и просто очень красивыми видами. В конце был запланирован чай и небольшой перекус. Когда обед был закончен, все немного распределились по песчаной отмели. Решили сделать общее фото. Все собрались у реки, покинув место отдыха, как нам казалось, собрав все вещи. Тут же “нарисовался” медведик, который гулял недалёко, с явным намерением исследовать место нашей стоянки. Еды он не нашёл, зато нашел хороший бинокль. Очень хороший. Его забыли Митя с Аней. Схватил бинокль и бросился бежать в лес. Думали, может поиграет и бросит. Куда там, только его и видели. Обратный путь прошёл, как говорится, в штатном порядке. На радость всем было много мамочек с детьми.

На следущий день нам предстояло переплыть озеро и отправиться на кордон “Озерный”…

Курильское озеро второе по величине и самое глубокое озеро Камчатки. Переплывали мы кордон Озерный на катамаране с оригинальным названием “Михалыч”. На Озерном находится станция учета идущей на нерест рыбы. Как её здесь называют -загородка. Чтобы поддерживать устойчивую популяцию нерки на нерест в озеро пропускают около двух миллионов рыб. Загородку облюбовали “домашние” медведи. Вот и в наш приезд на ней гуляли два малыша, пока их мамаша внизу ловила рыбу.

Наш путь дальше лежал на Кутхины баты. Это тоже скалы из вулканического туфа, но не на реке , а в небольшом ущелье.

На сей раз мы шли по склону горы на некотором расстоянии от реки Озерной. Шли и любовались прекрасными видами. Медведи встречались не так часто. В основном, мамаши с детьми. Все проходило без особого напряга, но в самом конце , уже на обратном пути, нам пришлось очень аккуратно по команде инспекторов расходиться с одной мамочкой с двумя медвежатами, у которой за спиной был обрыв и отступать ей было некуда. Между нами было не более трёх метров и ужасно хотелось сделать фото. Но увы… Не та ситуация. И ещё, когда мы уже практически собрались на наш катамаран, чтобы отправиться в обратный путь на Травяной, пришла крупная самка.

И пришлось ждать, пока она не отправится по своим делам. А что делать - они здесь главные.

Дни с седьмого по девятый (20–22 сентября)

Мы вылетели на север Камчатки. Погода на полуострове переменчива, и с вечера не угадаешь, что будет утром. Удача нам улыбнулась. Наша программа была рассчитана на 2 дня и включала в себя полет на вулканы Ключевской группы и посещение этот этнического центра “Мэнэдек”. Порядок экскурсий определялся погодой. На подлёте к Ключевской группе стало ясно, что большинство вулканов закрыто облаками, и мы отправились в Эссо.

Этнический культурный центр “Мэнэдек” рассказывает о жизни и культуре эвенков.

Безусловно, стойбище эвенков сегодня скорее инсталляция под открытым небом. Сами эвенки живут в соседнем посёлке Анавгай и ведут вполне современный образ жизни с определенным национальным колоритом. Очень небольшой процент населения ведёт “исторический” образ жизни. Но тем не менее, все эвенки с большим уважением и любовью относятся к своим корням, обычаям и культуре. С каким искреннем удовольствием сотрудники центра рассказывают о своём народе! В посёлке живет около 650 чел , при этом здесь два национальных самодеятельных танцевальных коллектива, гастролирующих по всей стране и за рубежом. Дети вырастают, учатся и возвращаются специалистами в свой затерянный на окраине цивилизации посёлок. Все учителя, врачи, ветеринары и др. из местных. В наше время такое встречается не часто.

На следующий день мы вылетели из Эссо к вулканам в природном парке “Вулканы Камчатки” . Мы… Я так увлеклась Камчаткой, что совсем забыла сказать, кто это мы. Мы разные по возрасту и роду занятий, но объединённые большой любовью к природе люди. И поэтому мы по мере сил и возможности поддерживаем нашу природу , являясь донорами благотворительного фонда “Красивые дети в красивом мире”. Фонд финансирует ряд природоохранных проектов в нескольких охраняемых территориях. И иногда нам удаётся выбраться в красивые места, полюбоваться красотой нашей природы и ещё раз убедиться насколько она уязвима и как тонко организована.

Итак, с погодой нам повезло. Ночью шёл дождь и с утра было не то, что хмуро, но как-то не ярко. Но наши пилоты сказали, что все будет хорошо, погода отличная. А пилоты вертолетов на Камчатке знают толк в погоде.

Лету около получаса. И вот, поднявшись над облаками мы видим…

Это Ключевская сопка. Самый большой вулкан в Евразии, а может быть и в мире. И уж точно самый красивый в мире. Своей конической вершиной он уходит за облака. В настоящее время Ключевская извергается. Столб горячего пара поднимается над кратером, высота столба вверх может достигать 10 км. По сравнению с ним исландский невыговариваемый вулкан, так - ерунда. Просто над Исландией больше самолетов летает, вот и возникла паника в свое время.

Пока мы облетали вулкан цвет дыма менялся, то он был абсолютно белым, то серым, то серо-желтым. Вулкан иногда (и мы видели!) выбрасывает вулканические бомбы. Рядом дымил ещё один вулкан -Безымянный. За Ключевской сопкой виден Острый Толбачик, а рядом с ним находится Плоский Толбачик.

К нему и лежал наш путь. Плоский Толбачик — единственный из всех активнодействующих вулканов Камчатки, во время, которого изливаются очень жидкие базальтовые лавы, обладающие незначительной вязкостью. Толбачик извергался последний раз в 2012 году, и мы останавливались на границе лавового потока, оставленного этим извержением, которое получило название Трещинное Толбачинское извержение им. 50-летия Института вулканологии и сейсмологии ДВО РАН (Юбилейное трещинное Толбачинское извержение), или ТТИ-50. Заснеженный лунный пейзаж. Из расщелин на поверхности застывшей лавы до сих пор выходит тепло, которое можно почувствовать руками.

Потом мы отправились к следам извержения 1975 года, которое получило название Большое трещинное Толбачинское извержение (БТТИ) 1975–1976 гг. Два конуса , высотой примерно 300 м, вулкан “насыпал” за месяц. На перешейке между конусами лежит огромная вулканическая бомба, метра 2,5 высотой. Я даже не представляла, что такие бывают. Длина лавового потока была 16 км. Хорошо, что извержение было в холодное время года, иначе бы весь лес у подножия сгорел.

Про Камчатские вулканы можно говорить и говорить. Но в Петропавловске уже давно заполночь. А завтра 23 сентября, если повезёт с погодой, мы отправимся в Долину гейзеров.

Дни с десятого по одиннадцатый (23–24 сентября)

Сегодня на Камчатке был дивный день. Яркий , солнечный, тёплый. Мы вылетели в Долину гейзеров, а потом должны были перелететь в кальдеру вулкана Узон. Между Петропавловском и Долиной чуть меньше 150 км. Лететь около часа. Пожалуй, это самая красивая “дорога”. С высоты открывается вид на вулканы и океан. Земля начинает окрашиваться осенними красками, а на вершинах вулканов ложится снег. Местные жители говорят , что в этом году снег на горы лёг рано. Обычно это происходит в октябре. С высоты мы видим как дымит кратер вулкана Карымский

А вот уже кратер Малого Семячика с кислотным озером внутри

А по другому борту виден закутанный в облака “многоголовый” Большой Семячик. Завораживающее зрелище.

Наконец вертолёт заходит на посадку в Долину. На досталась дальняя “парковка”. Кроме нас в Долине ещё два вертолета. И не удивительно, -Долина гейзеров самое известное место на Камчатке. Это бренд. Сюда стремятся попасть все. Не так много мест на Земле, где можно наблюдать геотермальную активность.

Долина -особое место. Это часть Кроноцкого заповедника. И поэтому здесь очень строгие правила осмотра гейзеров. Ходить можно только в сопровождении гида и инспектора и только по проложенному маршруту. Нельзя сходить с деревянного настила и приближаться к геотермальных объектам ближе, чем рассчитано.

Тому много причин. Во-первых, во многих местах температура почвы и термальных источников очень высокая и может достигать 70 -90 градусов. Во-вторых, горячие выбросы гейзеров и грязевых котлов могут оставить серьёзный ожог. В-третьих, здесь уникальный растительный мир, сложившийся на перегретой почве, который очень уязвим. В-четвёртых, здесь живут медведи. Признаться, здесь мы их не встретили , к счастью . Но следы их были повсюду.

Ну и собственно о Долине. Она нравится всем, потому что не может оставить равнодушным. Здесь , как и на вулканах, ощущаешь дыхание Земли.

Много писали о гибели Долины после селя 2007 года. Да, очертания самой долины сильно изменились. Много гейзеров исчезло с лица Земли. Но пробились новые источники.

В 2014 году в долину сошёл новый сель и опять перекроил её. Слава богу , это было весной и в долине никого не было. В первый раз все происходило в разгар сезона, и только чудо спасло людей от катастрофы. Сель остановился в 40 см от визит-центра заповедника.

Я была здесь примерно в 2008 году и видела Долину после первого селя. И вот я снова здесь. Да , все по-другому. Исчезло озеро. Иные теперь теперь берега реки Гейзерной. Что-то сохранилось, что- то исчезло безвозвратно, что-то пытается восстановиться , а что-то родилось. Кто-то скажет -жаль. А мне кажется, что это очень интересно. У природы не надо ждать “хорошего” конца. У природы бывает продолжение.

Про Долину можно писать и писать. Она ни на что не похожа. Она одна и только здесь. И стоит преодолеть 9000 км, чтобы её увидеть. Она никого не оставит равнодушным.

Единственный существенный минус Камчатки , это связь. Удивительно , но оптоволоконный кабель для Интернета должны провести с Магадана только в этом году. А пока… печаль. Почта уходит часами. Вот и свои последние заметки я не смогла отправить вовремя. Приходится заканчивать спустя два дня после возвращения. Кстати о возвращении, мы вылетели с Камчатки 12–30 и прилетели в Москву в 12–30. То есть на протяжении всего нашего 9-часового перелёта у нас всегда был поддень. Это очень странное чувство находиться постоянно в одном времени.

Но вернёмся в Долину. После экскурсии и сытного обеда мы с трудом поволоклись в гору в вертолету, чтобы перелететь в кальдеру вулкана Узон. Расстояние между эти двумя объектами Всемирного природного наследия около 15 км и лету буквально минуты. По сути, взлететь и сесть. Но какая при этом разница в восприятии!!! От Долины мы заранее ждём чего-то необыкновенного. Про неё говорят и пишут, что вовсе не умаляет её уникальности и того удивительного впечатления, которое остаётся с нами навсегда.

Узон не менее уникален. Хотя среди “широких масс” не так известен. Это одна из крупнейших кальдер Камчатки, где геотермальные процессы мы наблюдаем в виде горячих озёр, грязевых котлов, горячих полей и фумарол. Это необыкновенно красивое место (особенно осенью, и в этом нам повезло), где тундровая растительность сочетается с горным ландшафтом и горячими озёрами, в которых себя прекрасно чувствуют различные микроскопические организмы. Это природная лаборатория, где проходят в наши дни процессы образования руд. Здесь найдена самая молодая в мире нефть, возраст которой не более 1000 лет.

Попадая сюда, понимаешь, что Планета живет полной жизнью. И определение “старушка Земля” ей никак не подходит.

Пора прощаться с Камчаткой

Наш последний день на Камчатке был запланирован как резервный. Погода на полуострове столь переменчива, что никогда не знаешь, будет ли завтра возможность вылететь куда-либо из намеченных программой мест. Поэтому нужно обязательно иметь день-два в запасе. У нас все “сложилось”, и последний день остался свободным. Решили довершить “изучение Камчатки” морской прогулкой. И она получилась очень хорошей. Во-первых, был ясный тёплый день. Во-вторых, Тихий океан был тихим. В-третьих, птичий базар на острове Старичков, встреча с нерпами и сивучами очень обрадовали.

Мы прощались с удивительным краем в надежде когда-нибудь снова попасть сюда и прикоснуться в великим деяниям Дикой природы. И ещё нас немного согревало чувство сопричастности, ибо задача фонда “Красивые дети в красивом мире” и нас, людей небезразличных к Природе, сохранить её и дать возможность нам самим, нашим детям и будущим поколениям увидеть красоту и неповторимость нашей прекрасной земли.

--

--