“Лунный свет”: По соображениям справедливости

Andrey Podkolzin
4 min readFeb 14, 2017

Маленький чернокожий Шэрон из неблагополучного района Майами с самого детства подвергается нападкам одноклассников за свою чрезмерную мягкость и застенчивость. Из-за пристрастия к наркотикам его матери Паулы (Наоми Харрис) он не находит поддержки и дома. Но совершенно случайно его друзьями становятся наркоторговец Хуан (Махершала Али) и его подруга Тереза (Жанель Монэ), которые окружают мальчика столь необходимой тому заботой и любовью. Однако чем старше становится Шэрон, тем лучше понимает, что отличается от других ребят не только своим поведением, но и сексуальной ориентацией.

Из-за прошлогодней шумихи на “Оскаре”, когда в главных номинациях не оказалось ни одного чернокожего номинанта (в результате чего даже был придуман незамысловатый хэштег #Oscarsowhite), киноакадемия упорно искала в течении года того, кто бы мог в 2017 посоперничать с “вездесущими белыми” за почетную награду. Такой кандидат даже был найден — “Рождение нации” — про чернокожего раба-мятежника Нэта Тёрнера, но скандальная история юности его режиссера Нэйта Паркера охладила пыл организаторов. Неожиданно на горизонте замаячил новый фильм любимца американских кинокритиков Барри Дженкинсона (“Лекарство от меланхолии”).

Как тут не удержаться от шуток про то, какую убойную смесь под кинонаграды заготовили создатели: “чернокожий гомосексуалист-наркоторговец” — видим мы на экране, а где-то в голове отчетливо слышится шепот: “Оскар, Оскар, Оскар”. Тем не менее, парочку “но” вставить необходимо. Во-первых, работа над фильмом началась задолго до прошлогодних разборок на “Оскаре” (т.е. его не снимали с мыслями, что “киноакадемия будет обязанная нас заметить”), а во-вторых, и это самое главное, фильм затрагивает достаточно любопытные темы и качество их реализации абсолютно заслуженно позволяют ему попасть в число соискателей на престижную премию ( номинаций набралось сразу 8).

О чем же, собственно, фильм? А он о трудностях взросления, и о страхах перед ксенофобией в обществе, которое не принимает в свою структуру те элементы, которые каким-то образом выбиваются из общего ряда. Общество, которое требует, чтобы каждый его член занимался тем, к чему располагает его этническая и социальная принадлежность, имел такую ориентацию, которую должен иметь человек конкретного пола. Поэтому, если ты чернокожий из неблагополучного района, будь брутальным суровым мужиком, держащим “наркоточки” на районе и носящим свирепые золотые вставки на зубы, которые можешь сбросить только в безопасной обстановке (показательный момент, когда эти сами вставки взрослый Шэрон снимает перед своим одноклассником, в которого уже долгие годы влюблен, обнажая тем самым перед ним себя настоящего). Эти мысли тянутся вдоль всего повествования, которое поделено на три часть и рассказывает о трех ключевых этапах в жизни Шэрона (мальчик, подросток, мужчина). Этапах, которые разделяют его жизнь на “до и после”.

Но, к сожалению, в таком разделении кроется и некоторая слабость картины. А именно то, что не каждой из этих частей удается в полной мере раскрыться (если конкретно, то возможно, только вторая освещена в полной мере). Первый кусок, как и весь фильм, хоть и рассказывает о Шэроне, но это, прежде все, бенефис Хуана в исполнении потрясающего Махершалы Али. Поэтому, когда рассказ про маленького Шэрона заканчивается, а вместе с ним из кадра пропадает и Хуан, в первые несколько минут из второго этапа жизни главного героя даже можно ощутить некоторое отчаяние из-за столь быстрого избавления от героя Али. Чтобы не портить впечатления от просмотра третьего сегмента, скажем только то, что его смелая тематика вообще заслуживает отдельного фильма, и в пространстве 30 с лишним минут ей крайне тесно.

Зато в техническом плане картина просто роскошна. Особенно радует операторская работа и саундтрек. Фильм имеет не самые высокие сюжетные скорости, оттого работу за камерой Джеймса Лэкстона можно ощутить в полной мере. Её плавные переходы, двусмысленные “затуманивания” происходящего в подобающие для этого моменты и крайне неожиданные ракурсы станут настоящим открытием для тех, кто с удовольствием следит за подобными составляющими хорошего кино. Ну а живой саундтрек от Николаса Брителла вообще можно назвать “мечтой меломана”, учитывая, как мастерски он смог объединить разные стили в своих композициях.

Актеры тоже потрудились на славу. Шэрон в каждом из своих возрастов сыгран достойно, также стоит отдать должное и крайне гармоничной в кадре Жанель Монэ (подруге Хуана). Тем не менее, главным украшением стали Наоми Харрис, в роли матери-наркоманки (одна из самых трогательных сцен фильма — когда позврослевший Шэрон разговаривает по душам со своей постаревшей мамой), и уже упомянутый выше Махершалы Али.

Какой можно сделать вывод? Была бы картина снята годом ранее, мы бы, вероятно, также увидели её и на прошлой церемонии, потому что ей не нужны никакие скидки на то, что отзываются о ней исключительно положительно только из-за пресловутого #Oscarsowhite. Мощная, многослойная драма о поисках и принятии себя в современном “политкорректном” обществе, увидеть которую просто необходимо.

Готовимся к церемонии “Оскар” вместе в “Киноходом”. Билеты здесь.

В кино — с 16 февраля.

Оценка: 4/5.

--

--