“По соображениям совести”: Киноповесть о настоящем человеке

Andrey Podkolzin
4 min readNov 12, 2016

Узнав о трагедии в Перл-Харборе, совсем ещё юный Дезмонд Досс (Эндрю Гарфилд) записывается в армию добровольцем, но, в отличие от других солдат, в бою он собирается не убивать людей, а спасать их. Являясь адвентистом седьмого дня, он намеревается соблюдать важнейшую из десяти заповедей — “не убий”. Издевательства однополчан, непонимание начальства, военный суд — ничто не заставит его отступиться от своих принципов и взять в руки оружие. Досс хотел служить своей стране настолько, насколько позволяет ему его совесть. Он попадает в самое пекло боевых действий в качестве санитара и становится самым настоящим героем войны.

Среди многочисленных премьер фильмов про супергероев порой можно не разглядеть историю героя невымышленного. Дезмонд Досс — самый обычный санитар, который под влиянием веры запретил себе ношение оружия и применение его по отношению к людям. Во время Второй мировой войны в битве за Окинаву в одиночку (!) этот хрупкий на первый взгляд паренек умудрился спасти с поля боя 75 (!) человек (среди которых были и вражеские (!) японские солдаты) и спустить их с 15-ти метровой (!) отвесной скалы. Но какому режиссеру под силу донести подобную историю до зрителя? За эту задачу взялся агрессивный человек с взрывным темпераментом, склонностью к насилию и громкими расистскими и гомофобными заявлениям — “Безумный Макс” Мэл Гибсон. Отличный пример того, как “минус” тянется к “плюсу”.

Своим поведением в прошлые годы Гибсон заставил отвернуться от себя все крупные студии. Однако, когда спустя 10 лет, наконец, выходит новая работа постановщика таких фильмов, как “Храброе сердце”, “Страсти Христовы” и ”Апокалипсис”, оставаться в стороне решительно невозможно. Какими бы противоречивыми поступками не отличался Мэл за пределами съёмочной площадки, в одном можно быть уверенным точно — режиссер он замечательный.

Картину “По соображениям совести” можно сравнить с набирающим высоту самолетом. Только если в реальности самолет рано или поздно приземлится, в данном случае нас ожидает полет в удивительную эмоциональную (в хорошем смысле слова) бесконечность. Повествование начинается в несколько игривой манере, поэтому поначалу закрадываются сомнения относительно того, кино какого жанра мы всё-таки смотрим. Детство главного героя, первая любовь, попадание в ряды добровольцев, не без юмора рассказанная история пребывания в учебке (лайтовая версия культовой сцены знакомства сержанта Хартмана с солдатами в “Цельнометаллической оболочке”). Но к тому моменту, когда Досс всё-таки попадает на фронт, вопросов о целесообразности всех этих сцен не остается вовсе. Гибсон аккуратно подводит нас к тому, ради чего мы все, собственно, собрались — ради описания событий, которые произошли в те кошмарные дни в битве за Окинаву.

Весь третий акт — это одно непрекращающееся, пугающее до жути пиршество военного насилия: людское месиво с выпадающими из тел кишками, оторванными конечностями и бесчеловечными криками. Выдающаяся с технической точки зрения и ужасающая по своей сути почти 40-минутная сцена, которая в будущем вполне может встать в один ряд с культовой сценой высадки в Нормандии в “Спасти рядового Райана”. Динамичный монтаж, натуральнейший грим и реалистичные взрывы — явление максимального вовлечения в происходящее во всей его красе.

За то что Гибсон умудрился снять всё это на ту сумму, которая никак не ассоциируется с качественной голливудской военной постановкой, ему нужно сказать отдельное спасибо (бюджет фильма — $45 млн). Чтобы примерно понять, как ему пришлось экономить, достаточно сказать, что музыку для фильма писали не записные мастера большого кино, вроде Ханса Циммера или Джона Уильямса, а постоянный композитор комедийных фильмов продюсерской компании Адама Сэндлера — Руперт Грегсон-Уильямс. Что так же удивительно для фильмов с ограниченным бюджетом, это то, что в кадре сплошь и рядом присутствуют знакомые лица.

Не кто-нибудь, а экс-Человек-паук, Эндрю Гарфилд в высшей степени достоверно показывает нам того самого Дезмонда Досса. Роль, которая, вероятно, будет отмечена как минимум оскаровской номинацией (а дальше, кто знает). Отлично дополняют главного героя Хьюго Уивинг в роли его отца-алкоголика, пару лет назад взявшийся за серьёзные роли Винс Вон в качестве сержанта Хауэлла, Люк Брейси, изобразивший боевого товарища Досса, умилительно-восхитительная возлюбленная Досса — героиня Терезы Палмер.

Документальное интервью с очевидцами тех событий (в том числе с самим Дезмоном Доссом), обязательное для подобных фильмов, снимает вопросы о, якобы, излишнем пафосе. Досс, с присущей ему неподдельной скромностью, подтверждает, что, спасая каждого из 75 человек, он действительно всякий раз обращался к Господу с просьбой дать ему возможность спасти еще одного.

Искренняя, душевная история, которая нашла своё достойное отражение на большом экране, по-хорошему поражает. Поэтому не стоит удивляться слезам, которые вполне могут навернуться на глаза даже самого прожженного циника. Большое кино о большом человеке, которое вы просто не можете пропустить.

За билеты без очередей всегда отвечает «Киноход».

В кино — с 17 ноября.

Оценка: 4,5/5.

--

--