2 недели на семейном образовании. Полет отличный и ненапряжный

Roman Beloded
7 min readSep 17, 2018

--

Мир за следующие 10–15 лет изменится изменится кардинально. Изменится существенно сильнее, чем он изменился за прошедшие 10–15 лет. Сегодня, школа готовит детей к прошлому, но никак не к будущему.

01.09.2018 я написал заявление о переводе своего сына-первоклассника на семейное обучение. Каждые пару недель буду писать о том, как я вместе с ребёнком и женой прохожу путь формирования у ребёнка тех знаний и навыков, которые будут востребованы через 10–15 лет. Поделюсь успехами, проблемами, сложностями, новыми мыслями и рассуждениями, возникающими в процессе.

Без репетиторов и учителей дома

Так может выглядеть процесс занятий на учи.ру

Почему-то многие считают, что если ребёнок учиться не в школе, а дома, то разница исключительно в том, что не ученик ходит в школу, к учителям, а педагоги сами приходят к ребёнку домой. Как по мне, так это путь в никуда. Ну поменяли местами кто к кому ходит, принцип то не изменился и школьная программа остались без изменений. Обязательная школьная программа первого класса с точки зрения объема знаний для ребёнка — ерунда. Пример: берем программу первого класса по математике и выясняем, что детей учат счету до 20, вводят понятие единиц измерения и базовых геометрических фигур. Так уж сложилось, что я с сыном устным счётом занимался весной. Считать он научился, хоть иногда и допускает ошибки. А всё остальное Дима и так уже знает. Впрочем, как и большинство детей его возраста. Т.е. его можно хоть завтра отправлять сдавать аттестацию по математике за первый класс.

Обязательных предметов всего 4: литературное чтение, русский язык, математика и окружающий мир. Неспешно разберу и программы по остальным предметам, помимо математики. Ни на секунду не сомневаюсь, что помочь ребёнку освоить эти программы — плёвое дело.

Предметными занятиями лучше всего заниматься на учи.ру. Ребёнку очень нравится формат и он занимается с удовольствием. Родитель нужен на этот период, в основном, для поддержки: подсказать, если есть затруднение, ответить на вопросы ребёнка и т.д. Но ведущую роль — за ребёнком. Он сам занимается. Это круто и приучает к самостоятельности.

Формируем расписание занятий вне дома

  • Возобновили английский: в этом году отправили ребёнка заниматься в группу постарше, 2 занятия в неделю. Есть сомнения в эффективности формата занятий. Трудно оценить прогресс, поэтому пока оплатили занятия на 3 месяца. Думаю над поиском более эффективного формата;
  • Возобновили бассейн: пришлось искать нового тренера, к сожалению, тренер который научил Диму плавать и занимался весь прошлый год с ним ушел из спорт комплекса. В прошлом году наши дети занимались с тренером в сплите в формате индивидуальных тренировок. В этом году разделили младшего и старшего. Теперь у них индивидуальные тренировки по 2 раза в неделю. Старший перешел полностью в большой бассейн, младший продолжает заниматься в лягушатнике. Успели изменить расписание для Димы, подстраивались под тренировки по самбо;
  • Боевое самбо. Подумывали еще в прошлом году отвести на пробную тренировку. Но не сложилось. В этом году сделали, Дима заинтересовался. У тренера интересная установка для детей: «забудьте навсегда фразы не умею, не могу, не буду!». По расписанию 3 тренировки в неделю, установка тренера для родителей — пропускать нельзя. Интересно что из этого получится в сочетании с бассейном. 5 спортивных тренировок в неделю;
  • В прошлом году Дима ходил на рисование, и ему нравилось. Теперь рисование не вписывается в график из-за времени — пересекается с другими занятиями. Хочется продолжить, пока не понятно найдем ли варианты.

Сложности с расписание вне дома: почти все кружки для младшего школьного возраста начинаются +- в одно и тоже время. Поэтому успевать на несколько в один день — проблема.

Жена — моя опора и гордость

Ей достается. Достается большая нагрузка, ответственность за детей и мое упрямство :)

Жена хоть и не была моим сторонником не отдавать ребёнка в школу, но все же приняла мое решение. Да-да, решение мое. Даже мои сестра и мама сочувствуют моей второй половинке :) А жена не просто приняла, она взялась воплощать решение в жизнь и поддерживать весь процесс. Именно она общалась с тренерами, бегала по врачам с детьми за справками для бассейна, самбо и для садика (для младшего). Именно она в 95% случаев и будет отводить/приводить детей. Без этого, чего бы я там себе не решил, воплотить бы я ничего не смог. Разве что, отказавшись от работы. А это пока не входит в мои планы. Тк что жене — респект за всё и, в особенности, за взятый на себя груз задач и ответственности.

Мотивация ребёнка и крепость родительских нервов

Эта тема меня беспокоит больше всего. Как мне с женой выстроить такие отношения с ребёнком, чтобы у него было и желание и готовность заниматься? Заниматься даже такими вещами, которые ему будут не особо по душе? Ребёнок сопротивляется и это естественно. Он хочет играть. Я даже не могу привести ему в сравнение пример насколько у него больше возможностей по сравнению с теми, кто ходит в школу. У него же нет этого опыта, соответственно, и сравнивать ему не с чем. А мне так и хочется ввернуть этот аргумент при общении с ребёнком на тему необходимости заниматься.

Ожидал, что его нежелание заниматься будет настолько велико, что это будет приводить к постоянным конфликтам. Но к счастью это не так. Нежелание и сопротивление есть, но больших конфликтов нет. Хотя с женой сын конфликтует больше, чем со мной.

Расписание ребёнка с прошлого года

Мне кажется, для ребёнка порог вхождения в обучение дома оказался низким, поскольку весь прошлый год Дима и так был достаточно загружен. Помимо посещения садика, в течение недели были тренировки в бассейне, уроки английского и рисование. А дома я с сыном занимался по расписанию, которое мы составили с ним вместе. В расписании у него были чтение, арифметика, подтягивание, отжимание, программирование, занятия на LogiсLike. Поэтому в этом году просто произошло эволюционное развитие его графика. А не получилось так, что раньше у ребёнка не было никаких занятий и обязательств заниматься дома, а теперь резко — и расписание, и занятия, и тренировки.

В прошлые годы ребёнок за достижения получал «медальки». Достижения были не очень простыми. Например, прочесть букварь, подтянуться 5 раз за 1 подход. Когда медалек накапливалось 10 штук ребёнок мог выбрать любой подарок себе. Обычно это было Лего :) Было бы хорошо придумать аналогичную мотивацию для ребёнка в плане обучения. Читал, что в некоторых школах в 1 классе оценок нет. Вместо этого детям дают «кирпичик» за каждый его успех. В конце четверти/года каждый ученик в классе строит из этих кирпичиков башню. Побеждает тот, у кого башня самая высокая. Мне нравится такой подход тем, что нет демотивации в виде негативных оценок, есть соревновательный дух. На семейном обучении такую идею не воплотить. Нужно выбрать метрику, обозначить долгосрочную цель для ребёнка и показать ребёнку как ему достичь этой цели. Думаю над этим.

Чему же я учу ребёнка в первую очередь?

В первую очередь тому, чему его точно в школе не научат, а в жизни пригодится.

Pomodoro

На первом занятии я рассказал Диме о технике pomodoro и предложил по ней заниматься. В нашем варианте — 25 мин занятие, 10 мин перерыв, 25 мин занятие. Потом большой перерыв на 1–2 часа. В время занятий акцентирую его внимание на том что мы активно работаем, а расслабляться будем потом.

Учу ребёнка самостоятельно следить за временем. Для этого используем таймер. Показал как с установкой таймера может помочь Siri. Теперь ребёнок сам ставит таймер и на занятие и на отдых. Интересно было наблюдать, как Дима начинал общение с Siri как с живым человеком. Даже волновался, когда просил поставить таймер. Один раз от волнения сказал «таймер, поставь Siri на 25 мин» :)

Планирование

Объясняю зачем нужен календарь, как в нем ориентироваться. Все это делаю максимально наглядно: смотрим в календарь на стене, в календарь на телефоне. Даю задачу найти в календаре когда у брата будет ДР, назвать день недели. Вместе с ребёнком сформировали расписание его тренировок, английского и т.д. Занятия дома пока не вписывали. Делаем все на бумаге. Расчерчиваем лист на дни недели. Вписываем занятия. Дима делает, но пишет ооооочень медленно и ожидаемо с ошибками. Пишет карандашом, затем исправляет ошибки, вытирая ластиком. Через время хочу показать как пользоваться гугл календарем.

Пишем вместе с ребёнком список его занятий вне дома

Соблюдение договоренностей и умение договариваться

Фактически сейчас я для ребёнка формирую правила, по которым мы будем в ближайшее время жить. Даже не столько правила, сколько принципы и договоренности. Дима, как и любой ребёнок, далеко не всегда хочет их соблюдать. Иногда откровенно пытается саботировать. Объясняю ему, почему нарушение ним наших договорённостей приведёт к тому, что я автоматически могу снять с себя свои обязательства перед ним. Привожу как можно больше примеров, которые были бы доступны в его картине мира. Сложно, но кажется, что он уже схватывает и начинает корректировать свое поведение.

Свобода выбора

Ребёнок сам сейчас выбирает чем мы будем дома заниматься. Ему очень понравились занятия со мной. Он не ожидал, что я ему буду рассказывать о таких вещах, мы по сути будем общаться на заданную тему. Выбирая тему следующего занятия со мной, он просит меня начать с такого же занятия «как про pomodoro и календарь». У ребёнка куча свободного времени. Он днём играет сам, вечером с братом, гуляет на улице, ходит с мамой в библиотеку.

Итогами за следующие 2 недели я делюсь в этой статье. Итоги в основном связаны с сопротивлением Димы, ну не хочет он заниматься. Зато случились интересные изменения с использованием техники «помодоро».

Так же можно подписаться на мой телеграм канал и следить за новыми статьями, я публикую их каждые 2 недели.

--

--

Roman Beloded

Готовлю сына к будущему без помощи школы. Владею и управляю e-Legion.ru.