3–4 недели семейного обучения — сопротивление нарастает. Эволюция «помодоро» и делегирование бабушке.

Roman Beloded
8 min readOct 4, 2018

--

Этот пост фактически продолжение моих предыдущих наблюдений и мыслей.

Подозреваю, что у многих, после такого заголовка промелькнула мысль: ну, всё, родители «слились», переформатировав семейное обучение в бабушкины уроки. Ха! Не дождётесь! Всё дело в том, что я с женой уезжал на несколько дней из города.

Но обо всем по порядку. Начну с трудностей, а далее поделюсь успехами.

Трудности

3 и 4 недели даются тяжелее. Первый азарт и эйфория потихоньку отсупают, а нежелание ребёнка заниматься наоборот — нарастают. Так и живём :) Но для меня это ожидаемо. Дальше будет ещё сложнее: процесс будет даваться ещё труднее, запас моральных сил будет исчерпываться, а ребёнок всё больше и больше проверять родителей на прочность.

Уход Димы в «я не знаю»

Больше всего разрдражает, когда Дима ленится думать и хоть чуть-чуть напрягаться. Как только попадается задачка чуть посложнее и он её не решает быстро и с первого раза, так сразу же у ребёнка теряется мотивация. И все дальнейшие попытки уговорить Диму немного подумать и сконцентрироваться упираются в его «я не знаю». Эта фраза потихоньку из небольшого барьера начинает вырастать в непреодолимую стену. Моего спокойствия еле хватает, чтобы не переходить к методу кнута и пряника, хотя инстинктивно и порываюсь его применить тут же: угрожать лишить его мультиков, игр на планшете и других любимых развлечений в случае, если не будет включаться в занятия. Жена ещё более вспыльчивая, чем я, но в то же время и намного быстрее остывает. Ей сопротивление ребёнка дается ещё тяжелее. Так что мы с ней напару расшатываем нервы. Ну а с другой стороны, какой родитель не расшатывает их благодаря любимым чадам?

Жена даже книгу себе купила. Теперь хочу сам прочитать.

Сейчас вечер, сидеть и писать об этом куда проще, чем работать над своими эмоциями и эмоциями ребёнка в момент раздражения. И как мне кажется, наиболее верный путь — это именно работать с эмоцияими и причинами «я не знаю». А рекомендации Ю.Гиппенрейтер из книги «Общаться с ребенком. Как?» могут подсказать как именно проходить этот путь. Да и в целом, советы из книги универсальны, потомучто работают не только с детьми. Об этом я могу смело утверждать, поскольку активно применяю эти советы уже несоклько лет при общении с коллегами и они работают (советы работают, да и коллеги тоже :)).

Отбили желание читать и непонятно что с этим делать

Категорическое нежелание читать. Наверное, мы с женой в процессе обучения чтению еще в прошлом году перегнули палку. Излишне настойчиво требовали, чтобы ребёнок практиковался читать. Букварь, какие-то маленькие книжки… В результате чтение превратилось в каторгу, в обязаловку для ребёнка.

Теперь на любое предложение прочитать, единственная реакция: «Ой не хочу, не буду, лучше буду делать что-то другое!». Дима готов менять чтение на любое другое занятие, но только не читать.

Что с этим делать, непонятно. Тем более, что скорость его чтения оставляет желать лучшего, читает медленно и по слогам. На примере знакомых сверсников разница в скорости чтения существенна. Нужно практиковаться больше и больше, увеличить скорость. Но как переломить эту ситуацию и не сломить самого ребёнка пока непонятно.

Делегирование обучения и детей бабушке

Наш отъезд с женой был запланирован заранее. Бабушка у нас хоть и на пенсии, но продолжает работать. Поэтому на время нашего отъезда у бабушки были запланированы выходные и отгулы.

Подготовили для бабушки информацию о расписании занятий и тренировок обоих детей, рассказали и напомнили (бабушка много чего и так уже знала) про сервисы, которые мы используем для обучения. Я посвятил в технику «помодоро». Составили списки вещей для тренировок и тут стало понятно, что Дима не знает, какие вещи ему нужны для занятий. И бабушке в этом он не помощник. Упс. Пробел. Взял себе на заметку, что нужно ребёнка научить составлять и работать с чек-листами. Попробую это воплотить через жену, на неё приходится вся нагрузка по сбору детей и их вещей.

Во время нашего отсутствия всё было отлично. Процесс тренировок и занятий не нарушен, а в жизнь детей был привнесён небольшой праздник. Дети смогли поспать не у себя, а в гостях, провести свободное время в играх с любимой бабушкой. Один раз Дима решил проявить свой характер и отказывался идти на тренировку. Но нашу бабушку просто так не проймешь, у неё отличный навык уговаривания детей и терпения ей не занимать. 4-ро внуков, как никак.

При этом в очередной раз подметил: Диме сказать «нет» бабушке или моей родной сестре тяжелее, чем отказать мне или жене. И, как следсвтие, ребёнок чаще соглашается сделать то, что его просят другие. Например, он не только занимался, но даже читал без сопротивления.

Чем я занимался с ребёнком на 3–4 неделе

Откровенно говоря, занимался мало. Отъезд с женой, поездка на несколько дней в другой город по работе сказываются сильно. Поэтому сейчас для меня ключевая задача — выделить достаточно времени для построения системы обучения и, непосредственно, на занятия с ребёнком. Для этого мне нужно существенно скорректировать приоритеты в своих делах и графике. Что-то уже удалось, что-то пока корректировке не поддаётся. Тем не менее успел вот чем позаниматься с ребёнком:

  • Фактически знакомил с десятичной системой исчисления. Рассказывал о цифрах и принципах формирования чисел, о счёте десятками. Все это стараюсь привязать к реальным задачам. В данном случае к подсчету имеющихся у Димы собственных денег, ведь их нужно считать сотнями и тысячами (отдельно напишу про то, как я учу ребёнка распоряжаться деньгами);
  • Полтора года назад Дима увлекся шашками. Сначала попытку увлечь делал я. Не зашло. Чуть позже, во время пребывания детей в деревне в гостях у дедушки с бабушкой, шашки пошли на «отлично» благодаря дедушке, который неплохо прокачал правилам и азам игры. После я поддерживал это увлечение и мы много играли. Я нашел книгу по шашкам, решил перейти от интуиции к системной работе, но сын не захотел заниматься. Сейчас вернулись к шашкам и возобновили занятия по книге: разбираем теорию и предложенные комбинации. Главная моя цель в этой игре — научить ребёнка думать хотя бы на 2 шага вперёд;
  • Помогаю с домашними заданиями по английскому. Стараюсь дать больше, чем просто есть в задании, увязать с чем-то интересным, провести аналогии и ассоциации. Задания кажутся довольно сложными для уровня Димы, возможно из-за того, что он пошёл в группу с детьми постарше.

Ну а жена не только меня выручает, не только активно занимается с детьми и водит их по тренировкам и садикам, но ещё и успевает готовить всякие вкусняшки. И, конечно, вовлекает в процесс детей.

Эволюция техники «помодоро»

20+5

Занимаясь с Димой по технике «помодоро», я заметил, что фокусировать внимание все 25 минут ему иногда сложно. Кроме того, в конце занятия было бы неплохо повторить ключевые мысли и выводы. В особенности это важно когда мы обсуждаем что-то совершенно новое для ребёнка. Поэтому в дальнейшем буду разбивать 25 минут на 2 части: 20 мин на само занятие и 5 мин на подведение итогов.

Каждый мужчина должен вырастить дерево

Чтобы улучшить мотивацию, продемонстрировать наглядность его достижений, я решил показать ребёнку приложение Forest. Давно знаю его и сам иногда использую. В этом приложении реализован принци «помодоро» в очень интересном формате: вместо скучного таймера в виде тикающих секунд в приложении можно за те же 25 мин вырастить дерево. Если выбрать промежуток поменьше — вырастит кустик, за 25 мин — дерево, за час — большое дерево и т.д. Но если ты отвлёкся, переключился на что-то другое в телефоне, то вместо растения на полянке появится засохший ствол.

Таким образом, абстрактные для ребёнка 25 минут превращаются в наглядный результат — выращенное растение. Это очень мотивирует, тем более, что можно смотреть результаты за неделю, за месяц.

Еще одна фишка приложения: за каждое выращенное дерево даётся несколько монеток. Накопив определенную сумму, можно внутри приложения за эти монетки купить новые виды забавных растений: банановые кусты, конфетное дерево и т.д. Эти растения впоследствии можно выращивать вместо обычных деревьев и кустов.

После того как я показал Диме, как работает приложение, у него глаза загорелись, стало интересно. Попрактиковали — понравилось.

25 мин становятся эталоном для других дел

Пример: сын любит играть в Лего, деталей очень много.

Это далеко не всё лего, что у нас есть

Есть контейнеры, в которых всё это хранится. Обычно после игры все детали беспорядочно высыпаются в один или два ящика. Понятно, что порядок наводится крайне редко и только под настойчивым давлением — моим, или жены. Потом, при желании что-то построить, начинаются проблемы — ничего не найти, и на поиски нужных деталей уходит куча времени.

Так вот, один из способов приучить ребёнка, чтобы он все же время от времени наводил порядок, стали эти самые 25-минутки.

Удается уговорить ребёнка не наводить порядок вообще, а всего лишь засечь те самые 25 минут и засчитать ему как одно из заданий, которое он сделал в течение дня. И это неплохо срабатывает. Несколько таких подходов, и часть ящиков была разобрана и упорядочена. Ну, конечно, не без помощи родителей :)

Зарисовка из жизни — один дома

Мы с женой как раз в отъезде. 9 утра. Звонок от Димы.

Жена берёт трубку, Дима рассказывает, что у него маленький перерыв между 2 занятиями по 25 минут по технике «помодоро», поэтому он решил позвонить. Жена разговаривает с сыном, спрашивает, как дела, и вдруг Дима говорит: «Ой, у меня зазвонил таймер». И дальше удручённым голосом заявляет, что ему нужно идти заниматься, а потом, когда у него будет большой перерыв, он снова нам позвонит.

А теперь самое важное — когда Дима нам звонил, он был один дома (бабушка отводила младшего внука в садик). И у ребёнка даже не возникла мысль, что можно «пофилонить». Вы даже не представляете как я был горд собой и сыном в этот момент! Оно работает!

«Учить» или «учиться»

Ещё до того, как было написано заявление об отчислении из школы, и я ещё только размышлял на тему, отправлять ребенка в школу или нет (но уже понимал, что не отправлю), я рассказывал Диме теоретически, в чем будет разница между его обучением и обучением в школе.

Как-то этим летом у нас состоялся диалог. Дима в очередной раз отказывался от моего настойчивого предложения почитать. Я решил показать ему на примерах для чего ему нужны знания и навыки.

– ок, ты не хочешь читать. А что же ты хочешь делать?

– хочу играть!

– а чем бы ты ещё хотел заниматься, кроме игры?

– не знаю. Наверное ничем.

– а хотел бы ты так же как и мама уметь вкусно печь? а хотел бы сам сделать себе такой же меч из дерева, как тебе дедушка сделал? а хотел бы научиться зарабатывать деньги и тратить их на себя?

– да! да! да!

– а как ты думаешь, смогут ли тебя мама, папа, дедушка и другие люди научить делать такие штуки?

– да!

– НЕТ!

– …(на лице ребенка удивление и непонимание)

– До тех пор пока ты сам не захочешь чему-то научиться, тебя никто ничему не сможет научить! Другие могут хотеть тебя научить, но до тех пока ты говоришь им «нет», научить они тебя ничему не смогут. Только если у тебя самого будет желание, тогда ты сам и сможешь научиться.

В этом диалоге я намеренно подводил ребёнка к постоянным ответам «да». И на самый главный вопрос он тоже ответил «да», а следом за его ответом последовало мое резкое отрицание — «нет»! Мне кажется, на таком контрасте и неожиданности эта мысль про разницу между учить и учиться осталась у него в голове.

О следующих итогах и новых сложностях в переговорах с сыном можно почитать в этой статье.

Так же можно подписаться на мой телеграм канал и следить за новыми статьями, я публикую их каждые 2 недели.

--

--

Roman Beloded

Готовлю сына к будущему без помощи школы. Владею и управляю e-Legion.ru.