5–6 недели на СО. Провал в переговорах с сыном. Или всё же не провал?

Roman Beloded
8 min readOct 16, 2018

--

Может складываться впечатление, что у меня какой-то особенный ребёнок, который и сам учится, и не ленится, и вообще. Это совершенно не так! Именно поэтому в предыдущей статье я поделился своей болью о том, что Димка не хочет учиться, быстро сдаётся и часто сопротивляется. Это немного успокоило даже моего друга. Вот его комментарий:

Ну один несомненный плюс от твоего освещения “к черту школу” есть. Я понял что мой ребенок не самый буратино, а ровно как и твой. Нам чаще «нет» говорит, чем учителям или бабушкам, не любим читать, сдается как только с ходу не решит задачу.

для самоуспокоения… знаешь )

Хотите ещё одну историю сопротивления, в которой я провалил переговоры с сыном? Тогда поехали.

Переговоры с сыном

По роду своей деятельности я много общаюсь с партнёрами, клиентами, коллегами, договариваюсь со всеми, а иной раз и договариваю других. Но переговоры с собственным сыном похожи на отдельное искусство.

Как это было

Итак, 8 часов утра. Жена готовит завтрак и поднимает детей: младшему надо в садик, старшему — на 9 часов на тренировку в бассейн. Даня (младший) без возражений поднимается и идет в ванну. Старший — Дима, уже проснулся, но вставать отказывается. Лежит, игнорируя призывы. Проходит 5 минут, 10…. Жена продолжает спокойные, но настойчивые попытки уговорить ребёнка. На тренировку опаздывать нельзя — сын занимается индивидуально с тренером, и безосновательный пропуск занятия — это ещё и неуважение к человеку. Аргументация не работает, Дима продолжает лежать и отнекиваться. Я пока не вмешиваюсь — стараюсь избежать ситуации, когда ребёнок папу слушает, а мамины просьбы игнорирует. Проходит 15, 20 минут… Времени остается всё меньше и меньше, старший уже практически «пролетает» с завтраком! В какой-то момент жена не выдерживает и просит меня подключиться к переговорам.

Моя партия

Я включаюсь очень спокойно, выясняю, почему не хочет вставать. Оказывается, Дима вообще не хочет ходить на тренировки (ну кто бы сомневался!). На вопрос, чем бы он хотел заниматься, получаю предсказуемый ответ — играть! Понимаю, что простыми уговорами результата не добиться, тем более времени не осталось совсем. Мой профессиональный опыт подсказывает, что было бы хорошо возложить на ребёнка ответственность за последствия. Поэтому сообщаю Диме, что даже если он не пойдёт на тренировку, то расходы мы в любом случае понесём. Мы с женой готовы платить за занятия, а не за пропуски. И посему Дима должен компенсировать нам расходы из своих карманных денег.

Не вопрос! Дима встает с кровати, идёт за деньгами и отдает мне нужную сумму. Про себя думаю: «чёрт, не сработало… нужно что-то ещё…». Второй заход. Сообщаю Диме, что теперь ему надо позвонить тренеру, сообщить о пропуске и объяснить причину. Я на 100% был уверен, что сын откажется. Такая задача – это серьёзный барьер для него. Это не болтовня с братом, бабушкой или любым другим близким человеком. Но Дима практически не колеблется. Сначала, правда, говорит, что у него нет номера тренера, но я предлагаю ему свой телефон. Теперь понимаю, что сейчас он будет звонить!

Ситуацию спасает жена

Жена предложила решение: оба сына тренируются у одного тренера, и можно отвести на тренировку младшего, а старший, раз уж так вышло, остаётся дома. Решение отличное и устраивает всех.

Но я не могу спустить на тормозах ситуацию с нежеланием Димы идти на тренировку, и поэтому заявляю сыну, что раз уж он не идёт на плавание, значит умывается, завтракает и садиться со мной заниматься весь день. В этот момент сдаётся Дима. Сразу расстройство, слёзы, вот это вот всё. Даю ребёнку последний шанс: немедленно собраться и отправиться на тренировку. Ребёнок принимает решение за считанные секунды, стремительно одевается, и спустя 3 минуты уже готов к выходу.

Так всё-таки это провал или победа?

После этой истории я обратился за советом к одному отличному знакомому, чтобы узнать мнение человека со стороны (Сергей, ты наверняка читаешь эти строки, спасибо за советы). И вот к каким выводам я по итогам пришёл.

С одной стороны — это действительно провал в переговорах. Стало понятно, что моя модель дипломатических переговоров не сработала и вряд ли сработает в подобной ситуации в будущем. В общении с Димой я пытался опереться на его ценности и страхи. А каковы на самом деле ценности у семилетнего ребёнка? Заниматься только тем, что ему нравится, избегать того, что не нравится, получать удовольствие от того, что происходит здесь и сейчас.

А с другой стороны — это успех. Ребёнок оказался не просто упёртым, он проявил настойчивость в своем решении и в итоге взял ответственность за это решение: и деньги заплатил, и был готов общаться с тренером. Я ведь именно этого от него и хотел.

Ну а как быть дальше?

Как избегать подобных ситуаций? По итогам своих размышлений и общения появились такие идеи:

  • Сформировать и прописать правила для ребёнка. Во-первых объяснить, что совершенно ничем не заниматься — это непозволительно, а во-вторых — дать ему свободу выбора. Пусть сам выберет себе занятия, помимо обязательных. Такие правила позволят возложить обязательства на каждую из сторон. И тогда нежелание идти на тренировку — это нарушение договоренностей со стороны ребёнка;
  • Объяснить, что наши договорённости с одной стороны должны быть твёрдыми, а с другой — изменяемыми (так и хочется написать «антихрупкими» по Насиму Талебу). Поэтому нужно оговорить, как будут вноситься изменения в наши правила. Например, менять их каждый день точно нельзя. Возможно, не чаще, чем раз в 2 недели или раз в месяц. Ограничения затронут скорей всего и содержательную часть правил;
  • Сделать систему мотивации для ребёнка. При этом в такой системе должна быть как краткосрочная мотивация, чтобы он мог достаточно быстро заполучить что-то за свои успехи, так и какая-то долгосрочная цель — над которой он может работать чуть ли не год. Можно возобновить историю с медальками: за значимое достижение давать одну «медальку». А как наберётся, скажем, 10 штук — реализовывать 1 желание Димы.

Воплотить эти идеи планирую в ближайшее время, так что через пару недель рассчитываю поделиться промежуточными результатами.

О занятиях

Форма подачи материала решает

Насколько же просто и легко ребёнок соглашается заниматься на учи.ру. Иногда даже сам проявляет инициативу. Берём тот же английский: сделать домашку по программе офлайн школы — сродни каторге, а позаниматься английским на учи.ру — нормальный вариант. В этом смысле учи.ру — наше спасение, ребёнок с удовольствием осваивает не только английский, но и математику, окружающий мир и русский язык.

Самбо

Удивительно, что Дима ещё ни разу с тренировки по самбо не вышел со слезами. Дело в том, что в младшей группе со слезами из зала выходили чуть ли не все дети. В средней группе — там где занимается Дима — уже несколько человек тоже выходили со слезами.

Учится прыгать на скакалке. Пока безуспешно :)

Тренер предупреждал родителей, что он не церемонится с детьми. Он будет добиваться от них результата. Поэтому и кричать будет, и заставлять будет. Если для родителей это ОК и ребёнок способен перенести такое поведение тренера, то добро пожаловать в клуб :) Со второго месяца тренировок уже нужно было покупать экипировку и обязательно страховать здоровье ребёнка. Если в первые недели тренировки скорее сводились к ОФП, то сейчас практикуют захваты и без формы уже не обойтись. Мы с женой, перед тем как нести расходы, переспросили у Димы, хочет ли он и дальше заниматься. Хочет, так что приодели его. Поскольку тренер рекомендовал дома подтягиваться, то я с Димой возобновил занятия. Дима и подтягивается, и отжимается.

Математика

Продолжаю занятия математикой, объясняю, как устроена десятичная система. Если в прошлый раз делал упор на десятки, то в этот раз на сотни. Рассказывал, как устроены числа до тысячи. У сына стало неплохо получаться и в какой-то момент я решил показать ему, как складывать не только цифры, но и двузначные числа. Показал ему пример счёта столбиком. Пока показывал, ребёнок кивал головой, подтверждал, что всё понятно. Как только я начал задавать вопросы, стало ясно, что на самом деле Диме мало что понятно. Я немного поторопился. Сделаю один шаг назад, добьюсь понимания структуры чисел, а уже потом перейду к счёту в столбик.

Эмоциональный интеллект на ходу

Я абсолютно уверен, что помимо hard skills, ребёнка нужно учить и soft skills. Выдался подходящий случай поговорить с Димой об эмоциях.

Недавно мы семьёй ездили в Казань к друзьям на свадьбу. У нас было много свободного времени и мы гуляли по городу. В какой-то момент Дима заявил, что ему надоело гулять, он устал, проголодался и хочет в кафе. На самом деле кушать-то особо он не хотел, так как недавно завтракали. Стало понятно, что сын хочет пойти в кафе, чтобы поиграть там в игровой комнате или как-то по-другому более интересным для себя способом провести время. Мы с женой согласились с тем, что, в принципе, можно пойти перекусить и погреться. На улице было весьма прохладно, но резко прекращать прогулку не было оснований. Мы выбрали кафе и неспешным прогулочным шагом (идти примерно 30 мин) двинулись в нужную сторону.

Что делает Дима? Каждые полминуты он спрашивает: папа, а сколько нам ещё осталось идти? Делает это навязчиво, очень грустным расстроенным голосом, поскольку ему не хочется так долго идти.

Как раз рассказываю про любовь

Это начало раздражать. Я решил показать, как же эмоции Димы выглядят со стороны. Пришлось поплясать перед всей семьёй, чтобы выпукло показать Димины недовольство и злость. Сначала это вызвало неудовольствие со стороны Димы. Ну а поскольку я немного паясничал, то в итоге развеселил младшего сына и жену. А это в свою очередь развеселило и Диму. Дальше я продемонстрировал, как злится младший, потом как злится жена. После попросил семью изобразить злящегося меня.

Этого мне было недостаточно. Нужно было на фоне злобы показать какую-нибудь хорошую эмоцию. Пригласил на импровизированную сцену жену и мы вместе продемонстрировали, как выглядит любовь: обнялись, прижались к другу другу и поцеловались. Потом были обнимашки всей семьёй. Я показал, что чувство злобы и недовольства можно испытывать в одиночестве, а вот чувство любви — нет.

Дальнейший путь был куда проще. Без недовольства со стороны Димы.

И снова про самостоятельное чтение

В прошлой статье я поделился своей проблемой — Дима не хочет читать. Пришло много откликов, в частности, мне в личку, с советами, наблюдениями и с такой же болью, как у меня. Делюсь выводами и идеями:

  • Процесс можно делегировать. Маме и папе ребёнок с легкостью откажет, а вот другому человеку отказать труднее. В моём окружении есть такой человек, который уже предложил взять на себя эту функцию. Это моя сестра, филолог по образованию. К тому же её сын, который старше Димы всего на 1 год, очень любит читать. Двоюродные братья с удовольствием играют вместе, поэтому совместное чтение может стать дополнительным стимулом к увлечению чтением;
  • Привить любовь к книгам через увлечение любимым делом. Дима очень любит Лего и есть любимые персонажи. Можно предложить почитать комиксы с этими персонажами. Я даже предложил, но пока это не воодушевило сына на чтение. Аргументировал он это тем, что по картинкам и так всё понятно;
  • Найти свою книгу. Ну, и третий вариант, найти СВОЮ книгу. Ту, которая увлечёт настолько, что процесс чтения превратится из нудной обязаловки в интереснейшее занятие.

Вечернее чтение

Чтение книжек перед сном давно стало нашей хорошей традицией. Несмотря на то, что Дима читать не любит, слушать, как читают ему другие, он может бесконечно долго. Нередко складывается ситуация, когда дети затягивают подготовку ко сну: долго убирают игрушки, чистят зубы и времени на вечернее чтение остается всё меньше и меньше. Мы озвучиваем мальчикам — на чтение осталось всего несколько минут. Это очень расстраивает детей, буквально до слёз. А Дима, после того как прослушал книгу, часто просит включить на телефоне аудиосказку. С тем чтобы лежать, слушать и засыпать.

Кстати, в нашем муниципальном округе есть отличная детская библиотека. В ней много книг, причём не только тех, на которых воспитывались мы и которые читали нам наши родители, но и современных свежих изданий вплоть до 2018 г. Дети активно выбирают себе книги сами. Понятно, что сейчас главным критерием выбора у Димы являются картинки, красочные изображения и названия книг.

В связи с этим есть ещё один лайфхак, как увлечь ребёнка. Можно останавливать вечернее чтение на самом интересном месте.

Так же можно подписаться на мой телеграм канал и следить за новыми статьями, я публикую их каждые 2 недели.

--

--

Roman Beloded

Готовлю сына к будущему без помощи школы. Владею и управляю e-Legion.ru.