«Вы здесь, чтобы исполнять свой гражданский долг, и не несете ответственности перед богом» — Rus2Web о том, как присяжные выносили приговор Горячеву

14 июля в Мосгорсуде 12 присяжных вынесли свой вердикт по делу Ильи Горячева, предполагаемого организатора экстремистской группировки Боевая организация русских националистов (БОРН). Они признали его виновным по всем эпизодам дела. Корреспондент Rus2Web Екатерина Селиванова присутствовала на заседании в Мосгорсуде и зафиксировала все самое важное (онлайн-репортаж можно прочесть здесь).
Как принималось решение. Судья попросил присяжных вынести вердикт по 26 вопросам. Основные пункты были такие: считают ли присяжные, что преступления, совершенные членами БОРН, доказаны; причастен ли к ним Горячев; виновен ли Горячев в совершении этих преступлений; является ли Горячев организатором БОРНа.

Напомним, что по версии следствия, члены БОРН убили пятерых человек: антифашиста Федора Филатова, гастарбайтера Салохиддина Азизова, адвоката Станислава Маркелова, антифашиста Илью Джапаридзе и студента Расула Халилова. Следователи считают, что указания по этим убийствам исходили от Горячева, который также разрабатывал планы слежки.
Судья. Заседание вел судья Павел Мелехин. Он не только зачитал вопросы присяжным, но и вкратце напомнил им о самом деле и дал напутственное слово. В своей речи Мелехин дал определения некоторым словам из материалов дела, к примеру: “экстремистское сообщество”, “банда”, “оружие”, “боеприпасы” и даже “убийство” (“когда преступник допускает смерть или безразлично относится к смерти”).

Судья также предупредил, что все сомнения должны трактоваться в пользу подсудимого, кроме тех, которые основаны “на желании угодить общественному мнению” или связаны “с предубеждениями по отношению к уголовному делу”. Также он попросил не принимать для оценки доказательств уголовного дела выкрики из зала и попытки адвокатов Горячева — Николая Полозова и Марка Фейгина — “опорочить суд”. Не брать во внимание Мелезин также предложил и последнее слово Горячева. Наконец, судья вспомнил, как адвокат Полозов днем ранее сказал присяжным, что не стоит брать на себя грех за то, “что человека без доказательств сажают в тюрьму”.
“Вас вчера призывали не брать на себя грех — могу сказать, что это посыл не совсем верный. Вы здесь, чтобы исполнять свой гражданский долг, и не несете ответственности перед богом. Вы не должны ничего бояться”, — заключил Мелехин.

Вердикт. Присяжные признали Горячева виновным по всем статьям: в создании банды (ч. 1 ст. 209 УК), создании экстремистского сообщества (ч. 1 ст. 282.1 УК), незаконном обороте оружия и взрывных устройств (ч. 3 ст. 222 УК), умышленном убийстве двух и более лиц, сопряженном с бандитизмом и совершенном организованной группой по мотивам идеологической и национальной ненависти и вражды (пункты «а», «ж», «з» и «л» ч. 2 ст. 105 УК). Горячев слушал вердикт стоя, как и весь зал, постоянно смотрел на свои руки и перебирал пальцами. Со стороны могло показаться, будто он что-то читает на смартфоне. Он был одет в черный пиджак и синие джинсы. Ему с трудом можно дать 33 года, он больше похож на студента (“Студент” и “Енот” — такие клички дал себе сам Горячев). После оглашения вердикта родственники Горячева громко обсуждали в коридоре, что присяжным дали зачитать уже готовое решение — мол, судя по времени, которое они потратили на обсуждение приговора, каждый из 26 вопросов занял у них всего 2–3 минуты. На самом деле, обсуждение шло два часа (примерно два часа, начиная с 12:41) — то есть, если следовать логике родственников, на каждый вопрос присяжным понадобилось около 4,6 минут.
Какое наказание ждет Горячева. Оглашение последствий вердикта присяжных состоится 15 июля, в 13:00. Адвокат подсудимого Николай Полозов говорит, что в России максимальный срок заключения не может быть более 25 лет по одному приговору, так что это максимальный срок, который может получить Горячев.
В ноябре 2013 г. подсудимый был экстрадирован из Сербии, где максимальное наказание по тем же статьям составляет 40 лет лишения свободы. Россия ранее дала Белграду гарантию, что к Горячеву не будут применять более серьезное наказание.

Эксцессы. Мать Горячева Наталью Никифорову не пустили на оглашение вердикта, сославшись на ее неподобающее поведение на предыдущем заседании. 13 июля в зале суда она перебила выступление матери убитого антифашиста Ильи Джапаридзе Донары Джапаридзе криками “Она врет! Мой сын никогда не давал никаких приказов”. В канцелярии Мосгорсуда ей заявили, что решение не пускать ее принял судья Павел Мелехин. Она сама и некоторые очевидцы уверяют, что во время заседания судья такого решения не выносил, и удаление из зала было просто инициативой пристава.
Донара Джапаридзе на приговоре присутствовала, но не смогла стоя дослушать весь вердикт Горячеву. Периодически она садилась на место и падала головой на стол. Приставы и судья не пытались поднять ее, хотя по правилам суда приговор должен заслушиваться стоя всеми участниками процесса. После окончания заседания она вышла в коридор в слезах.

Когда присяжные уже заканчивали читать вердикт, с места начала кричать Татьяна Канунникова, соратница Горячева, которая ведет его твиттер. “Приговор неправосуден” — за эту фразу из зала ее вывели приставы. На заседание она пришла в шелковом красном платье и на каблуках.
Напомним, что Илья Горячев не признал свою вину. Он отрицает свои связи с группировкой БОРН, утверждая, что она была выдумана “той частью спецслужб, что контролируется оранжевыми оборотнями в погонах”. Ранее он говорил, что дело против него инициировало Управление по защите конституционного строя ФСБ и что вся эта история является частью масштабной игры конкурирующих спецслужб. Пожизненно осужденный за убийства адвоката Станислава Маркелова и журналистки Анастасии Бабуровой член БОРН Никита Тихонов на допросах утверждал, что Горячев в личных беседах называл “руководством” группировки администрацию президента.