“Команда 29”: Кто судится против указа Путина

Rus2Web
4 min readJun 4, 2015

--

В связи с громкими судебными делами и инициативами последнее время все чаще упоминается правозащитная организация “Команда 29”. Ее юристы представляют сторону обвинения в суде над “фабрикой интернет-троллей”, собираются оспорить указ Президента о засекречивании информации о потерях военнослужащих в мирное время, а также делают совместные проекты с Фондом борьбы с коррупцией Алексея Навального. Rus2Web разбирался, что это за организация, откуда она вдруг взялась и чего добивается.

Почему 29. Цель Команды — защита 29 статьи конституции, которая гарантирует свободу слова, запрещает цензуру и закрепляет за гражданином право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

На официальном сайте команды перечислены 13 активистов, среди которых адвокаты, юристы и журналисты.

Члены команды

Как появилась Команда. Организация была образована в 2015 году, но на самом деле существует она давно — просто называлась до этого по-другому. Раньше ее члены работали в Фонде свободы информации, который действовал в Санкт-Петербурге более десяти лет. За годы своей работы фонд сделал много полезного — например, разработал и запустил автоматизированную систему исследования сайтов официальных органов власти на предмет доступности данных и добился ограничения срока действия гостайны. Кроме того, организация довольно тесно сотрудничала с чиновниками и приняла участие в разработке ряда законов, которые касаются раскрытия информации.

Тем не менее, в начале 2014 г. после прокурорской проверки Фонд признали “иностранным агентом”. Одним из оснований стала запись в личном блоге руководителя Фонда, адвоката Ивана Павлова: он рассказал о встрече российских правозащитников с Бараком Обамой 6 сентября 2013 года, на которой присутствовал. Организацию обвинили в политической деятельности на иностранные деньги. Фонд пытался оспорить решение Минюста в суде, но безрезультатно. Работу пришлось приостановить. Фонд отказался регистрироваться как иностранный агент из принципа.

Иван Павлов раскрыл Rus2Web источники финансирования фонда, а теперь и “Команды-29” — это как иностранные, так и международные фонды: National Endowment for Democracy, Oak Foundation, фонд Макартуров. За время своего существования фонд не раз участвовал в конкурсах на госконтракты, иногда даже выигрывал. “Но власть в определенный момент решила, что мы враги. — говорит Павлов, — Фонд был внесен в список иностранных агентов специально для того, чтобы с нами чиновники не сотрудничали”. Сейчас “Команда 29” не имеет статуса юридического лица, а значит, не может быть признана иностранным агентом.

Чем занимается Команда. Сегодня “Команда 29” не сотрудничает с государственными органами, у нее остались только правозащитные проекты.

Сервис “Инфодозор”

Организация поддерживает портал “Имеем право знать”, на котором можно узнать о своих правах при запросе информации от чиновников. Другой сервис — “Инфодозор” — показывает, насколько сайты муниципалитетов Петербурга обеспечивают доступность при обращении к чиновникам и получении различных данных.

Сам Иван Павлов представляет в суде интересы Людмилы Савчук, бывшей сотрудницы так называемой “фабрики троллей”, писавших прокремлевские посты в социальных сетях за деньги. Савчук разоблачила принципы их работы, а теперь судится с организацией, требуя невыплаченную зарплату и компенсацию за моральный ущерб. Кроме того, команда готовит заявление в Верховный суд РФ, чтобы оспорить указ Президента о засекречивании потерь военнослужащих в мирное время.

Юристы “Команды 29” с бывшей сотрудницей “фабрики троллей” Людмилой Савчук (в центре)

Команда также ведет ряд дел, которые касаются обвинений граждан в государственной измене и распространении государственной тайны. “Все, что связано с секретностью, открытостью государства и органов власти — это сфера нашей профессиональной деятельности”, — говорит Павлов. Ранее он уже представлял интересы людей, обвинявшихся в госизмене, в частности, он был одним из адвокатов в деле Светланы Давыдовой.

Работа с “Мемориалом” и ФБК. Иван Павлов также рассказал о “несудебных” проектах коллектива: “Мы занимаемся доступностью архивов, в первую очередь, конечно же, рассекречиванием архивов государственной безопасности, и работаем здесь тесно с организацией “Мемориал”.

Кроме того, в апреле “Команда 29” совместно с петербургским отделением Фонда Борьбы с Коррупцией объявила о наборе волонтеров, “готовых судиться в интересах неопределенного круга лиц”. Иван Павлов пояснил Rus2Web, что речь идет о работе “над доступностью деклараций о доходах петербургских чиновников”.

Координатор ФБК-Петербург Екатерина Рыжкова в беседе с Rus2Web рассказала, что “Команда 29” оказывала юридическую помощь людям, которых допрашивали по делу “о Яндекс-кошельках”.

В 2015 году у “Команды 29” два основных интереса: законодательство о государственной тайне и нарушения прав человека в судах с органами государственной безопасности: “Указ Президента о засекречивании потерь военнослужащих в мирное время — лишь пример системной деятельности, которая ведется, на наш взгляд, с нарушением закона”. Капитан команды уверен, что организация неуязвима с юридической точки зрения, но готов к давлению на людей: “Мы ничего не исключаем, время турбулентное, поэтому надо просто быть осторжными. Мы работаем в рамках правового поля, мы не борцы с режимом, мы защищаем права граждан, которые к нам обращаются”.

--

--

Rus2Web

Rus2Web – новостной агрегатор, платформа для независимых журналистов и гражданских репортеров