Тут должен быть эпиграф из его песни, но, боюсь, это будет выглядеть слишком пафосно.

Почему Джон Фрушанте?

В последнее время я слишком часто слышу этот вопрос в свой адрес. Признаться честно, я долго не мог дать вразумительный ответ на него, потому задал его себе сам. Постараюсь изложить тут свои мысли максимально точно и понятно, но ничего не обещаю.

Приступим.
(В данном, с позволения сказать, очерке я пишу лишь о сольном творчестве Джона)

Чем, собственно, мне приглянулся Фрушанте?
Во-первых, конечно же, атмосферой, которую он создает своей музыкой. Сравнимо с черной дырой. Она захватывает тебя с головой, хочешь ты того или нет, и не отпускает долгое время даже после прослушивания. Очень глубоко. Очень, я бы сказал, космически…

Что касается музыкальной оболочки, то иногда тексты полны экспрессий и еле уловимых образов, которые понятны даже не каждому англоязычному слушателю. В иных случаях, содержание наоборот — плавает на поверхности, все звучит настолько просто, что даже прозрачно. Но в обоих случаях на помощь приходит аккомпанирующий элемент, в простонародье именуемый музыкой. Она — толмач, переводящий его песни на все языки мира. С ее помощью Джон превращается в дитя Вавилонской башни. Настроение и состояние, в которое он погружает слушателя, достигается благодаря тому, что песни понятны всем, кто готов и хочет внимать. Притом, знание языка вовсе не востребовано (хотя желательно, конечно).

Сюжеты его песен можно описать как «все и ничто». Другими словами, парень поет о жизни. О жизни той, которую он видел и видит вокруг себя.

Небольшой флешбэк
С начала 90-ых годов Фрушанте сел на шаткий стул наркотиков и упал с него в глубочайшую депрессию. Ну, и как это водится: «не хочу ничего делать без дозы» и тд, и тп. К счастью, после нескольких лет своеобразного «дзена» Джон стал приходить в себя и полностью реабилитировался. Но и в этот период жизни не обошлось без пары «героиновых» альбомов Niandra Lades and Usually Just a T-Shirt», «Smile from the Streets You Hold»). Понять их неподготовленному человеку вот так сразу непросто, но возможно. Повторюсь: было бы желание. Хотя нет, в данном конкретном примере одного желания недостаточно, тут, пожалуй, необходимо соответствующее состояние души.

После прощания с наркотиками Джон ведет даже слишком здоровый, как утверждает Википедия, даже аскетичный образ жизни. Вместе с ним изменилась и его музыка. Она стала чуть понятнее простому слушателю, но нельзя сказать, что это принесло ему волну популярности (наверное, оно и к лучшему).

Отдельно стоит отметить количество альбомов и песен, которые выпустил Джон. Не скажу даже приблизительное число (как для гуманитария, это слишком большое значение).

Например,
Для подтверждения приведу следующую информацию:
«В июне 2004 года он объявил, что будет выпускать шесть записей в течение шести месяцев: «The Will to Death», «Automatic Writing», «DC EP», «Inside of Emptiness», «A Sphere in the Heart of Silence» и «Curtains». С выпуском «Curtains» Фрушанте дебютировал с единственным клипом 2004 года на песню «The Past Recedes». Он хотел, чтобы эти записи выходили быстро и недорого на аналоговые ленты, избегая современных студий и компьютерных процессов записей. Фрушанте отметил: «Эти шесть записей были сделаны в течение шести месяцев после возвращения домой с гастролей с Chili Peppers. Я составил список всех песен, которые у меня были. Их было около семидесяти. Моей целью было записать столько песен, сколько я мог во время перерыва. Это было определенно самое продуктивное время в моей жизни»».

(с) Википедия

Это притом, что в феврале того же года вышел альбом “Shadows Collide with People” (определенно, моя любимая пластинка Джона»).

Трудно обосновать необузданную продуктивность Фрушанте чем-то, кроме творческого порыва. Порыва длинною в жизнь. Вы скажете «коммерция». Я сделаю вывод, что вы никогда не слышали Джона. Его пластинки невозможно продать огромными тиражами и, тем более, заработать большие деньги. Особенно, учитывая то, что концертов он почти не дает.

Вернемся к теме
Джон играет то, что видит и ощущает вокруг себя — вот что самое главное. И окружающие его вещи показывают, что наш мир серьезно болен.

Наверное, Фрушанте не будет понят теми, кто видит Вселенную исключительно в ярких красках радуги. Искренне им завидую. Хотя с другой стороны, я очень благодарен ему за неповторимые ощущения, которые я испытал, слушая его. Все дело в том, что нет в мире никого второго человека, играющего такую музыку. Такую простую и, в то же время, такую необычайно сложную. Как и все вокруг.

И еще, многие пренебрежительно относятся к творчеству Джона, аргументируя это тем, что его слушают все вокруг и это мейнстрим. Думаю, это смешно. Из тридцати двух людей в моей группе, слышали его лишь два, исключая меня. И это еще довольно неплохой показатель, хочу я вам сказать. Ну, и конечно, не слушать или презирать кого-то по той причине, что он «раскручен» — вверх пафоса. Есть такая категория людей. Они роют все глубже в музыку, находя подземельные банды, тем самым показывая свою непринадлежность ко всему вокруг. Но есть одно «но»: далеко не всегда такие люди находят в глубинах что-то качественное, а значит, жертвуют конфетой, ради фантика. Подобная ситуация напоминает покупку жвачек “Love is…” — все их ищут ради вкладышей, вопрос лишь в том, как часто.

Как всегда, стоит упомянуть, что все написанное выше — сугубо моя точка зрения, которая может не иметь ничего общего с реальностью.

Кажется, я написал неприлично мало из того, что сидит у меня в голове, но ничего не могу с собой поделать. Приятно, если вы дочитали до этого места. В приложении прикрепляю список излюбленных мною треков Джона Фрушанте, составить который было необычайно тяжело. Каждая из его песен достойна описания хотя бы в несколько предложений, а некоторые и целых эссе. Но это в другой раз.

Топ-лист:

Dying Song

Carvel

Time Tonight

Leap Your Bar

This Cold

The Days Have Turned

Unchanging

--

--