Конструктивная обратная связь

Self-Unboxing
3 min readDec 18, 2015

--

Отличие конструктивной обратно связи от классической обратной связи в её ненасильственности =) Данный метод взят из книги Маршалла Розенберга — “Язык жизни. Ненасильственное общение.”

Когда мы даём обратную связь другому человеку, то обычно мы говорим что он сделал не так и просим “больше так не делать”. И человеку повезло, если мы делаем это в спокойном расположении духа. Давайте же разберём чего здесь не хватает.

Первое — Наблюдение.

Во-первых, мы наблюдаем за тем, что в действительности происходит в ситуации: какие поступки и речи других людей улучшают нашу жизнь, а какие нет. Суть здесь в том, чтобы наблюдать без осуждения и оценки — нужно просто констатировать: вот так поступают люди, а нам это либо нравится, либо нет.

Не говорите слишком аллегорично — “Твоё поведение невыносимо” или слишком расплывчато и не по сути “Когда ты издаёшь некие звуки, то волны вибрации проникают мне в мозг и программируют меня на самоуничтожение”. Такая обратная связь не восмринемается человеком, так как он не понимает что от него хотят. Как следствие, человек ничего не сделает, чтобы измениться. Если вам мешают опоздания человека, то так ему и скажите. Обозначьте проблему без оценки или суждения, но руководствуясь фактами: “за последнюю неделю ты опоздал на пять собраний”. Избегайте оценивающих наречий. В данном примере можно было бы сказать, что человек “постоянно опаздывает”, но слово “постоянно” даёт окрас обвинения, что блокирует способность человека к восприятию и заставляет защищаться.

Второе — Чувства.

Затем мы отмечаем чувства во время наблюдения за этими действиями: что это — боль, испуг, радость, изумление, раздражение? Не путайте ваши чувства с вашими мыслями: “Я чувствую, что тебе не важны наши собрания.” Вы явно так думаете и ваши мысли звучат как обвинения, а вот что вы при этом чувствуете не понятно. Подумайте, что происходит в те моменты, когда проблема возникает?
“Я чувствую огорчение, потому что думаю, что ты опаздываешь, из-за того, что наши собрания для тебя не важны”.

Третье — Потребности.

В-третьих, мы определяем, какие наши потребности связаны с теми чувствами, которые мы идентифицировали. Не выдавайте ваши потребности за действия других: “Мне нужно, чтобы ты перестал опаздывать”. Вместо этого осознайте свои потредности в сложившейся ситуации и назовите их: “Мне важно понимать, что наши собрания тебе важны, так как я трачу много времени пока организовываю их”.

Четвёртое — Просьба.

На этом этапе нужно сформировать просьбу исходя из наших потребнстей. Этот четвёртый компонент относится к пожеланию в адрес другого человека, которое могло бы обогатить нашу жизнь или сделать её более приятной. Помните, что пожелание не значит требование, поэтому будьте готовы к тому, что оно может быть не выполнено. “Мог бы ты мне сказать важны ли для тебя наши собрания и рассказать, как я могу помочь тебе перестать опаздывать на них?”

Важно отметить, что совсем не обязательно говорить человеку что именно нужно делать, чтобы дать обратную связь. Вместо этого вы можете спросить у него, какое он сам видит решение и предложить помочь найти его вместе.

Пятое — самое важное — преподносите обратную связь, как подарок!

Подарки ведь не дарят исподтишка или не кидают в лицо, и уж тем более, не тыкают ими в спину. Подарок готовят заранее, оформляют в красивую упаковку и торжественно вручают. Так же и с обратной связью. Потратьте время, чтобы её приготовить и порадуйте ею человека.

Что же получилось в итоге с обратной связью для опаздуна?

За последнюю неделю ты опоздал на пять собраний.
Я чувствую огорчение, потому что думаю, что ты опаздываешь, из-за того, что наши собрания для тебя не важны.
Мне важно понимать, что наши собрания тебе важны, так как я трачу много времени пока организовываю их.
Мог бы ты мне сказать важны ли для тебя наши собрания и рассказать, как я могу помочь тебе перестать опаздывать на них?

Данный метод взят из книги Маршалла Розенберга — “Язык жизни. Ненасильственное общение.” Если у вас появились вопросы или дополнения относительно конструктивной обратной связи, то смело можете их писать в комментариях.

--

--

Self-Unboxing

Онлайн сообщество для осознанной жизни и саморазвития.