Путешествие по Байкалу

Летом 2016 года команда клуба путешественников Навстречу организовала невероятное путешествие от Байкала до Катманду — Семь Чудес Азии (протяженность маршрута — более 8000 километров). Про Монголию, Китай, Тибет и Непал мы напишем чуть позже. А пока расскажем про Байкал!

Маршрут по Байкалу включал все самое интересное: Иркутск — КБЖД — Листвянка — Иркутск — Ольхон — Ушканьи острова — Чивыркуйский залив — Улан-Удэ.

Команда Навстречу на острове Ольхон на Байкале

Иркутск

Иркутск — столица Восточной Сибири, один из красивейших городов России!

Иркутский драматический театр — визитная карточка города.

Перелет из Москвы в Иркутск занимает 5–6 часов в зависимости от самолета и авиакомпании. Цена билетов на июль 2016 года — 30000-35000 рублей на человека туда-обратно.

После перелета вся команда хотела спать — это обычное дело после перемещения на восток. После размещения в гостинице и непродолжительного сна мы отправились на прогулку по историческому центру, где еще сохранились старые деревянные дома.

Основные достопримечательности города: Нижняя набережная, место, где стоял Иркутский острог, Сквер им. Кирова, особняки декабристов Трубецкого и Волконского.

Дом-музей декабриста Трубецкого

Мы прогулялись по улицам, сохранившим колорит конца 19 столетия, где люди в век инстаграма и биткоинов ходят на колонку за водой.

Жители деревянных домов центра Иркутска до сих пор ходят за водой на колонку!

Напоследок заглянули в 130 квартал — совершенно новый район , построенный к 350-летию города в самом его центре. Архитекторы постарались воссоздать пешеходную зону с деревянными домами “под старину”, вызвав многочисленные споры на эту тему.

Мифический Бабр — символ Иркутской области

Где жить в Иркутске

Вариантов размещения в городе достаточно. Мы остановились в отеле Арт-Хаус в самом центре Иркутска. Однако ребятам отель не понравился — слишком шумно от грохота трамваев, туалеты в каких-то странных чуланах. В общем, видно что создатели отеля стараются как могут, но о комфорте говорить сложно. Более комфортные варианты, но гораздо дороже: Marriott Irkutsk, Sayen, Европа.

Кругобайкальская железная дорога

КБЖД — символ инженерной мысли, место, в котором соединились Москва и Владивосток по железнодорожной ветке в 1904 году! Функциональность, красота и прочность построек этого участка Транссиба поражает даже сейчас!

Вопреки названию — дорога не опоясывает Байкал по периметру, а идет только по западной стороне озера и далее сворачивает к Улан-Уде

Стоимость путешествия по КБЖД от 3500 до 4000 рублей в зависимости от класса обслуживания.

Побывать на Кругобайкальской железной дороге нужно обязательно — особенно тем, кто интересуется архитектурой!

Один из самых дорогостоящих вокзалов в России — Слюдянка- здание полностью выполнено из мрамора!

Сейчас поезда по Транссибу идут по ветке, построенной в 50-х годах ХХ века — это сократило путь почти на 8 часов! Старая же Кругобайкалка используется только для туристических целей и доставки жителей по вымирающим селам. Поезд делает несколько остановок, во время которых которых можно погулять, купить сувениры, пообедать и даже искупаться!

После прибытия в Порт Байкал — именно тут, у истока Ангары, сейчас заканчивается ветка, — пассажиров поезда рассаживают на паромы и доставляют на противоположный берег в Листвянку и далее автобусами в Иркутск, но мы в этот день остались в Листвянке, чтобы наутро отправиться на знакомство с достопримечательностями поселка.

Листвянка

В Листвянке мы посетили Байкальский музей, здесь интересно рассказывают об истории озера и жизни его обитателей. Побывали на смотровой площадке Камень Черского, откуда открывается вид на исток Ангары (камень назван в честь крупнейшего исследователя Байкала, поляка Яна Черского — именно он подсчитал количество всех рек, речушек и притоков впадающих в озеро, их кстати аж 544!). После мы отправились в музей деревянного зодчества “Тальцы” . Здесь можно увидеть оригинальную привратную церковь XVII века, или одну из башен Илимского острога, перевезенную на берег Ангары перед затоплением территорий, где эта башня стояла раньше.

Музей деревянного зодчества “Тальцы” — один из лучших этнографических музеев под открытым небом в России

Где остановиться в Листвянке

Мы остановились в Усадьбе Демидова — новый современный комплекс со всеми благами цивилизации. Также стоит обратить внимание на такие места размещения как: отель Gold, Байкальские терема, отель Маяк.

Остров Ольхон

Ольхон означает “немного леса”

До Ольхона добрались относительно быстро, а вот перебраться на него с материка оказалось весьма сложно. Очередь на паромной переправе огромная и неорганизованная: кто-то пролезает без очереди, кто-то (опытный) берет вещи и без машины переправляется на тот берег, а там его уже встречает транспорт и везет на нужную базу, а кто-то, как мы, стоит и считает всех коров в округе и ждет своего часа, когда можно будет заехать на машине на паром. Одновременно на паром помещается до 10 автомобилей. Интервал движения паромов — раз в 30 минут. Среднее время ожидания на паромной переправе 3–5 часов, но рекорд был поставлен в августе 2016, когда очередь растянулась почти на сутки!

Обрядовые столбы на Ольхоне возле Шаман-скалы

На Ольхоне мы посетили основные достопримечательности, встретили закат у Шаман-скалы, погуляли по главному поселку острова — Хужиру, а на следующий день на “буханке” отправились на самый север острова — знаменитый Мыс Хобой.

Мыс Хобой

Красота северного Ольхона ничуть не уступает мировым местам туристического притяжения. Да и сам Байкал привлекает все больше и больше туристов, в том числе иностранцев (больше всего из Китая, конечно). Уровень сервиса тоже неуклонно растет, что не может не радовать.

Где остановиться на Ольхоне

В этот раз мы выбрали базу “Байкалов острог” — очень приятное место. Также из интересного: Baikal view hotel и излюбленное место иностранцев Усадьба Никиты Бенчарова.

Переход по Байкалу

На следующий день мы сели на наш кораблик и отправились в путешествие по озеру до Чивыркуйского залива, расположенного на противоположном берегу. Кораблик очень тихоходный, так что мы смогли изучить каждый сантиметр береговой линии. По пути сделали остановку в Ушканьих островах — месте обитания байкальской нерпы. Здесь же находятся самые большие муравейники в России.

До сих пор среди учёных нет единой точки зрения, как это животное попало в Байкал. Большинство исследователей придерживаются точки зрения И. Д. Черского о том, что нерпа проникла в Байкал из Ледовитого океана через систему рек Енисей-Ангара в ледниковую эпоху, одновременно с байкальским омулем. Другие учёные не исключают возможности её проникновения по Лене, в которую, как предполагают, был сток из Байкала.

Для перехода по Байкалу нужно арендовать катер (как правило, его предлагают с полным пансионом, в большинство катеров курсирующих по Байкалу помещается не более 12 человек, но, конечно, есть и более вместительные суда. Заказывать катер лучше за 3–4 месяца до поездки. Стоимость нашего “Ярославца” составила 90000 рублей). Заказать катер по Байкалу!

Команда “Навстречу” на Байкале
Корабль типа “Ярославец” вмещает до 12 пассажиров. От Хужира до Чивыркуйского залива 8–10 часов ходу.
На острове отличная организация. Дорожки, места для наблюдения, единение с природой!
Байкальские нерпы. Автор видео: Антон Божко.

Вдоволь насмотревшись на нерп, мы продолжили путешествие в Чивыркуйский залив. Обойдя полуостров Святой нос, подошли к Лысому камню — острову, где проживают сотни тысяч бакланов и чаек — настоящий птичий город!

Вход в Чивыркуйский залив
Голые деревья на Лысом острове

К вечеру мы причалили к нашей плавучей базе.

База в Чивыркуйском заливе

Если вам представится возможность побывать на Байкале, не пожалейте 3–4 дня и обязательно проведите их в Чивыркуйском заливе — это уединенное красивое место, где можно отдохнуть душой и телом, а персонал базы сделает все, пребывание здесь вам понравилось!

База на Чивыркуйском заливе — Экотур.

Три последующих дня мы отдыхали, расслаблялись и наслаждались природой.

В свободное время можно отправится в поход!
Сибирский лес уникален — наполняет чистым воздухом и энергией!
Одна из достопримечательностей Чивыркуйского залива — горячие источники бухты Змеевая

Дальше наш путь лежал в Улан-Удэ.

Улан-Удэ

Вид на Улан-Удэ с Лысой горы

После осмотра города мы забрались на Лысую гору, откуда открывается прекрасный вид, и посетили буддийский монастырь Ринпоче Багша.

На следующий день мыотправились в один из главных центров буддизма России - Иволгинский дацан. Этот монастырь — прекрасное место для знакомства с буддизмом и бурятской культурой. Один из монахов провел для нас экскурсию по основным храмам, а все желающие смогли поклониться нетленному телу Великого Учителя Даши-Доржо Итигелова. По легенде, летом 1927 года Итигэлов сел в позу лотоса и позвал своих учеников. Он дал им последнее наставление (навестить его тело через 75 лет), начал читать молитву и ушел в нирвану. Так его и «похоронили» в позе лотоса, поместив тело в кедровый куб.

Спустя годы ламы извлекли тело Учителя из саркофага и увидели, что оно осталось нетленным. Впоследствии его ещё несколько раз доставали из бочки — результат оставался прежним. В 2002 году, выполнив необходимые ритуальные действия, тело Итигэлова перенесли в Иволгинский дацан.

Ученые исследовали образцы волос, ногтей и кожи Итигэлова. Результаты лабораторных исследований шокировали: характеристики тканей соответствовали прижизненным. Более того, за 75 лет тело ламы совсем не деформировалось. Учитель по-прежнему сидит в позе лотоса, а ламы, ухаживающие за ним, утверждают, что у него меняется температура тела, а в дни поклонений даже проступает испарина.

Бурятия наравне с Калмыкией — центр буддисткой культуры России

Утром следующего дня наша дружная команда простилась со славным Улан-Удэ, часть полетела в Москву, а часть продолжила путешествие в Монголию, но об этом — в следующий раз!

Разъезжаемся. Кто-куда

Посмотреть альбом экспедиции.

Актуальные путешествия по Байкалу тут.

Отдельная благодарность нашему другу, блогеру и участнику поездки Антону Божко за подробное и интересное описание деталей путешествия — его посты о Байкале вы можете прочитать ниже по ссылкам: Пролог, Прогулка по Иркутску (часть 1), Кругобайкальская железная дорога, Листвянка и Тальцы, Прогулка по Иркутску (часть 2), Ольхон. Прогулка по Хужиру, Ольхон. Мыс Бурхан, Ольхон. Мыс Хобой, Переход от Ольхона до Чивыркуйского залива, Улан-Удэ.