Дорогая редакция и все-все-все

2014 год стал поистине нелёгким для всех российских медиа — 8 законов, так или иначе, но влияющих на работу СМИ, блогеров и пользователей социальный сетей, были приняты Госдумой или подписаны президентом.
В прошлом году журналистам пришлось воздерживаться от, видимо, привычных призывов к экстремизму и сепаратизму (каких именно до сих пор в ключевой момент решает Следственный комитет РФ) и учиться тщательнее скрывать нецензурную брань. Некоторые блогеры за свою популярность будут приравнены по ответственности к СМИ, а, следовательно, будут должны исполнять всё вышеперечисленное в своих блогах и на личных страницах. На грани фола оказываются и кабельные телеканалы — в начале года был принят и тут же отменён обновленный закон о рекламе, который разрешал транслировать рекламу только в случае присутствия в эфире не менее 75% отечественного контента. Если бы не вмешательство президента, то некоторым телеканалам пришлось бы либо закрыться, либо выполнить предписания, либо жить исключительно за счёт поддержки инвесторов. Подобные реформы безоговорочно убрали бы зарубежные каналы типа BBC из российских телевизоров (CNN, например, уже успел уйти из России и вернуться обратно). Однако никто не отменял закон, согласно которому с 2017 года инвесторам с иностранным происхождением нельзя будет иметь на руках более 20% акций каких-либо СМИ. Это значит, что контроль телевещания полностью перейдёт в руки российских управленцев.

Задуматься о своих поступках в сети придётся даже рядовым пользователям Рунета, ведь уже с осени все личные данные и вышеупомянутые призывы к экстремизму также могут быть отслежены компетентными органами благодаря закону о персональных данных, которым место теперь только на российских серверах. В довесок ко всему перечисленному стоит напомнить, что не стоит забывать о происхождении любимых книг, софта, музыки и фильмов — активно набирает обороты антипиратский закон, обрастая всё новыми причудливыми дополнениями.

Но, даже не смотря на всё это, причиной закрытия или реформирования некоторых российских, наиболее независимых СМИ в 2014 году становились малопонятные доводы вроде «великий редактор» или «слабые космисты». При этом будет невежливо умолчать о том, что в этом году удалось запуститься нескольким хорошим новостным и информационным интернет-изданиям. В общем и целом, стоило бы разобраться, как прошел прошедший «антимедиа»-год и подвести небольшие итоги.

Недорогая, но вежливая

Пожалуй, самым громким медиаскандалом в России за последние несколько лет стало увольнение главного редактора “Ленты” Галины Тимченко.

12 марта 2014 года в 12:17 на сайте Роскомнадзора была опубликовано предупреждение изданию Lenta.ru. Поводом для этого послужило опубликованное интервью специального корреспондента Ильи Азара с лидером киевского отделения «Правого сектора» и содержащаяся в нём ссылка на запрещённый в России материал «Дмитро Ярош: Рано или поздно, но нам придётся воевать с Московской империей». Новость о предупреждении среди российских медиа вызвала большой резонанс, вызванный фактически прямым давлением на журналистику.
Спустя ровно четыре часа ситуация приняла кардинальный поворот : глава холдинга «Рамблер» Александр Мамут уволил главного редактора издания Галину Тимченко, занимавшую эту должность в течение 10 лет. Официальная причина и какие-либо подробности разговора между Мамутом и Тимченко неизвестны, однако ключевой формулировкой увольнения, по словам самой Тимченко, стало

«Галя, вы — великий редактор»

Ситуация получилась уникальная : владелец холдинга в обход гендиректора «Ленты.ру» и закона о СМИ уволил главного редактора новостного издания, занимающего лидирующие позиции не только в России, но и в Европе. В теории, такая практика неприемлема для новостных изданий и характеризует случившееся как акт цензуры, недопустимой конституцией РФ.

Сразу после того, как стало известно о смене главного редактора, на сайте издания появилось открытое письмо редакции, утверждавшее о давлении на коллектив со стороны акционеров и руководства холдинга по политическим причинам. К слову, такого же мнения придерживался и весь российский медиарынок.
На место Галины Тимченко сразу же был назначен заместитель генерального директора «Афиша-Рамблер-SUP» по внешним коммуникациям, бывший главный редактор издания «Взгляд.ру» Алексей Гореславский. На редакторской планёрке, ставшей для Гореславского первой, а для Тимченко последней, он не смог объяснить ничего про будущий курс издания и причину смены руководителя, ссылаясь на то, что узнал обо всём только за несколько часов до произошедшего.

Уже на следующий день на стол нового руководителя легло 39 заявлений об увольнении. Тогда же Александр Мамут, также без объяснения причин, принял решение об увольнении директора «Ленты.ру» Юлии Миндер, на место которой пришёл финансовый директор холдинга Андрей Соломенник.

К концу марта «Ленту.ру» покинул фактически весь старый редакторский и технический штат, быстро найдя работу как в СМИ (и не только российских), так и задействовав себя в других сферах деятельности. Например, Александр Амзин после аналитического отдела «Ленты.ру», занялся медиаконсалтингом в своём агентстве «Алекс и Алекс» и запустил издание «Мы и Жо», экс-начальник текстового контроля Дмитрий Иванов перешёл в РБК и продолжил преподавать в МГУ, а редактор Василий Логинов переключился на преподавание в ВКС-International House.

Многие ушли в СМИ. Кто-то ушёл в Forbes, другие в «Ведомости», третьи в РБК — журналисты и редакторы разбрелись по самым разным изданиям. К слову, РБК укрепили свои позиции и заняли первое место среди интернет-СМИ, опередив «Ленту.ру», которая до этого 3 года подряд сохраняла лидерство по данным «Медиалогии». А недавний перезапуск сайта «Ведомостей» провела бывшая техническая команда «Ленты.ру» во главе с Зауром Абасмирзоевым.

За прошедший год «Дорогой редакцией» благодаря Ивану Колпакову была выпущена собственная автобиографическая книга, бывшее сообщество «Ленты.ру» во «ВКонтакте» было отдано в руки читателей и превратилось в самобытное интернет-СМИ «Лентач». Переместившись в Ригу подальше от неспокойного российского законодательства, Галина Тимченко вместе с Ильёй Красильщиком долго держали интригу, а в октябре запустили новое издание, о котором будет рассказано ниже.

Я решил узнать у некоторых бывших сотрудников “Ленты.ру” о том, как сложилась их жизнь после смены места работы и видят ли они будущее у российских новостных СМИ:

Иван Яковина — ранее редактор рубрики «Мир», теперь журналист Громадське ТВ и издания “Новое Время”

Я переехал на Украину, нашел себе работу тут, в эпицентре событий. Существенных изменений не произошло. Что касается российских СМИ — не знаю, отсюда сложно судить. Мое ощущение — ничего хорошего им не светит, немногие свободные будут закрываться.
Один раз в мой журнал пришло предупреждение Роскомнадзора о недопустимой публикации на сайте. А вообще, тут (в Украине — прим. ред.) СМИ не давят, проблема в другом — в воюющей стране у многих журналистов появляется самоцензура.

Игорь Белкин — ранее продюсер новых медиа, теперь со-основатель SMM-агентства “Мохнатый Сыр”

Жизнь сложилась замечательно! Мы с коллегами Андреем Коняевым и Игорем Петрушовым создали агентство “Мохнатый сыр”, которое дарит людям счастье и радость, придумали “Образовач”, который себя прекрасно чувствует и, вообще, натворили много добра. Сейчас я перебрался в Штаты и буду продолжать карьеру уже здесь.

Будущее СМИ в России не вижу — смог сильный.

Заур Абасмирзоев — ранее технический директор “Ленты.Ру”, теперь техдиректор “Ведомостей”

После ухода первое время было тяжело. Всё-таки труд многих лет, и главное: столько не сделано. Но постепенно стали втягиваться в рабочий процесс “Ведомостей”. Невероятно огромный пласт работы — переделка инструментов для сотен коллег и миллионов пользователей. А это как раз то что надо. Мы попали из одного доброго коллектива в другой. Считаю, что нам очень повезло.

Илья Азар — ранее специальный корреспондент “Ленты.Ру”, теперь спецкор “Медузы”.

Новость об увольнении Галины Тимченко застала меня во Львове во время подготовки к очередному интервью. Как обухом по голове получил. Вечером в чужом городе даже не с кем было выпить, и я очень переживал, что не был со своими всю ту неделю между увольнением Гали и уходом всех остальных сотрудников «Ленты».

Об уходе из «Ленты» не жалею, оставаться там было нельзя, ведь ее отклонение от стандартов независимой и качественной журналистики при новом главреде было предсказуемо.

После небольшого переходного периода я снова работаю с немалой частью команды «Ленты» в новом проекте «Медузе”. Моя работа практически не изменилась — как был спецкором, так и остался. Только опять-таки не хватает редакции и ребят, потому что они сидят в Риге, а я в Москве.

Будущее СМИ в России туманное и тревожное. К выборам 2016–2018 годов зачистить могут уже всех. Вот редакция «Медузы» уже переехала в Ригу, и если все будет совсем печально, ее примеру могут последовать и другие.

Даниил Туровский — ранее специальный корреспондент “Ленты.Ру”, теперь спецкор “Медузы”.

Все неплохо сложилось, хотя тогда (и в первые дни, и первые недели), конечно, казалось, что все, жизнь кончилась, идти некуда, работать негде. Собирался устроиться в книжный даже. Я это время использовал, чтобы книжку небольшую написать. Такой важный был перерыв, чтобы понять — насколько я люблю свою работу, насколько интересно работать репортером, когда тебе дают им работать. Сейчас я в «Медузе» почти в той же команде что была в «Ленте». Вообще, есть ощущение, что нашему примеру последуют и другие издания, наверняка, кто-нибудь с командой переберется в Израиль, наверняка, кто-нибудь переберется в Прибалтику.

Кого ещё мы потеряли за этот год?

РИА Новости

«Оперативность, объективность, независимость от политической конъюнктуры»

Светлана Миронюк, бывший главный редактор РАМИ “РИА Новости”

Первой ласточкой грядущих перемен стало расформирование российского агентства международной информации «РИА Новости» и увольнение с поста главного редактора Светланы Миронюк. Основная причина ликвидации — «повышение эффективности деятельности государственных СМИ». Хотя стоит отметить, что именно за 7 лет руководства Миронюк РИА достигли наибольших успехов по сравнению со своими государственными конкурентами— ТАССом и Интерфаксом — заслужив уважение даже среди представителей независимых СМИ.
За три месяца «РИА Новости» превратились в МИА «Россия сегодня», генеральным директором которого стал известный ведущий и топ-менеджер ВГТРК Дмитрий Киселёв. Место главного редактора заняла Маргарита Симонян — главред канала «Russia Today», также известного своей «кремлёвской» объективностью. Переход к реформам «экономической эффективности» коснулся и других подразделений агентства — была закрыта старейшая в России англоязычная газета «Moscow Times» и отпущено в свободное плавание РАПСИ, освещавшее все судебные процессы, в том числе и оппозиционные.

Последнее слово Светланы Миронюк редакции “РИА Новости”

РУССКАЯ ПЛАНЕТА

«Космисты вы, ребята, слабые»

Одна из прощальных фотографий старой редакции “Русской Планеты”

В начале декабря владелец интернет-издания«Русская планета» — подмосковная строительная компания «Мортон» — принял решение об увольнении одного из основателей ресурса Павла Пряникова с поста главного редактора. Причины разногласия были озвучены достаточно прямо — излишне либеральная позиция редакции при освещении конфликта на Украине.

Новость оказалась весьма неожиданной, но еще более неожиданным стало обоснование такой рокировки директором издания Александром Исаевым: по его словам, журналисты издания оказались «слабыми космистами» и со своей задачей не справилась. И это, несмотря на то что за 5 лет существования, под руководством Павла Пряникова, редакцией РП было создано наиболее объективное из «левых» изданий Рунета. Как и в случае с Лентой, большая часть редакции покинула издание, собравшись в поисках работы на сайте zima.media. А уже в январе стало известно о назначении Павла Пряникова на должность заместителя главного редактора “Ленты.ру”. Ирония судьбы, не иначе.


ТВ2

«Хроника необъявленной войны»

Пикет в Томске в поддержку вещания телеканала ТВ2. Фото: http://zaych361.livejournal.com/49605.html

Ещё одним медиа, попавшим под удар в прошлом году, оказался томский телеканал ТВ2, заслуживший за годы работы 20 статуэток ТЭФИ и признание многих телезрителей за пределами Томской области. Но для томичей канал известен, прежде всего, множеством резонансных сюжетов и репортажей, затрагивающих не только городские, но и областные власти.

Первые проблемы у канала начались с приходом к власти нового губернатора Томской области Сергея Жвачкина еще в 2012 году, после чего были внезапно оборваны все контакты с различными городскими департаментами, а крупные игроки рекламного рынка отказались от работы с каналом. Но началом конца стал апрель 2014 года, когда каналу неожиданно пришлось приостановить телевизионное вещание по техническим причинам (официально — поломка фидера). Такой вариант вызывал у многих сомнения, а главный редактор Russia Today Маргарита Симонян и вовсе заявила в эфире “Эха Москвы”, что “совершенно очевидно, что дело там не в передатчике”. На устранение “поломки” ушло немало времени, в течение которого Роскомнадзор успело выслать предписание о нарушении, хотя устранение проблем было в компетенции Томского ОРТПЦ. В начале июня, после разбирательств и митингов, вещание возобновилось.

В начале ноября канал томский вещательный центр неожиданно объявил о разрыве договора с ТВ2. При этом, запросив у РКН продление лицензии в начале декабря, канал получил разрешение до 2025 года, что вносило еще больше непонимания в сложившуюся ситуацию. Но уже через неделю лицензия перестала быть доводом к вещанию — ведомство отозвало разрешение, сославшись на ошибку. В итоге телеканалу оставалось вещать в “метре” до 1 января 2015 года, а в “кабеле” до 8 февраля. Ни многочисленные митинги, ни иски и запросы в различные инстанции ситуацию не прояснили и не исправили — канал прекратил вещание согласно предписаниям.

На сегодняшний день канал работает в качестве новостного интернет-агентства, поддерживаемого фондом “Среда” и продолжающего судебные тяжбы в поисках правды.

Последний телевизионный выпуск передачи “Час Пик”, посвящённый истории телеканала

ДОЖДЬ

«Нужно ли было сдать Ленинград, чтобы сберечь сотни тысяч жизней?»

Официальный сайт телеканала “Дождь” с опросом о блокаде tvrain.ru

В этом списке отдельно стоит отметить еще одно резонансный процесс — активное давление на телеканал «Дождь», разместившего в январе спорный опрос о блокаде Ленинграда. Ситуация быстро набрала критические обороты и переросла в феноменальный скандал. Фактически в одночасье от «Дождя» отказалось большинство кабельных сетей и операторов, что повлекло за собой экономический дисбаланс и угрозу закрытия канала. Кое-как удерживаясь на плаву, редакция получила следующий удар: арендаторы фабрики «Красный Октябрь», где располагалась студия, отказали каналу в продлении аренды помещений, тем самым поставив канал перед фактом выселения. В силу складывающейся ситуации руководством канала был пересмотрен экономический план и произведен переход на подписную модель вещания. «Дождь» фактически оказался на грани закрытия, особенно после принятия вышеупомянутого закона о рекламе. Однако, в процессе переезда канала на дизайн-завод «Флакон», канал получил грант от фонда “Среда”. Также стало известно об отмене поправок к закону, что немного облегчило существование канала.
Возможно, рано говорить о потере «Дождя» как важного новостного ресурса, но закрадывается сомнение в том, что на народном донате без полноценного спонсирования канал не сможет долго получать должное развитие.


ТАКЖЕ СТОИТ УПОМЯНУТЬ:

· февраль — увольнение Юрия Федутинова с поста генерального директора «Эхо Москвы»;

· март — блокировки сайтов Грани.ру, Каспаров.ру и Ежедневного журнала;

· март — начало тотальных блокировок блогов Алексея Навального;

· август — закрытие «Недели» с Марианной Максимовской на канале РЕН;

· август — конфликт Игоря Сечина с несколькими изданиями;

· ноябрь — уход CNN из России из-за изменений в законе о СМИ;

· ноябрь — конфликт акционеров и редакции «Эхо Москвы», создание кодекса журналистской этики в соцсетях;

· ноябрь-декабрь — неоднозначная смена руководства Коммерсанта;


Кого мы приобрели за этот год?

ЙОД

«Восполняет дефицит информации»

Флэшмоб, приуроченный к запуску Йода

Первым, кто смог порадовать нас чем-то новым, оказался запущенный в июле «Йод» — результат ребрендинга «Yopolis News», принадлежащего компании по развитию «умных» городов «Йополис». «Йод» изначально показал себя как альтернативной журналистики, в котором автором любой горожанин, работающий в связке с профессиональной редактурой издания. В фокусе издания всегда острые социальные темы, новости и события, касающиеся обычных жителей России, от Калининграда до Владивостока. При этом всём, плотно сотрудничая с крупными ньюсмейкерами, издание освещает все ключевые события, в том числе и те, что остаются вне повестки федеральных СМИ.

К концу года сайт заслуженно оказался в топе 30 самых цитируемых Интернет-ресурсов по статистике «Медиалогии».


МЕДИАЗОНА

«Целая симфония проблем, которые превращают безымянного гражданина N в безликого заключенного K.»

Мария Алёхина и Надежда Толоконникова, основатели Медиазоны

Издание, основанное Надеждой Толоконниковой, Марией Алёхиной и их правозащитной организацией «Зона Права», работает в направлении, которое девушки знают не понаслышке — судебные процессы и правовая защита. Помочь Толоконниковой и Алёхиной решились бывшие сотрудники «Русской планеты», «Дождя», «Большого Города» и других российских СМИ. Издание очень быстро нашло источник финансирования в лице нескольких международных культурных и правозащитных организаций. На сегодняшний день это, пожалуй, уникальное издание, занявшее нишу, которую практически вряд ли кто-то еще осмелится освоить.


ОТКРЫТАЯ РОССИЯ

«Возможность объединиться и попытаться сделать все для того, чтобы Россия вернулась на европейский путь развития и стала страной, в которой не стыдно жить»

Логотип проекта “Открытая Россия”

Проект Михаила Ходорковского «Открытая Россия» был основан еще в 2001 году, однако через 5 лет был заморожен и перезапущен только в сентябре 2014 года. Вместе с перезапуском проекта открылась и одноимённая интернет-площадка, изначально работавшая в режиме он-лайн на различных тематических форумах и мероприятиях, посвящённых проблемам России и ее европейскому пути развития. На сегодняшний день сайт «Открытой России» не только ведет различные трансляции, но и освещает ключевые события в России. Проект направлен на работу с различными экспертами и ньюсмейкерами, при этом намерен привлекать «активную, европейски настроенную часть населения», с которой и планируется создать площадку для обсуждения свободы слова и свободы в России как таковой.


МЕДУЗА

«Теперь вам есть что читать»

Превью издания Meduza перед запуском

Пожалуй, самое ожидаемое и, пожалуй, самое амбициозное русскоязычное медиа года, запущенное экс-главредом Ленты.ру Галиной Тимченко и большой частью её бывшей команды. Переместившись в Ригу, подальше от неспокойного российского законодательства, Тимченко вместе с Ильёй Красильщиком долго держали интригу, меняли инвесторов, а в октябре запустили издание, набравшее свой первый миллион посетителей уже через 20 дней, а второй в январе 2015 года.

«Медуза» занимается «информационным прожиточным минимумом» — объяснительной журналистикой, агрегируя новости и сюжеты из российских и зарубежных изданий. При этом редакция не забывает про собственные сюжеты, за которые отвечают уже известные нам Андрей Козенко, Даниил Туровский и Илья Азар. Репортажи последнего, к слову, уже успели стать притчей во языцех, благодаря их десятитысячным объёмам.

Ну и Шапито. Конечно же, Шапито.


Как видно, год выдался «богатым» на события. Под удар попадают крупнейшие издания, а запустить получается что-то небольшое. Становится ясно, что уже никто не скрывает причин давления на СМИ. Никто не прикрывается защитой от экстремизма или педофилии, все начинают говорить прямо — нужно больше патриотизма, космизма и православного воспитания. Спасибо хотя бы за честность.

СМИ — патриотические, космизмовые, твои.

With a little help of my friends,

Никита Бугаев