О сепарационных референдумах

К разговорам о судьбе Крыма

Здравствуйте,

Коли на Ваши вопросы не ответил Антон, попытаюсь на них ответить я. Вы не против? Если не против, то вот мои ответы:

I. «Что будет, если кто-то захочет провести честный референдум в Калининграде, в Чечне и на Сахалине?»

Референдумы о сепарации ведь не проводятся с бухты-барахты. Для этого нужны правовые основания. Мне известно два основных правовых основания проведения сепарационного референдума:

1. Решение о референдуме, принятое в соответствии с конституцией государства

Такой референдум о сепарации Шотландии от Великобритании прошёл недавно, соответственно, в Великобритании.

2. Решение о референдуме в случае утраты государством признаков государственности

Например, когда у государства появляется новая власть, получившая эту самую власть незаконным способом. Ведь народы, самоопределяясь, принимают конституцию, где устанавливают порядок образования законной власти в государстве. Если конституция в результате госпереворота утратила юридическую силу, у народов снова возникает право на самоопределение.

Или почему Вы думаете, что весь народ должен пойти под незаконную власть? Давайте представим, что в результате госпереворота Президентом Украины стал, например, Олег Царёв. А жители Галичины не приняли бы это обстоятельство и сепарировались бы. Вы бы выступали и против этой сепарации?

Не всякая незаконная власть нелигитимна. Однако её легитимность надо установить. Для этого необходимо провести референдум. В идеале, это должно быть всенародное голосование о новой конституции. Именно так поступил Ельцин почти немедленно после совершения вооружённого госпереворота. И так его власть получила легитимность. Ельцин мне сильно не по душе, но для оспаривания легитимности его власти правовых оснований не нахожу.

Иная ситуация произошла на Украине в результате госпереворота 22-23.02.2014. Никто не торопился проводить всенародное голосование (референдум) о принятии новой конституции Украины. Его подменили выборами нового президента. Но такие выборы нельзя признать законными, ибо они не основаны на Конституции Украины.

Правовых оснований для проведения сепарационных референдумов в Калининграде, в Чечне и на Сахалине сегодня нет.

В марте 2003 года в Чечне был проведён референдум, на котором была принята Конституция ЧР, но который я оцениваю как сепарационный и, строго говоря, незаконный. Дотоле у меня было понимание, что Чечне лучше сепарироваться от России, что никогда мы не будем жить в мире. Это понимание у меня появилось в результате инет-бесед с чеченцами с 1998 по 2003 годы. Похоже, я ошибся.

Правовых оснований для сепарационных референдумов в Калининграде, в Чечне и на Сахалине нет потому, что народы в этих местах уже самоопределились. После самоопределения вступает в силу принцип территориальной целостности. Предлагаю Вам подумать об этом с точки зрения здравого смысла. Как Вы себе представляете результаты сепарационных референдумов, которые можно проводить на территории государства в любом месте и в любое время?

II. «Украина имеет моральное право вернуть военным путём полуостров, захваченный у неё военным путём».

В праве вообще и особенно в международном публичном праве есть такой принцип-джокер: «Кто сильнее, тот и прав». Нет и не может быть такого, чтобы был прав тот, кто слабее. Я этого даже представить, сфантазировать не могу.

Поэтому, конечно же, любое государство вправе получить желаемое военным путём. При одном условии — если оно сильнее всех своих противников. Именно так поступают «США» и будут так поступать, пока будут иметь возможность так поступать.

Ну и, тут есть вот ещё какой аспект. Поддержит ли население Крыма эту аннексию? Будет ли оно ей радо? Или Вы считаете это обстоятельство не имеющим значение в контексте Вашей темы?

--

Виталий Иванович Иванов

Если Вам понравился этот текст, нажмите, пожалуйста, ниже кнопку «Рекомендовать». Тогда другие читатели также смогут его прочитать. Чтобы читать другие мои тексты, подпишитесь на этот блог.

Я в Твиттере: @Vitaliy_Ivanov
Моя группа «Мозговой шторм» в Telegram'e: https://telegram.me/joinchat/BPkTYD5JN318Rm5f1oQo3g
Лично можете написать мне в Telegram: @VitaliyII

--

--

Виталий Иванович Иванов

Торговец полезными советами. Профессия: советник. Специализация: системострой предпринимательской деятельности. Мой Telegram-канал: @Vatniks