infanta
6 min readApr 27, 2016

“Над пропастью во ржи”

Первое мое знакомство с этой книгой случилось на втором курсе. Еле дочитав до конца, я закрыла ее, полная возмущения, негодования и непонимания, чем так восхищается весь мир. Второй подход к этой книге случился на 10 лет позже. В поезде “Москва — Санкт-Петербург” я прикончила ее за ночь, рискуя каждую минуту разбудить всех соседей своим хохотом. Этот незатейливый эпизод объясняет древнюю мудрость “всему свое время”. Сложно читать и воспринимать логику подростка со всеми его максималистскими суждениями, присущими этому возрасту, пребывая в самом расцвете этого самого юношеского периода. Поэтому к главному герою книги, Холдену Колфилду, я тогда, будучи студенткой, осталась холодна:) Его эгоизм меня возмущал, раздражал и всю наивную прелесть его суждений я оценила только при втором прочтении. Прекрасное все-таки это время — юношество. Единственное время в жизни, когда ты уверен, что уже во всем разобрался. Все кажется одновременно простым и сложным, потому что мир делится на черное и белое. И ни в каких других его оттенках твоя пылкая натура пока еще не нуждается. Все это так замечательно описать получается, конечно, только у очень талантливых людей. И к Джерому Сэлинджеру это имеет самое непосредственное отношение. Я крайне счастлива, что талант этого автора мне все же приоткрылся, хотя и имел шанс остаться недосягаемым.

Что мы знаем о Джероме Сэлинджере?

Кое-что, но не более того, что знают все. Из общепризнанных фактов только то, что он был крайне нелюдим и на пике своей карьеры объявил об уходе из литературы. Поселился в глухой американской провинции, подальше от журналистов и вел крайне замкнутый образ жизни. Правда, надо сказать, что у меня совсем не сложилось такое ощущение после просмотра документального фильма о нем. В отзывах многие ругали режиссера фильма “Сэлинджер” в излишнем нагнетании, дескать, не таким уж нелюдимым он был. И несмотря на выводы, сделанные в фильме, все, что в нем показано говорит об обратном. Да, действительно жил в дали. Да, не общался с журналистами. Да, избегал светских выходов. Но при этом был довольно охотлив до женщин, имел семью, детей и те немногие, приближенные к его жизни, люди отзываются о нем как о вполне себе общительном человеке.

Теперь пара интересных фактов, связанных с именем писателя.

Факт №1. Несколько знаменитых убийств в ХХ веке произошло, по признанию самих убийц, под влиянием книги “Над пропастью во ржи”. Например, к ним относится убийца Джона Леннона Марк Дэвид Чепмен, сославшийся на суде на это произведение. В фильме “Глава 27” с Джаредом Лето в главной роли хорошо отражен этот факт. Очень кстати рекомендую и считаю, что его работа в этом фильме осталась абсолютно незаслуженно незамеченной.

Факт №2. Вдохновившись, прочитанным и просмотренным о Джероме Сэлинджере мне стало интересна информация, что называется, из первых рук. И я начала читать авторскую книгу его дочери Маргарет Сэлинджер “Над пропастью во сне: мой отец Дж.Д. Сэлинджер”. Вот где, на мой взгляд, настоящая тоска:) Не смогла осилить даже треть. Дочери совсем не передался талант отца легко и непринужденно излагать свои мысли. Ясно одно, быть дочерью талантливого человека непросто. Из того, что успела прочитать, поняла, что если и говорить кому о его нелюдимости, так это членам семьи. Довольно тягостное впечатление о ее детстве и обстановке в семье.

Факт №3. Писатель ушел от нас сравнительно недавно — в 2010 г. После чего тут же поднялась волна шумихи о том, что он завещал издать несколько своих произведений после смерти. Мир облетела эта новость, но на дворе 2016 г., а воз и ныне там. Ждем.

Фредерик Бегбедер и его Уна

А, вообще, весь недавний мой интерес к биографии Сэлинджера начался с книги Фредерика Бегбедера “Уна и Сэлинджер”. Собственно, этот текст тоже родился благодаря ей. В начале, в середине, в конце и еще несколько раз между строк автор напоминает читателю, что описанная в книге история — чистый вымысел. Вымысел — любовная переписка героев, вымысел — события романа. Не вымысел только его герои и отношения между ними. Доподлинно известно, что 22-летний Сэлинджер ухаживал за 16-летней Уной О’Нил — дочерью прославленного писателя. Молодой Сэлинджер был пылко влюблен в юную красавицу по воспоминаниям очевидцев, но история не получила своего развития. Сэлинджер уходит на войну, а Уна выходит замуж за Чарли Чаплина, рожает ему восьмерых детей и живут они долго и счастливо. Эту грустную историю автор взял за основу для своей книги и выдумал историю их любви в переписке. Пылкую, страстную, но все же выдуманную. Тысячу раз извиняется за свою задумку, хотя, на мой взгляд, она весьма удачная. Во всяком случае осуществил он ее очень достойно и роман сильно отличается от всего того, что Бегбедер издавал ранее. Чувствуется, что сам автор значительно вырос с тех пор как опубликовал “99 франков” и “Любовь живет три года”. Во всех смыслах. Поэтому книга читается на одном дыхании. Написана также легко, с юмором и иронией, как и “Над пропастью во ржи”. С глубоким уважением к фигуре писателя, его возлюбленной и тонкой грустью к тому, что все же эта история не случилась в жизни. Мне запомнился момент в книге, когда автор призывает нас посмотреть на ютюбе ролик Уны с ее первыми и последними в жизни пробами в кино. В этом эпизоде особенно чувствуется, что сам автор пока писал свое произведение влюбился как мальчишка в образ этой прекрасной девы. Я решила, что этому ролику самое место здесь, чтобы у всех, кому попадутся на глаза эти строки, было больше стимула все же прочитать эту замечательную книгу. Она, правда, достойна внимания. Вот ее главная героиня.

Посмотрели? И для завершения образа прекрасной Уны, вот ее цитата из книги: “Я хочу быть актрисой, потому что я неинтересна, потому что не знаю, кто я, и чувствую себя никакой, пустой, полой, потому что если меня просят оставаться собой, я не знаю, что это значит, потому что мне всегда хочется, чтобы кто-то другой подсказывал мне, что я должна говорить. Еще я хочу быть актрисой, чтобы все мне аплодировали и любили меня…” Забегая вперед скажу, что выйдя замуж в 18-летнем возрасте за довольно зрелого Чарли Чаплина, разменявшего к тому моменту шестой десяток, Уна наконец нашла в его лице своего несостоявшегося отца. Тот покинул ее мать, когда девочка была еще совсем маленькой и не выражал особого желания с ней общаться. От того, мне кажется, ее образ в книге столь трепетен и беззащитен и любому мужчине хочется защитить такую красоту. С Чаплиным они жили душа в душу до самой его смерти.

В чем Бегбедер остался верен себе, так это в острых, критических и местами циничных высказываниях о нашей нынешней действительности. Когда тоска по ушедшей романтической эпохе, в которую жили его герои, достигала своего пика в его душе. Например, мне запомнилась эта цитата: “… отныне мир населен страшно независимыми, неудовлетворенными существами; влюбленными, неспособными любить, овцами, которые не желают быть овцами, однако щиплют травку, предаваясь фантазиям в стороне от стада; короче идеальными клиентами для Фрейда, Будды, Fashion TV и Фейсбука”. Но эти острые цитаты столь немногочисленны по сравнению с другими его произведениями, что практически незаметны на фоне той светлой, но довольно зрелой романтики, которую он воспроизводит на страницах этой книги. Она по-юношески пылка, но при этом чувствуется, что написана рукой опытного человека. Одним словом, книга настолько впечатляет, что заставляет пускаться на поиски историй из жизни, фактов и событий, описанных в ней героев.

И вот таким вот образом в своих поисках я набрела на рассказ Джерома Сэлинджера “Хорошо ловится рыбка бананка” из цикла “Девять рассказов”. Меня так заворожило это название. Оно неоднократно мне встречалось, пока я смотрела документальный фильм и читала все вышеперечисленные книги. Он очень короткий, но настолько пронзительный. В нем описано всего три диалога, но так мастерски, что удается полностью воссоздать образы героев за короткие несколько страниц. Особенно примечателен диалог главного героя с маленькой девочкой, которой он рассказывает о волшебной рыбке бананке. На случай, если кто не проникнется, забегая вперед скажу, что на авторе очень сильно сказались годы, проведенные на войне, поэтому многое из его творчества неразрывно связано с этим временем. Главный герой рассказа только что с нее вернулся и пытается адаптироваться к новой мирной жизни.

Чем завершить, не знаю:) Разве что скажу, пока все это изучала, настолько прониклась всеми героями, реальными и вымышленными, что до сих пор пребываю под чарами какого-то волшебного послевкусия. Жизнь все-таки богаче любой выдумки автора и наших представлений о ней.