Словакия: почему стоит посетить обделенную вниманием страну. Часть первая

A nomad in the open sea
7 min readJan 9, 2018

Почему не стоит обходить вниманием Словакию, что пробовать там из блюд, о термальных источниках, некоторой схожести с крымскими пейзажами (и о схожести с Закарпатьем), а также о главном «гвозде» нашей поездки — Словацком рае!

Существует мнение, будто, каждый раз планируя поездку и выбирая страну для посещения, Словакию незаслуженно обходят стороной. Об этом в первую очередь свидетельствует не такое уж и регулярное транспортное сообщение, как можно убедиться из информации в Интернете. К слову сказать, во время пребывания в Словакии я ни разу не услышала русскую речь и только единожды украинский язык, несмотря на то, что приехали мы в туристическое место с демократическими ценами. Было много поляков, латвийцев, литовцев, были венгры, испанцы, ромы. Наши и русские, как оказалось, Словакию не особенно облюбовали, а в Братиславу люди заезжают преимущественно на несколько часов по пути в Вену.

А зря. По пейзажам Словакия не уступает Крыму — только без моря. Прочитала как-то цитату: «Словакия — это достойный ответ тем ленивым бездельникам, которые прикрываются отсутствием денег, чтобы не путешествовать».

На время путешествия в Словакию настоятельно рекомендуют арендовать авто. Мы отправились туда на автомобиле через Закарпатье, путь пролегал 200км южнее Ужгорода. Международный сервис аренды автомобилей — rentalcars.com

Изначально ключевым моментом и целью нашей поездки был раскинувшийся в Кошицком краю Словацкий рай — национальный парк и заповедник. Его локализация: Košický kraj, okres Spišská Nová Ves, Spišské Tomášovce. GPS: N48°56'25'’ E20°27'42'’. Расположен на востоке Словакии, недалеко от Низких и Высоких Татр. От Попрада до него 20 км. Если с арендой автомобиля не задалось, рекомендуют авиаперелет Киев-Попрад или поезд Ужгород-Москва до города Spišská Nová Ves.

Где мы остановились. Городок Грабушице (Hrabušice), что недалеко от кемпинга Подлесок, откуда начинаются многие маршруты. На каждом доме висят таблички «Ubytovanie», «Izba» и прочие. Сдают как отдельные комнаты в доме, так и весь этаж. Есть отдельные домики («избы») с небольшой кухней, спальней и санузлом, которые могут арендовать те путешественники, которые стремятся к полному уединению. Цены в среднем колеблются от €10 до €12 за человека за одну ночь. Можно найти и дешевле. Между тем, опытные путешественники советуют поисковик roomguru, где можно найти отели в Словакии.

Стоит упомянуть, что это была первая моя поездка такого плана — с походами в горы у меня как-то не сложилось еще с момента моего проживания в Крыму. Я всегда неохотно карабкалась где-то позади моей семьи, подолгу не могла восстановить дыхание и поднять себе настроение аж до завершения треклятой — как мне тогда казалось — вылазки в горы. Тогда мне казалось (и казалось, собственно, вплоть до этой поездки), что куда лучше вечно ходить с запрокинутой головой и разглядывать каждую архитектурную деталь на фризе ордера, рыскать в поисках интересных проулков и живописных внутренних двориков или — стандартно — просто отправиться на море. Горы никогда в мои wish-листы не вписывались. У меня до последнего времени даже не было соответствующей обуви — кроссовки с рельефной подошвой я приобрела впервые и специально по случаю поездки непосредственно за 2 дня до выезда.

Согласно «Travel more» и «Живем только раз, а увидеть нужно столько всего!», решаюсь на новый для меня формат поездки. О нем — ниже.

День первый. Попасть в Рай за 1,50 евро*. Расположившийся недалеко от Низких и Высоких Татр на востоке Словакии, Словацкий рай заслуженно считают самым красивым парком Восточной Европы. Это головокружительные подъемы по подвесным шатким лестницам, скользким металлическим ступеням прямо над шумящими под ногами водопадами; ущелья и узкие проходы; невероятные виды на вершине выбранного маршрута; эмоции и, наконец, восторг на верхней точке подъема и после спуска — маршрут остается позади, и пусть это не подъем на олимпийский Митикас (ну хорошо, даже Сколио), все же вы покорили его и, уставшие, с приятной болью в мышцах плететесь к снятому жилью, чтобы на следующее утро смеяться со вчерашних вздохов и невозможности подниматься дальше.

Словацкий рай — это без сомнений первая ступенька на пути тренировки силы духа и выдержки для дальнейших, более сложных маршрутов: вам придется пролазить по длинным лестницам сквозь ущелья на высоте около четырехэтажного здания, а под ногами будет бушевать водная стихия. Тем не менее, сюда приезжают люди разного возраста, есть как пожилые пешеходы, так и семьи с маленькими детьми.

Сюда приезжают люди разного возраста, есть как пожилые пешеходы, так и семьи с маленькими детьми.

В парке проложено почти 300 км маршрутов, здесь находится около 350 пещер, в том числе Добшинская пещера — самая большая ледяная пещера в Европе. Словацкий рай является заповедником, служит домом для редких видов животных и исчезающих по всему миру растений. Среди деревьев преобладает ель, береза, пихта и сосна.

Высота самой высокой точки на территории парка составляет 1545 м над уровнем моря (Предна-Голья). Площадь самого Словацкого рая — 197, 63 км².

Пешие походы в летний период здесь — главный активити. Кроме того, здесь можно заняться верховой ездой, полетах на параплане и небольших самолетах. Большим спросом пользуется велопрокат. Занимаются скалолазанием, а в зимнее время здесь катаются на лыжах.

Стоит этот «рай» весьма символическую сумму — всего €1,5 за входной билет в парк на целый день. Рекомендуют оформлять страховку (в случае ЧП вас заберут на самолете и доставят в медпункт с дальнейшим оказанием медицинской помощи), но, поскольку мы не нашли места ее оформления, наобум пошли и так. Смешно, но на вопрос, где ее можно оформить, нам показали на вершину предстоящего маршрута.

У кемпинга Подлесок (Podlesok) начинается множество маршрутов СР. Здесь расположена платная стоянка (€2), а сам кемпинг «обсажен» кафешками и сувенирными лавками с музыкой ветра.

На входе — большая карта, ее можно сфотографировать или взять аналогичную карту местности в инфо-центре. Маршруты обозначены разными цветами. Мы выбрали маршрут в урочище Суха Бела ( Suchá Belá).

Пик людей на треке в полдень. И, кажется, что это даже не плохо — никто не знал, как мы карабкались бы по тем лестницам над водой, не будь рядом потока людей: галдящих, так же, как и мы, переживающих. Кто-то кричал, поднимаясь все выше над поверхностью карстовых образований, а кто-то внизу энергично подбадривал товарища.

Все маршруты имеют одностороннее движение; в случае разбушевавшей и без того возбужденный мозг боязни высоты или клаустрофобии взять и сойти с маршрута, просто спустившись в обратном направлении, не выйдет.

С вершины открываются красивые виды.

Еще немного пейзажей Словакии, которые несомненно заслуживают того, чтобы эту страну посетить.

Итог. Развлечение для человеков-пауков и тренировка икроножных мышц за смешную стоимость. Красивая флора, во время подъема не испытываешь жары, чему способствует густой лес. Пообедать можно сразу после спуска в кафе.

• — цены указаны на период лета 2017 года.