Дилемма живой истории

Армянская церковь в Дакке

Kiragos Akhtamerkian
3 min readJun 9, 2014

Готовясь к обстоятельному рассказу о торговых сетях армян из Новой Джульфы, я случайно наткнулся на ​недавний материал из «Армянского репортёра», посвящённый бангладешской григорианской ​церкви Сурб Арутюн. Построена она была в 1781-м году в Дакке — ныне многомиллионной столичной агломерации — под стать нуждам местной армянской торговой общины, насчитывавшей на пике своего существования несколько тысяч человек.

Armenian Church by Naquib Hossain

Как можно заметить по фотографиям, церковь до наших дней сохранилась сравнительно неплохо, а вот армянская община покинула эти края много лет назад. В каком-то смысле Дакке повезло — у неё остался смотритель Микель Овсеп Мартиросян, знаменитый ​последний армянин из Бангладеш, которому в этом году исполняется 84 года. Он старается охранять церковь от случающихся время от времени взломов и краж и также, как и мы, не знает, какая судьба ждёт её в самом ближайшем будущем. Он говорит со всей прямотой: «Что бы ни случилось, моё предназначение — быть рядом и делать всё, чтобы церковь не превратилась в руины. Может быть, я и правда последний армянин в Бангладеш, но я сделаю всё возможное, чтобы найти хотя бы за границей человека, который продолжил бы дело, которым я живу. В противном случае сотни лет армянской традиции, которую мы тщательно хранили в этих краях, исчезнут однажды навсегда».

Всякий раз, когда я оказываюсь в старых храмах — церквях, синагогах, мечетях — по тем или иным причинам навсегда оставленных прихожанами, я задаюсь вопросом, на который не знаю ответа: как мы должны с ними поступать? Нужно ли поддерживать храмы в работоспособном состоянии, вкладывать в них силы и ресурсы — но ради кого? — или же не пытаться остановить естественный ход событий? Кроме тривиальных причин, сразу приходящих на ум, последний подход меня смущает тем, что старые покинутые храмы зачастую краше и изящнее тех, что появляются в наше время, и несут на себе неповторимый отпечаток истории.​ Их хочется сохранить просто ради того, чтобы не утратить эту красоту.

Armenian Church by Naquib Hossain

По-видимому, найти один ответ в отношении всего «колониального» исторического наследия не получится, однако можно заметить, что случай армянских церквей в Дакке и даже в большей степени ​в Сингапуре проще многих других: всё дело в том, что они расположены в крупных городах. Поводом для оптимизма здесь служит банальное экономическое развитие стран и их столиц (вот почему я делаю такой акцент на Сингапуре), которое, возможно, привлечёт в те края новых прихожан и сможет вдохнуть новую жизнь в местную армянскую общину. Не исключено, что так оно и случится в Дакке. По крайней мере, об этом мечтает и Микель Овсеп Мартиросян: «Были трудные времена и раньше, но нам всегда удавалось их пережить, — говорит он. — Я уверен, армяне снова вернутся на эту землю, чтобы торговать, как в прежние времена, и вот тогда я смогу уйти на покой».

--

--