“Дворовое детство”

Часть 2: Glamis Adventure Playground — остров детской свободы и безопасности

Aleksandra Makarenko
8 min readJan 4, 2017

--

После знакомства с фильмом и статьями о великолепной The Land мне ужасно захотелось посетить подобную площадку и увидеть своими глазами, как дела обстоят на практике. Оказалось, что в Лондоне функционирует приличное число “приключенческих площадок”, но мой выбор пал на Glamis Adventure Playground, из-за ее территориальной доступности, информативного сайта, а так же быстрого и легкого e-mail-общения с главным менеджером Марком Холденом (Mark Halden), с радостью согласившимся принять меня в гостях и поделиться историей, планами и задачами Glamis.

Вооружившись поддержкой моих друзей — пары с ребенком 5 лет — и моего любимого мужа, я отправилась на восток Лондона в район Шедвелл (Shadwell). Мое первое впечатление от площадки было примерно таким: “Ого, так это же не “площадка приключений”, а целый парк, который невероятно хочется исследовать!” Территория Glamis оказалась не только больше, чем я думала, но и гораздо зеленее: приютившись в каменных джунглях домов, она притягивает взгляд, словно долгожданный оазис посреди пустыни.

Марк — открытый, доброжелательный, удивительно располагающий к себе человек, безусловный авторитет, даже в глазах сложных подростков Шедвелла. Мы застали его в окружении шумного отряда детей разного возраста: разговаривая с ними Марк, продолжал менять шину на чьем-то велосипеде. Встретив нашу компанию, как старых знакомых, он, несмотря на заметную загруженность, великодушно согласился ответить на все наши вопросы.

Итак, история Glamis начинается аж с 60-х годов. Пока вопрос о территории, оставшейся после ликвидации старого детского госпиталя, “висел” несколько лет на рассмотрении местного управления, эта земля потихоньку была “колонизирована” детьми, живущими по соседству, став для них неофициальной, а в 1969 году легальной adventure playground, одной из самых первых детских площадок такого рода в Лондоне.

В 70–80-е площадка крепла, росла и процветала под опекой Greater London Council, однако после его упразднения в начале 90-х — сложное и противоречивое время не только для наших соотечественников! — финансирование Glamis было прекращено и она пребывала “во владении местных котов” вплоть до 2000-х, как говорится на ее сайте. В 2002 году группа небезразличных родителей — в их числе были и те, чье детство прошло на просторах adventure playground, — выступила с настойчивым предложением по возобновлению проекта: 75% местных жителей поддержало эту инициативу и управление Шедвелла согласилось помочь возродить Glamis.

Пережив немало сложностей и неурядиц, площадка смогла приобрести статус благотворительной организации в 2003 году, более-менее стабилизировать собственную финансовую поддержку и нанять постоянных работников. Получив не одну награду, в том числе “London Adventure Playground of the Year Award” в 2007 году, Glamis стартовала и завершила множество проектов, включая строительство нового здания на своей территории, игровой зоны с водой и других “приключенческих” объектов.

Сейчас Glamis открыта для посетителей 6 дней в неделю в учебное время и 5 дней на каникулах. Поток детей, посещающих площадку очень большой: на одной игровой сессии здесь может находиться от двадцати до сотни мальчишек и девчонок! Если ребенку исполнилось 6–7 лет, он может приходить на площадку самостоятельно, однако, как я понимаю, каждый родитель обязан зарегистрировать “постоянного посетителя” и подписать контракт по поводу собственной ответственности за всевозможные инциденты и случайности.

Что же можно делать на “приключенческой площадке”? “Возможности детей безграничны, — улыбаясь говорит мне Марк, продолжающий чинить велосипед. — Наше ограничение — это только количество запасных деталей”. Кроме велосипедной мастерской, у Glamis есть свой огород, на котором дети выращивают овощи. Из этих собственноручно добытых овощей и продуктов, которые площадка получает на благотворительных началах, дети вместе с сотрудниками готовят еду. Марк рассказывает мне, что одна из обучающе-профилактических целей Glamis — это помощь в выработке здоровых привычек питания у детей, поскольку рацион большинства из них включает в себя львиную долю продуктов, насыщенных углеводами, вредными вкусовыми добавками и красителями, делая и без того активных школьников гипер-активными и импульсивными. На площадке можно красить и строить. Здесь можно рубить дрова и разжигать костер: прямо при мне пара суровых мальчишек лет 11-ти под чутким руководством Марка с помощью самого настоящего здоровенного топора накололи дров и развели огонь — вот где у современного родителя пробежал бы холодок по спине! Здесь дети ставят спектакли (например, по пьесам Шекспира) и участвуют в многочисленных мастер-классах с приглашенными профессионалами.

Сынишка моей подруги исследует возможности Glamis
Вечером сонный ребенок сказал: “Мама, давай пойдем на эту площадку завтра опять. Мой день пролетел так быстро, как будто его и не было!”

По понедельникам в Glamis открыты “Girls Only Sessions” (“Встречи только для девочек”), что я нахожу на редкость психологически грамотным и просто невероятно крутым! Похоже, здесь действительно есть все, чтобы ребенок мог расти, играть, учиться жить и дружить.

Glamis “вырастила” уже не одно поколение детей. Став родителями, они приводят сюда своих чад и болтают с Марком о том о сём. Некоторые из мам и пап вспоминают, как то, что они делали на площадке, сформировало их интересы в дальнейшем и даже определило выбор профессии.

Проработав в команде Glamis около 7 лет, Марк всей душой прикипел к этому удивительному месту. Shadwell — район со сложной, богатой историей, претерпевший множество изменений за последние 20 лет. Не смотря на массовое строительство престижного жилья и близости к Canary Warf — второму финансовому сердцу Лондона после Сити, уровень безработицы среди местного населения здесь критически высок и больше его половины живет в крайне тяжелых условиях. Среди постоянных посетителей Glamis много детей иммигрантов, растущих в мультикультурной среде и детей из неблагополучных семей. Марк упоминает о случаях, когда работники площадки были вынуждены обращаться в социальные службы, узнав о случаях насилия в семье ребенка. Примечательно то, что дети зачастую делятся сокровенным и задают сложные, волнующие их вопросы здесь, на территории Glamis, а не у себя дома или в школе. “Среда, в которой живут дети, очень сложная, неудивительно, что многие из них “выращивают” толстый защитный панцирь. Приходя сюда, они понимают, что можно его на время снять, что быть без него здесь не так уж и опасно, — с грустью объясняет нам Марк. — Как только они выходят за ворота, этот панцирь захлопывается опять. Это выживание”. Glamis — детский островок безопасности, здесь не место насмешкам, здесь никто никого не осуждает, независимо от твоего цвета кожи, пола, возраста, независимо от того, что ты любишь, как ты говоришь и как ты выглядишь.

Надпись на стене: “Наши правила: 1. На этой площадке не место войне. 2. Мы все разные и это прекрасно! 3. Все, что ты делаешь здесь, ни в коем случае не должно нарушать покой и радость другого”

На вопрос о том, что в его работе является самым лучшим, самым приятным, Марк отвечает без тени сомнений: “Все, что я делаю вместе с детьми. Самое приятное — это когда ребенок просто говорит тебе “спасибо”. Или когда он обращается к тебе за помощью, зовет тебя”. Во время нашего диалога я наблюдаю бесконечный поток детей, подходящих к Марку с разными вопросами и просьбами. Например, две девочки лет 10–11-ти капризным и непримиримым тоном просят раскачать их на качелях (“Не уверена, что они смогли бы попросить об этом своих отцов…” — мелькает у меня печальная мысль). Марк тут же находит блестящий, грамотный выход из ситуации, отправляя на помощь барышням скучающего рядом темнокожего паренька, обещая тому взамен найти нужную деталь для велосипеда. Браво, Марк!

Благодарят работников Glamis и родители, отмечая, что их дети меняются в положительную сторону после посещения площадки, становятся более самостоятельными, у них появляются новые интересы, увлечения и новые навыки. “Только вчера, — говорит Марк, — ко мне подошла мама девочки подростка и сказала с гордостью, что ее дочь стала заваривать ей чай!” Представляете, пришла уставшая мама с работы, а дочка заварила ей чай! И этому девочка научилась на площадке в своем дворе!

“Самое сложное и не очень приятное в моей работе — это, очевидно, бесконечный поиск источников финансирования”, — говорит Марк. Сейчас перед ним стоит глобальная задача по закреплению за собой земли “навсегда”, поскольку Glamis не перестает быть лакомым кусочком для строительства домов, в чем у меня нет никаких сомнений: выросшие многоэтажки нависают над “оазисом”, подпирают “бока” площадки со всех сторон.

Пока я общались с Марком и фотографировала (надо сказать, имеющиеся фотографии не отражают праздничной атмосферы Glamis и не способны охватить всю ее яркость и уникальность, тем более, что лондонская погода нас в тот день не жаловала), со мной познакомилась пара любопытных девчонок. Оказалось, они приходят на площадку уже несколько лет подряд. Я спросила у них, что им нравится делать больше всего, находясь в Glamis. “Просто быть здесь,” — подумав немного, ответила мне бойкая блондинка. “Мы приходим сюда, потому что… ну это как будто бы твой дом… но никто не заставляет тебя делать то, что ты не хочешь”.

Попрощавшись с Марком и двумя радушными девушками-игровыми работниками площадки, мы отправились домой, обсуждая по дороге ошеломляющий эффект adventure playground. Glamis — это гораздо больше, чем обычная детская площадка, где можно покататься на качелях и поиграть в догонялки. Это мощный социальный проект, детский и подростковый клуб, не побоявшийся поставить перед собой задачу помочь приходящему туда ребенку адаптироваться и найти свое место не только в урбанистическом районе на востоке Лондона, но и в жизни. “Когда ты ступаешь на территорию Glamis, — поделился со мной наш друг, папа 5-летнего малыша, — у тебя возникает удивительное, острое, мальчишечье, притупленное сейчас чувство исследовательского азарта! Я помню, как мы выходили с предвкушением чего-то захватывающего в наш двор каждый день, мы знали, что вот сейчас, сейчас, будет риск, будут приключения, будут друзья и полная свобода. Я бы очень хотел прийти сюда еще”.

Александра Макаренко, CPcyhol

P.S. Марк и команда Glamis будут невероятно благодарны и рады любому материальному взносу, и если у читателей появилось желание поддержать проект, то можно сделать это, пройдя по следующей ссылке: https://localgiving.org/charity/shadwellcommunityproject/

--

--

Aleksandra Makarenko

London based chartered psychologist, writing mostly in Russian as reading mostly in English https://www.facebook.com/psyroo/