Модернизм

Understanding art
4 min readJul 26, 2017

--

Пабло Пикассо. Герника

Итак, к чему мы пришли в начале 20-го века (а точнее 20–30 года)? Академизм уже умирает, импрессионизм и символизм постепенно уходят в прошлое. По миру гремит война, в России революция, на западе индустриализация. Мир перекраивается и его облик уже никогда не станет прежним.

Модернизм — это не совсем направление, скорее эпоха или общий вектор практически всего двадцатого века. Полностью новые представления об искусстве, появление огромного количества течений, возникновение дизайна как такового, всей современной архитектуры, новые формы обучения, развитие технологий, новая музыка, новый театр, новая эстетика. Мир изменился, и искусству необходимо было решать множество невиданных ранее задач, задавать новые вопросы и бесконечно искать.

Новый язык

Одной из таких задач был поиск новой эстетики, чистого искусства, свободного от оков формы и говорящей на совершенно новом визуальном языке, подходящем духу того времени. Решение было найдено в абстракционизме одним из самых ярких его представителей — Василием Кандинским.

Василий Кандинский. Композиция VIII

Посмотрите на одну из его работ. На первый взгляд кажется: ну кружочки, палочки. Что тут такого? Почему им так восхищаются? А потому, что надо смотреть на картину не так как мы привыкли. Людям той эпохи было свойственно восхищаться техническим прогрессом, машинами, заводами и всяческими механизмами. Так почему бы не посмотреть на представленную картинку как на схему условного механизма? Все детали сразу приходят в движение и согласуются на какой-то немыслимой задаче, элементы соединяются друг с другом по удивительной схеме, всё сразу крутится, поворачивается, выезжает и т.д. Механизм сбалансирован, все элементы на месте и хорошо смазаны. Чистая механика.

Беспредметность

Небезизвестный Казимир Малевич пошёл ещё дальше Кандинского и разработал супрематизм.

Вся предметность — это только извращение действительного, то есть беспредметного. Через предметную систему хотят достигнуть чего? Совершенства, то есть того, в чем навсегда прекратится всякая практичность, смысл и цель. Наступает беспредметность. Совершенство как бог — будет беспредметным

Посмотрите на одну из его работ — это же готовый план какого-нибудь квартала или жилого комплекса.

Казимир Малевич. Супрематическая композиция | План квартала в Париже

Малевичу наверное больше других было свойственно философствование и поиск самых основ, самой сути искусства. Его самая знаковая работа возможно была вершиной, конечной точкой его поисков. Через упрощение, отсекание всего лишнего он пришёл к самой базовой, самой простой и чистой форме — квадрату. В нём нет ничего и он есть всё. Квадрат это одновременно ничто и основа. Как точка — основа линии, а линия — основа формы, так и квадрат — базис искусства. Чистое начало.

Одновременно с этим нужно понимать, когда он создавался. В начале 20 века такие картины имели ещё и сильнейший политический контекст. Они были вызовом всему старому, насмехались и издевались над ним. Это как панк-рок. Простой, наглый, громкий и невероятно энергичный. Обратите внимание где висит квадрат — в “красном углу”, где обычно висели иконы. Какой эффект он производил для глубоко религиозного общества?

Петроград, зима 1915/16

“Подумаешь, я тоже так могу”

… скажете вы. Но в Таком искусстве дело уже не в технике. Дело в идее, в осмыслении самых основ искусства и жизни вообще. Нужно очень тонкое чутьё и талант, чтобы понимать как и на какие вопросы общества нужно отвечать в данный момент. Просто нарисовав квадрат вы повторите готовую картину, а осмыслив текущий исторический момент, проанализировав то, что сейчас происходит и дав чёткий и ясный ответ вы станете настоящим художником.

Модернист уже не просто ищет совершенство или повторяет старых мастеров, он движется за пределы человеческого знания, он расширяет границы, показывает новые грани мира, задаёт ещё не заданные вопросы и отвечает на самые животрепещущие. Он постоянно учится и исследует мир, разбирает искусство и саму жизнь по косточкам, как учёный.

Теоритезация

Главный корпус школы Баухауз | Клуб им. Зуева

Благодаря модернизму появляются художественные школы и институты. Искусство становится больше наукой, точным инструментом, способным выполнять множество функций (кроме чисто декоративной или религиозно-просветительской как раньше). Каждое произведение точно рассчитывается, измеряется и исследуется. Все законы композиции, цветовой гармонии и построение тщательно препарированы и изложены в простой и понятной форме. То, что было доступно только избранным стало практическим массовым.

Обучение, теоретизация искусства и эксперименты по созданию новых путей рисования привели к появлению тысяч разных направлений. Разные течения спорят друг с другом за право считаться новейшим, но общим у них было непреодолимое желание двигаться вперёд и вера что идя в нужном направлении можно достичь истины — духовной, этической, рациональный или эмоциональной. Однако теперь то мы знаем, что истину найти невозможно и есть ли она вообще — большой философский вопрос.

--

--