№14 Damien Hirst

Understanding art
4 min readMar 23, 2018

--

Дэмиен Херст (англ. Damien Hirst, 7 июня 1965 года, Бристоль), британский художник-ассамбляжист, чье умышленно провокационное искусство обращается к красоте, смерти и возрождению, а также медицине, технологии и смертности. Херст представил мертвых животных в формальдегиде как искусство. Как и французский художник Марсель Дюшан, Херст использовал готовые предметы для шокирующего эффекта, и в этом процессе поставил под сомнение саму природу искусства. В 1995 году выиграл премию Тейта.

Крутой, провокационный, изобретательный и очень богатый. В сентябре 2008 года Хёрст продал полное собрание Beautiful Inside My Head Forever на аукционе Sotheby’s за £111 миллионов ($198 миллионов), тем самым побив рекорд для аукциона с одним художником. А себестоимость его знаменитого черепа переваливает за 15 млн. фунтов.

Что в этом особенного и почему так дорого?

  • Хёрст чувствует современную поп-культуру и понимает на что нужно надавить, чтобы вызвать общественный резонанс;
  • Творчество сфокусировано на двух больших темах: смерть и деньги. Они всегда привлекают внимание;
  • Дэмьен прекрасно умеет продавать своё искусство;
  • Работы кричат «ДЕНЬГИ! ДЕНЬГИ! ДЕНЬГИ!», что привлекает бестолковых богачей-покупателей;
  • Сумел превратить деньги в искусство, а не искусство в деньги.

Автор о своих работах:

«Искусство работает. Оно существует. Похоже, все средства искусства — музыка, письмо — получили форму благодаря людям. Однако даже сегодня искусство пытается бунтовать. В искусстве полно свободы»

«Я не думаю, что смерть действительно существует в жизни. Я думаю, что существует лишь одержимость смертью. А одержимость смертью — радость жизни»

«Я всегда делал все, полагаясь на инстинкт, а уже обдумывал потом. Мне нравится такой стиль работы, хотя не знаю, почему. Думаю, мне просто нравится быть одновременно в разных местах»

«Мне никогда не нравилось, что люди называют мои работы сенсационными. Ведь искусство намного сложнее. Конечно, я хочу сделать то, что привлечет внимание аудитории надолго. Но это должно быть о чем-то важном. Нельзя творить искусств о чем угодно. Так что единственное, что я ненавижу, это когда люди говорят: «Ваши работы ни о чем»

«Я считаю финансовую сторону произведений искусства частью их жизни. Если искусство — это жизнь, а это несомненно так, тогда люди покупают его, платят за него деньги, и оно становится товаром, но в то же время остается искусством. И это мне нравится»

«Многие думают, что я просто хочу взять какое-нибудь дерьмо, отнести его в галерею и подписать, хотя это не самая плохая идея»

«Цвет — вот то, что привело меня в мир искусства. Только цвет. Я люблю цвет больше, чем некоторых личностей»

«Чем мне нравится искусство — вот смотришь ты на какие-нибудь древние пещеры и думаешь: Ух ты! это было так давно, но сейчас они могут общаться со мной сквозь века. И я думаю, как художник, если ты можешь сделать 2–3 произведения искусства, то вы достигнете величия. Видимо, вы думаете, что я сделал столько много только, чтобы вы подумали: «Что-то из всего этого должно быть хорошим»…Как черепаха, которая откладывает много яиц»

«Помню, мы сидели как-то с Гэри Хьюмом, когда я работал над этой инсталляцией, он спросил: «Над чем ты сейчас работаешь?» Я ответил: «Ну, у меня есть стеклянная коробка, голова коровы, черви и мухи. Осталось найти мухобойку, которая всех их прикончит». Он посмотрел на меня, словно на сумасшедшего. А я подумал: «Отлично. Это отличный способ объяснить это, как нечто бредовое — просто объясняешь кому-то так, чтобы у них уже сложилось мнение. И это при том, что они понятия не имеют, что это на самом деле такое, так что они не могут быть готовы к тому, что увидят»

--

--