Как появился Рим

Alexandr Voitsekhovskyy
9 min readApr 21, 2018

--

Ромул убил ценинского царя Акрона и завладел его богатыми доспехами

Еще задолго до VIII века до н.э. территория Рима и его близлежащих земель, вокруг Тибра, были заселены воинственными племенами, что постоянно ходили друг на друга войной. Жизнь шла своим чередом. Перемирья сменялись конфликтами, мини-народы, подобно искре, разгорались и стремительно угасали после поражений в войнах. Всю эту идиллию времен Железного века испортило появления наиболее известного троянского беглеца — Энея.

Информацию об основании Рима мы черпаем с замечательной легенды о братьях Ромуле и Реме.

Троянская война и сожжение Трои побудило Энея искать себе новый дом. Долгая дорога приключений погоняла его по всему Средиземному морю. Нежные объятия Дидоны, правительницы новенького Карфагена, богатые торговые города эллинов и неприветливые взгляды циклопов не сбили его с пути — основание нового города, что, по своему могуществу должен был превзойти троянские развалины. Божественными наставлениями Эней прибыл на Апеннинский полуостров, где решил высадиться у устья Тибра. Тут-то боги дали им знамение, что это и есть та земля, к которой они стремились.

Тогда было там царство Лациум, и его правитель искал жениха для своей дочери. Эней понял, что это отличный шанс обрести новый дом. Он взглянул на свое отражение в блестящем щите, поправил прическу, удостоверился в свежести дыхания и вспомнил, что это все ему не нужно, ведь он считался сыном Афродиты (или Венеры).
Будучи сыном Афродиты/Венеры (нужное подчеркнуть), Эней без труда очаровал молодую девушку, и после долгих препятствий, описанных Вергилием в Энеиде, взял её в жены.

Эней бежит с захваченной Трои, унося на руках своего отца

Несколько поколений Энея правили этими краями в большом, но особо не примечательном городе Альба-Лонга. Пока корыстный Амулий не устроил переворот и не сверг своего старшего брата и законного царя Нумитора.
Законный правитель был отправлен заключение, а его дочь Рэя Сильвия была сделана весталкою (жрица, что служит богине Весте).

Тогда ещё не придумывали более действенного средства контрацепции, чем облачение в жрицы, ведь служительниц богов было запрещено брать в жены. Таким образом, это можно считать наиболее гуманным способом избавить дочь сверженного царя от потомства и защитить узурпатора от появления потенциальных претендентов на трон.

Девушка на службе у Весты не представляла опасности и о законных наследниках не могло быть и речи. До одного злополучного похода в лес.
За неимением достоверной информации (даже по меркам легенды), скажу лаконично, что Рэя ушла в лес по ягоды, а вернулась беременной.
Как утверждала сама жрица, ей повстречался Марс (тот, что бог войны), который был очарован её красотой настолько, что соблазнил девушку.

Марс и Рэя Сильвия

Конечно, Рэя вполне могла приукрасить события того похода и её богом войны мог оказаться простой воин, но кто мы такие, чтобы судить избранницу Марса.

В результате похода за ягодами Рэя родила двух близнецов — Ромула и Рема и об этом тут же проведал вероломный Амулий. Узурпатор приказал схватить жрицу и казнить за нарушение обета безбрачия, а её потомков утопить в Тибре.

Тут рассмотрим три гипотезы о судьбе младенцев.

1. Оставить в живых законных наследников немыслимо, но собственноручно убивать детей — не самое достойное занятие для правителя. Ликвидация наследников была поручена мягкосердечному крестьянину Фаустилу, но он не в силах поднять руку на невинных младенцев, забрал их себе и воспитывал как собственных сыновей.

Фаустил принес в дом Ромула и Рема

2. Оставить в живых законных наследников немыслимо, но собственноручно убивать детей — не самое достойное занятие для правителя. Ликвидация наследников была поручена мягкосердечному крестьянину <имя не определено>, но он не в силах поднять руку на невинных младенцев, сделал им люльку из дерева, заботливо сложил их в нее и пустил вдоль по Тибру.

Прибило эту люльку к подножью холма Палатина, где их нашла волчица, что недавно потеряла свое наследство и, испытав прилив материнской заботы, вскормила находку своим молоком.

Волчица становится в итоге символом Рима и его мощи, ведь с молоком волка близнецам передались сила и ловкость.

Капитолийская волчица вскармливает найденных младенцев

Позже их нашел крестьянин Фаустил и забрал к себе домой, чтобы вырастить из них детей крестьянина.

3. Оставить в живых законных наследников немыслимо, но собственноручно убивать детей — не самое достойное занятие для правителя. Ликвидация наследников была поручена мягкосердечному крестьянину <имя не определено>, но он не в силах поднять руку на невинных младенцев, сделал им люльку из дерева, заботливо сложил их в нее и пустил вдоль по Тибру.

Прибило эту люльку к подножью холма Палатина, где их нашел царский пастух Фаустил и сначала передал находку дамам из публичного дома, а позже забрал к себе домой.

Причем тут куртизанки.
Lupa Capitolina — так назвали волчицу, что вскормила Ромула и Рема. В то же время, Lupа(ой) в Риме звались девушки легкого поведения (по профессии). Они так завывали по ночам, что получили это неласковое прозвище, а публичный дом впоследствии стали называть Лупанарии.
Почему неласковое? Дык, сами посмотрите
тут.

Все эти факты из трех версий можете перетасовать самостоятельно, ведь истина неизвестна никому. Но суть остается в том, что близнецы оказались в семье незнатного Фаустила и с головой погрузились в заботы земледелия. Ромул и Рем росли очень сильными, отличались властными характерами, отличным здоровьем и пользовались авторитетом среди сверстников.

Достигнув возраста 18 лет юноши узнали о тайне своего происхождения (Фаустил, возможно, сохранил найденную люльку), пораскинув мозгами, решили восстановить справедливость и свергнуть узурпатора.

Собрав товарищей-крестьян, они пошли в Альба-Лонгу, подняли недовольное население и устроили переворот. Амулий был убит, а Нумитор выпущен из тюрьмы и отправлен на свое старое место работы — царствование (учтем, что свергнутый правитель просидел в заточении более 20 лет).

Хотя Нумитор и предлагал своим внукам помочь ему с правлением, близнецы вежливо отказались, погостили четыре года и ушли в закат, искать место для собственного города. В благодарность за амнистию царь дал братьям золото, рабов и ремесленников для основания нового поселения, которое должно было стать колонией Альба-Лонги.

Недолго думая, место было выбрано и осталось лишь уладить мелкий топографический вопрос.
Ромул и Рэм выбрали для закладки первого камня города знакомые им места, там где они выросли и были вскормлены волчицей у берега Тибра. Но тут впервые между братьями разразился спор, они не могли решить, на каком же холме основать город. Ромул считал, что наилучшее местоположение — это холм Палатин, в то время как Рэм выступал за холм Авентин.

Расстояние меж холмами, по версии гугл.карт, не больше одного километра.

Наконец они согласились предоставить решение богам, вопросить их наблюдением полета птиц. Ромул и Рем пошли каждый на свой холм и, совершив священные обряды, молча уселись ждать небесных знамений всю ночь.
Когда солнце уже восходило на краю неба, Рем увидел шесть коршунов, и тотчас же вслед за тем. Ромул увидел двенадцать коршунов. Товарищи Ромула провозгласили, что дело решено богами в его пользу, и за ним было признано право основать город и дать ему имя.

Так Рим положил свое начало Палатинском холме, где издавна имели жилища латинские пастухи и где совершали они сельские праздники в честь своих богов, дававших земле плодородие. По своему имени Ромул назвал новый город Roma.
21 апреля 753 года до н.э. Ромул провел борозду, обозначавшую границы города, сама борозда показывала место, где будет ров, а возвышение, образуемое землею из борозды, показывало место, где будет вал. Этот день считается датой основания Вечного города.

Тем временем, Рем становился невыносим. Раздраженный против брата, он перепрыгнул через борозду и при свидетелях насмешливо воскликнул что-то о нелепости подобного сооружения. За такую дерзость возмущенный Ромул убил брата и воскликнул: «Отныне так пусть будет со всяким, кто отважится перейти ступить на нашу землю».

Так Рим был основам Ромулом и Рэмом, но первым царем Вечного города был только Ромул.

В первое время главной заботой Ромула было увеличение населения города. С этой целью он предоставил всем пришельцам права, свободы и гражданство наравне с первыми поселенцами. Для них он отвёл земли Капитолийского холма. Благодаря этому в город начали стекаться беглые рабы, изгнанники, преступники, любители политических ток-шоу и другие второсортные жители из иных городов и стран.

Набрав к себе в подданные истинный цвет нации, Ромул понял, что в городе — полнейший беспорядок. Мужчины ходили голодные, в наглаженных одеждах и совершенно не понимали кого поздравлять с 8-м марта. Риму не хватало женщин, ведь соседние народы справедливо считали постыдным для себя вступление в родственные союзы с толпой бродяг, как они называли в то время римлян.
Ходить на соседей войной было слишком рискованно, и тогда хитрый Ромул придумал древнеримскую уловку.

Ровно через четыре месяца после основания города, 21 августа, он устроил торжественный праздник — Консуалии (состязания в честь бога Конса), с играми, борьбой и разного рода гимнастическими и кавалерийскими упражнениями.
На праздник съехались многие соседи римлян, в том числе сабиняне. И все было отлично. Атлеты не отвлекались от состязаний, публика веселилась, наблюдая за успехами своих команд.

Тут вы могли подумать, что это прекрасная возможность показать успешность Рима. Туристы могли увидеть, что среди бродяг есть и достойные мужчины-спортсмены, а сам город выглядит весьма перспективно. Таким образом, в глазах соседей вчерашнее отребья могло превратиться в равных им граждан и они бы отменили эмбарго на свадьбы с римлянами.
Нет, все совсем не так.

В минуту, когда зрители и, в особенности, зрительницы были увлечены ходом игры, по условному знаку (Ромул снял с себя плащ) римляне залили праздничный огонь и многочисленное войско с мечами и копьями в руках набросилась на безоружных гостей. В сумятице и давке римляне захватили женщин — кто сколько мог и выгнали остальных. Отцы и матери убежали, воссылая богам жалобы на нарушение законов гостеприимства.

Римляне воруют сабинянок

Сам Ромул взял себе в жёны сабинянку Герсилию.

Оскорбленные племена решили отомстить Ромулу и римлянам. Жители трех латинских городов, Ценины (см. заглавное изображение), Крустумерия и Антемн, пошли на Рим, не дожидаясь сабинян. И Римляне разбили их порознь.
После того пошли на Ромула сабиняне под предводительством царя Тита Татия. Посредством хитрости они овладели крепостью Капитолийского холма.

Тарпея, дочь начальника крепости, обольстилась золотыми уборами сабинян и отворила им ворота, условившись с ними о награде. Условие было такое: они дадут ей «то, что носят на левой руке». Она понимала под этими словами золотые браслеты сабинян; но они вместе с этими уборами стали бросать на нее свои щиты, под тяжестью которых она умерла.

Так она получила смерть за измену.

Сабиняне и римляне, под предводительством Ромула, долго сражались с переменным счастьем на болотистой низменности между Капитолийским и Палатинским холмами. Битва кипела безостановочно и победа колебалась, грозя оставить на поле боя лишь бездыханные тела с обоих сторон, когда вдруг отворились ворота Рима. Похищенные сабинянки бросились между сражающимися, умоляя их прекратить битву.

Сабинянки разнимают римлян и сабинян (слева царь Тит Татий)

Сердца усталых воинов растаяли. Они заключили мир и вечный союз, постановили, что римляне и сабиняне соединяются в одно государство, что сабинский царь Тит Татий будет править государством и начальствовать войском вместе с Ромулом, что все храмы обоих народов будут общие для них.

Спустя пять лет сабинский царь Тит Татий погиб и Ромул остался править единолично.

Кстати, сам основатель Рима простился с жизнью при весьма загадочных обстоятельствах.

Со слов Плутарха:
Уже тридцать семь лет правил Ромул основанным им Римом. Пятого июля, в тот день, который в настоящее время называется Капратинскими нонами, Ромул приносил за городом, на Козьем болоте, жертву за весь народ в присутствии Сената и большей части граждан. Внезапно в воздухе произошла большая перемена: на землю спустилась туча, сопровождаемая вихрем и бурей. Остальной народ в страхе пустился бежать и рассеялся в разные стороны, Ромул же исчез. Его не нашли ни живым, ни мёртвым. На патрициев пало сильное подозрение. Народ говорил, что они давно тяготились царской властью и, желая забрать управление государством в свои руки, умертвили царя, так как он стал с некоторого времени поступать с ними суровее и деспотичнее. Патриции старались рассеять подобного рода подозрения, причислив Ромула к богам и говоря, что он «не умер, а удостоился лучшей доли». Прокул, личность, пользовавшаяся уважением, поклялся, что видел, как Ромул возносился в полном вооружении на небо, и слышал его голос, приказывавший называть его Квирином.

Где-то на просторах интернета мне встречалось скромное предположение, что вдали от горожан Ромула могли убить его приближенные, которые позже придумали такую легенду, чтобы народ не начал винить их и не особо горевал об утрате правителя.
Доказательств нет, но почему нет, это было бы весьма символично, ведь это Рим, тут правители мерли, как мухи.

Спасибо, что остаетесь с @HistoryOrNot

--

--