Что я называю пробуждением или просветлением

Alexey Ilyichev
5 min readMar 5, 2017

--

Пробуждение или просветление является центральной темой в различных духовных традициях. Причём от разных людей можно услышать разные описания и определения того, что это такое. Кто-то говорит, что это быть самим собой, знание своей истинной природы. Кто-то считает, что это значит освободиться от всех негативных чувств. Кто-то говорит, что это когда эго или чувство “Я” исчезает.

В каждом из описаний пробуждения есть правда (если конечно его описывает пробуждённый, который знает по опыту о чём говорит). При этом я нахожу, что некоторые описания более точны, чем другие. Описать или определить пробуждение трудно потому, что это внутренний опыт. А внутренний опыт трудно описывать словами. В языках, которыми пользуется общество, мало конструкций для описания внутреннего опыта… но это отдельная тема.

Итак, пробуждением я называю изменение в работе ума, после которого становится ясно видно, что в потоке непосредственного опыта (поток мыслей/ощущений, поток сознания, поток ума, stream of consciousness, mind stream) нет субъекта восприятия. Я тут вижу две части, требующих детального объяснения: поток непосредственного опыта и субъект восприятия. Давайте разберёмся подробно.

Что такое поток непосредственного опыта

Мы воспринимаем реальность в первую очередь через органы чувств — зрение, слух, обоняние, и так далее. Ещё мы испытываем внутренние ощущения (например эмоции), мысли, воображение… Причём воображение может быть визуальным, аудиальным, мы можем представить запах… В общем куча всего. Много разных аспектов опыта. Разные учителя и традиции по-разному их классифицируют. Классифицировать их для себя может быть полезно. Но нам сейчас важно другое.

В человеческом мозге есть два отдела, отвечающих за два разных режима самосознания. Один отвечает за так называемый narrative режим. Это режим рассказывания самому себе историй о себе и о мире. “Я то-то и то-то, (а они то-то и то-то)”. Второй отвечает за experiental режим. Режим непосредственного опыта. Чтобы понять, что такое пробуждение, в первую очередь нужно понять разницу между этими двумя режимами.

В режиме историй описание того что происходит может выглядеть например вот так: “Я же предупреждал, что это будет проблемой! Почему они не слушали? Теперь конечно будет выглядеть так, что это я виноват. “

Или так: “Ну почему она каждый раз так делает?! Неужели так трудно спросить? Я ведь стараюсь изо всех сил, чтобы…”

Или так: “Интересно, а это уже просветление? Похоже оно… Ну точно оно! Круто, сегодня же всем расскажу!”

В общем мы рассказываем историю, которая объясняет, что происходит.

В режиме непосредственного опыта описание того что происходит может выглядеть примерно так: “Мысль, давление, напряжение в плечах, жар, пульсация, мандраж, мысль, прохлада, расслабление, мысль, неприятно, отвращение, расслабление”

Чтобы лучше видеть непосредственный опыт, нужна тренировка. Такая тренировка называется медитацией. Для обучения медитации бывают разные техники. Если вы хотите пробудиться, то этот навык критически важен — нужно учиться видеть непосредственный опыт, а не залипать в историях.

Субъект восприятия

Когда мы говорим “Я”, что мы имеем ввиду? Кто смотрит через глаза? Кто думает те мысли, которые в голове? Субъект восприятия — это иллюзия. Ложное впечатление, которое возникает за счёт залипания в определённой мысли. Эта залипание поддерживается набором привычек, которые мы формируем всю жизнь. Мы ассоциируем эту мысль с образом себя, с глубокими напряжениями в теле, сильными эмоциями, психологическими травмами.

В процессе жизни мы настолько привыкаем думать, что существует “Я”, что все наши привычки строятся на этой мысли, на предположении что есть какое-то “Я”. Это иллюзия. Пробуждение происходит, когда мы смотрим на эту иллюзию, постепенно различая из чего именно она состоит. И потом видим пустоту. Никакого “Я” на самом деле нет.

Когда вы говорите “Я”, как меняются ощущения? Когда вы общаетесь с кем-то, и ловите себя на том, что стараетесь создать определённое впечатление — каково вам в этот момент?

Один из моих учителей, Ким Катами, применяет такую технику, чтобы указать на это “Я”. Сначала минут 5–10 сидим и просто смотрим на любой опыт, на который можем. На мысли, ощущения, потихонечку расслабляемся, мысли затихают. Когда расслабляется напряжение, в том месте где они было можно заметить образовавшееся пустое пространство. Смотрим на это пространство, как бы привыкаем к нему. Потом мысленно повторяем про себя: “Я, я, я”… Несколько раз… И ощущения меняются. Смотрим что именно теперь по-другому. Возможно появляется какое-то напряжение, возможно “прилипчивые” мысли и состояния, беспокойство, возможно вы почувствуете себя как-то некомфортно, натянуто, или зажато, несвободно. Так выглядит взгляд из “Я”. Когда мы мысленно повторяем “Я”, мы через ассоциации активизируем это чувство субъекта. Это можно заметить в процессе общения с другими людьми — мысль о “Я” вызывает определённый букет ощущений.

Тут важно провести различие между Я-субъектом и Я-объектами. Например если “Я испытываю раздражение”, то есть некий субъект (Я), есть объект (раздражение), и субъект с этим раздражением ассоциирован. Это было моим опытом до пробуждения. После пробуждения, когда возникает раздражение, оно выглядит иначе. Есть раздражение, оно происходит в пустом пространстве. “Меня” нет.

Субъект восприятия, “Я”, облеплен множеством слоёв Я-объектов. Если попытаться посмотреть на субъект, вы скорее всего увидите Я-объекты. То или иное напряжение, визуальный образ или запах, которые почему-то кажутся очень знакомым с детства. То или иное навязчивое чувство, которое преследует вас всю жизнь. И когда вы смотрите на эти Я-объекты, они постепенно теряют свою магическую притягательность, и становятся больше похожи на любые другие мысли и ощущения. И так слой за слоем вы смотрите на субъект, и видите Я-объекты. И потом в какой-то момент оказывается, что никакого “Я” нет, а есть только пустое безграничное пространство, в котором видны все ощущения. Ощущения возникают из ниоткуда и уходят в никуда.

Что это меняет

Прямой опыт пустоты иллюзии “Я” приводит к тому, что эта иллюзия больше не возникает. Не возникает отождествление с каким-либо опытом. По прежнему есть Я-объекты (мысли о себе, образы, истории и всё прочее). Но нет субъекта. “Я” возникает. Но если раньше казалось, что “Я” — это субъект, и он непрерывен во времени, то теперь видно что “Я” — это просто мысль в уме, и она исчезает как только я направляю на неё своё внимание. Это даёт возможность легче видеть прямой опыт. Когда я попадаю в ситуации, в которых по привычке впадал в какие-то зажатые состояния, или начинал злиться и кричать — сейчас я просто вижу состояния, вижу злость, и они очень быстро проходят. Нет того, кто им сопротивляется.

Жизнь течет легко и естественно. В потоке опыта очень много пустого пространства. Из этого пустого пространства естественным образом возникает чувство любви ко всему, что с ним соприкасается. Это счастье, которому не нужны какие-то особые условия. Счастье просто быть. Хочется делиться этой любовью, менять жизнь вокруг себя к лучшему, и рассказывать людям об этом чуде — пробуждении, знании своей истинной природы.

Что дальше

Пробуждение — это не конец духовного пути. Некоторые традиции описывают путь после пробуждения в терминах тех или иных этапов. Хинаяна выделяет там 4 этапа, последний из которых — полное просветление (full enlightenment, arahatship), а людей которые до него дошли — Арахантами. Махаяна выделяет чуть больше этапов, и описывает процесс несколько дальше. Арахант — это ещё не конец с точки зрения Махаяны.

Но мне кажется, что суть пути после пробуждения в этих традициях примерно одинаковая — остаётся задача очистить поток опыта от реакций и состояний, связанных так или иначе с какими-то глюками: травмами, комплексами и т. д. Обе традиции опираются на то, что делается это на благо всех живых существ, из чувства любви и сострадания. Даже не могу себе представить, как это может выглядеть в итоге…

Жду комментариев. Находите ли вы это описание понятным? Жду так же комментариев пробуждённых :)

--

--