Как я сломал ногу во Франции (ч.1)

Alex Patsay
8 min readMar 22, 2017

--

Поехали мы как-то во Францию кататься на лыжах… кстати, кто-то спрашивал у меня «почему Франция, а не Штаты?». Как ни странно, но катание во Франции получается существенно дешевле, чем в Штатах, даже с учётом более дорогих авиабилетов. Причём дешевле всё: проживание, прокат оборудования, скипассы, еда (она к тому же ещё и гораздо лучше и вкуснее), и тд. Не говоря уже о том, что само катание в Трёх Долинах гораздо интересней и разнообразней, чем, например, в Vail, Колорадо. Ну и вообще, это был наш седьмой раз в Les Menuires, мы там уже вообще все знаем и привычно. Мы обычно прилетаем в Женеву и за 2.5 часа совершенно очаровательных окружающих красот доезжаем до курорта. Короче, Франция в целом рулит.

Главная площадь Ле Меньюира (вид с балкона)

И вот на третий день катания (всего было запланировано 6 дней) я падаю и ломаю ногу.

Широкая улыбка. Я еще не знаю, что через час сломаю ногу.

Падаю совершенно по глупости, на простом и плоском участке синей трассы — я хотел остановиться и показать брату и жене, которые были за мной, на какой подъёмник нам надо было попасть следующим. Поэтому я начал разворачиваться и притормаживать боком… а вот дальше все произошло так быстро, что я не уверен, что я правильно помню детали. Мне кажется, какая-то из лыж кантом зацепила снег, я споткнулся, потерял равновесие и начал падать. Инстинктивно я, даже несмотря на то, что я ехал боком, развернулся лицом вперёд, а лыжа осталась поперёк трассы, и вот тут, видимо, нога не выдержала. Вообще в теории лыжа должна была отстегнуться (правая отстегнулась), но этого почему-то не произошло, и, падая, я услышал «хрусь», раздавшийся из колена (блин, у меня этот “хрусь” до сих пор в ушах стоит). Уже упав и почувствовав боль, я понял, что в этот раз все хуже, чем в предыдущие падения, когда я растягивал связки, но верить в худшее мне пока не хотелось.

Я с помощью подъехавшего брата отстегнул лыжу и кое-как уселся на склоне. Нога, конечно, болела адски, и сгибать её было сложно. Но я продолжал тешить себя надеждой, что, может быть, все обойдётся. Ещё, помню, подумал, что «вот, зря не взял корсет для колена, который у меня остался с прошлого раза со связками». Через минуту держания снега на колене для охлаждения меня посетила оптимистичная мысль «так, ну на сегодня я уже, наверно, накатался». Ещё через пару минут, ориентируясь на боль, я откалибровался и подумал «а, может, я и до конца отпуска накатался». И ещё через пару минут я подумал «может, если я встану, то оно как-то станет лучше и я смогу хотя бы до конца склона к квартире доехать». Когда я попытался встать, я понял, что вниз мне нужна все-таки транспортировка: нога подгибалась сама и боль была просто невыносимая.

Жена поехала к ближайшему подъёмнику, чтобы вызвать спасателей. Минут через 5 сверху спустился дядя Томаш с носилками, который позадавал вопросы, пощупал мою ногу и сказал, что для простого вывиха боли многовато, но точно скажет мне рентген в травмпункте.

В общем, он с помощью моего брата затащил меня на носилки и мы покатились вниз. Это были самые болезненные 10 минут катания на санках в моей жизни, потому что каждый толчок отдавал резкой болью в ногу. Он привёз меня в травмпункт, который находился на -1 этаже здания, в котором мы снимали квартиру, и я успел подумать «ну сейчас гипса навернут и я на лифте доковыляю до 10 этажа. Буду сидеть целыми днями на балконе, пить горячее вино и загорать на солнышке».

В травмпункте меня переложили с санок на каталку и сразу завезли в комнату с рентген-аппаратом. Надо было снять ботинки, штаны и термобелье, поэтому на ближайшие несколько минут травмпункт наполнился моими стенаниями и воплями «fuuuuuuck”… по результатам рентгена чувак из медпункта огорошил меня тем, что а) колено сломано (это я уже и так понимал), и б) для его починки нужно ехать в больницу и делать операцию. Короче, этим «удачным» падением я лишил себя не только катания на лыжах, но и даже солнечных ванн на балконе под горячее вино. Well, fuck…

В медпункте заказали «скорую» для перевозки меня в больницу, и она должна была приехать через 1,5–2 часа. Тем временем, поскольку мне все ещё было весьма больно, решили выдать мне обезболивающего. Поскольку у меня в организме все не очень просто (как-нибудь расскажу, что там не так), то в роли обезболивающего выступил морфий: специально обученная медсестра пришла, поставила капельницу и взбрызнула туда морфий. Ощущения, конечно, даааааа…. Но мне, кстати, эти ощущения как раз не понравились и я не хотел бы их повторить, хотя боль это помогло уменьшить.

Видимо, под действием адреналина и наркотика у меня проснулось желание всех поменеджить, поэтому я пытался раздавать всякие ценные указания родственникам — позвонить в страховую, что мне привезти в больницу и тд. К счастью, они мои ЦУ большей частью игнорировали и делали все гораздо правильнее и организованней. Они рассчитались с травмпунктом за рентген (150 евро), с медсестрой за морфий (120 евро), а также разобрались с гарантией от страховой за оплату транспортировки тела со склона (462 евро. Мне интересно, оно как-то «за метр» считается, что такая точная сумма получается?). Короче, без них это было все гораздо сложнее, и я очень благодарен им за помощь (а также меня до сих пор мучают угрызения совести, что я своей ногой сломал им отпуск. Жена брата вообще впервые решилась попробовать лыжи в эту поездку, причем именно мы ее долго уговаривали. Ей даже успело понравиться, так что я надеюсь, что этот мелкий инцидент не отпугнёт её).

Рентген в медпункте

Тем временем приехала “скорая помощь”. Кстати, это, похоже, просто такая коммерческая маршрутка, которая специализируется на доставке травмированных в госпитали. Примерно за полтора часа и 320 евро два французских красавца, практически не говорящие по-английски, не только довезли меня до больницы, но и успели оформить нужные бумаги и взять у меня карточку для оплаты «доставки». Так я приехал в больницу под названием Centre Hospitalier de Bourg St Maurice. Радовало то, что сюда свозят практически все такие случаи с ближайших горнолыжных курортов, поэтому их опыт и специализация были понятны, и в округе найти лучше место для починки ноги было бы сложно.

Такими я запомнил горы

Меня выгрузили в коридоре приемного покоя, и периодически пробегающие медсестры по возможности пытались задавать мне какие-то вопросы и заполнять соответствующие формы (кстати, раньше меня языковой барьер с французами не парил, а тут я его ощутил в полной мере). Нога все еще ощутимо болела, но от обезболивающих я решил воздерживаться настолько, насколько это возможно. Чтобы не лежать все время в коридоре, я применил техническую хитрость — сказал, что мне нужно в туалет, после чего меня отвезли в отдельную (временную) палату с уточкой. Через час пришёл доктор, позадавал ещё вопросы, потом через час-полтора я доехал до рентгена-УЗИ (где проверили, что при падении внутренние органы не пострадали), а потом закатили ещё на КТ колена. После этих процедур меня опять вернули в ту же палату с уточкой, но где-то в районе 8 сказали “так, палата нам нужна, поехали обратно в приемный покой”. После этого меня оставили в углу приемного покоя за специальной занавеской, пока оформлялись документы.

В коридоре приемного покоя больницы

Чтобы вы лучше понимали таймлайн: упал я ориентировочно в 12.30. В больницу меня привезли примерно к 4.30, а около 8.30 меня повезли уже в “нормальную” палату в хирургическом отделении. Учитывая загрузку больницы людьми с поломанными конечностями, в принципе, неплохой результат. При этом мне никто не мог сказать, когда же именно будет моя операция: в среду или в четверг, что вылилось в интересный бардак в среду.

В палате, куда меня привезли (всего она рассчитана на двоих человек), был ещё один сосед, сломавший бедро при катании на лыжах (его привезли чуть позже, чем меня). Ему предстояла операция с заменой сустава, причём обещали, что он может уйти из больницы чуть ли не в день операции. Этот сосед, немного говоривший по-английски, пригодился, когда он ретранслировал разным медсёстрам на французском языке различные инструкции, которые до этого мне выдавали врачи и другой персонал. Сама палата весьма комфортная, размером метров 40, с тумбочками, электрически регулируемыми лежаками, телевизорами на стене и регулярно проведывающими тебя медсёстрами. Поскольку на тот момент время ужина прошло, а не ел я давно (я упал как раз, когда ехал на обед), мне погрели какой-то растворимой картошки в виде пюре, и дали его с куском ветчины. Персонал склонялся к тому, что операция будет в четверг, поэтому кушать не запрещали, а анестезиолог вообще настаивал на том, чтобы пить побольше. Ночью медсестра чуть ли не каждый час приходила и спрашивала, не нужно ли мне обезболивающего (я отказывался – люблю страдать). А потом, часа в 2, видимо, пришла новая смена, и втихаря, пока я спал, подключила в капельницу парацетамол.

Такой вот “ужин”

На следующий день (в среду) французский бардак проявил себя в полной мере, потому что персонал давал мне противоречивые инструкции по поводу еды и питья. На завтрак принесли чай с сухариком (хотя у соседа была булочка, я видел!), а потом на вопросы «так можно мне есть или пить?» один персонал говорил «да, ешь, что хочешь!», а другой «не, не ешь, у тебя операция». Поскольку мне хотелось закончить с операцией побыстрее, я предусмотрительно решил не есть. В районе 12 в палату влетел взмыленный анестезиолог, который до этого говорил «пей больше и ешь что хочешь», и спросил «ел ли я что-то?». Он явно с облегчением вздохнул, когда я сказал, что кроме сухариков, я ничего не ел, и объявил, что операция будет в 3 часа дня.

Предоперационный завтрак

Вокруг меня забегали всякие санитары и санитарки, наконец-то вынув меня из остатков лыжной экипировки, а потом пришёл грустный санитар, потом все время куда-то уходивший и при этом повторявший фразу «ай кам бэк». Он сказал, что мне надо будет помыться и продезинфицироваться, причём я должен был сделать это как-то сам с помощью тазика воды, йода и тряпочек. (Этот санитар, кстати, был сильно похож на Подрика Пейна):

Этот процесс я кое-как осилил, потом это же грустный санитар побрил мне сломанную ногу (оказывается, бритые ноги — это так красиво! Неудивительно, что женщины все время это себе делают. Теперь никак не могу решить, брить ли вторую ногу). Санитары и санитарки продолжали бегать вокруг, причём и ко мне, и к соседу, в это время ещё приехало мое семейство меня проведать, а параллельно в палате чинил сначала кран с горячей водой, а затем и дверной замок, местный Шпунтик. И все это за 15–20 минут до операции; надеюсь, это описание хорошо передаёт состояние дурдома вокруг.

Подготовка ноги к операции

Ровно в 3 меня повезли в операционную. И на этом, пожалуй, для первой части хватит. Stay tuned!

--

--