Кодекс об образовании: проблемы и перспективы

2016 год для парня по имени Дмитрий и его родителей, как и для сотни молодых ребят, готовившихся сдавать выпускные экзамены в лицеях, превратился в настоящий кошмар. Переживания, бессонные ночи, бесчисленные дополнительные занятия, внушительные финансовые затраты, и все это ради того, чтобы стать обладателем степени бакалавра. На эту тему возникает множество вопросов. Почему родители при бесплатном лицейском образовании вынуждены нанимать своим чадам репетиторов? Почему в лицеях дают некачественные знания? Почему вот уже который год результаты выпускных экзаменов очень низкие? Может, реформу образования должны были начинать не только с ужесточения сдачи экзаменов, но и с качества преподавания и полученных знаний?

В 2014 году в стране был зарегистрирован массовый провал экзаменов по математике и физике. Многие специалисты и эксперты в области образования тогда искали причину в низком уровне качества преподавания в доуниверситетских учебных заведениях. Декан факультета международных отношений и политических наук Института международных отношений Виктор Степанюк говорил, что низкие результаты по экзаменационной сессии на степень бакалавра доказывают, что система образования в Республике Молдова находится в глубоком кризисе, практически деградирует. По его мнению, невысокий показатель уровня знаний связан, прежде всего, с низким качеством учебного процесса.
 «Тот факт, что по математике и физике были продемонстрированы наихудшие результаты, объясняется тем, что школы остро нуждаются в учителях реального профиля. У работающих педагогов большой объем работы и низкая зарплата. Поэтому не случайно, что в школах не хватает учителей математики, физики, химии, географии», — прокомментировал он.

Доказательство тому — село Чишмикиой Вулканештского района. В местном теоретическом лицее вот уже более 6 лет нет учителя математики. Как отметила директор учебного заведения Евгения Ришилян, им приходится пользоваться услугами преподавателя из соседнего села Етулия, которому «за 70».

«Вот уже несколько лет подряд мы подаем заявку в Управление образования на учителя математики, но каждый раз нам отвечают: «Нет специалистов»,- говорит Евгения Антоновна.

Особенно ситуация осложняется в зимний период времени, когда из-за снежных заносов отсутствует дорожно-транспортная связь. Тогда математика и вовсе не преподается.

Нехватка учителей усугубляется из-за ухода опытных педагогических кадров на пенсию. Поэтому, одной из ключевых задач обеспечения образовательных учреждений кадрами остается привлечение и социальная адаптация молодых педагогов.

С такой проблемой сталкиваются не только в селе Чишмикиой. Она типична для всей страны.

Как отметила председатель Ассоциации директоров русских школ Таисия Аникьева, доуниверситетские учебные заведения, в зависимости от региона, остро нуждаются в разных специалистах.

«Развивается тенденция нехватки педагогов-историков, географов, преподавателей изобразительного искусства. Причина в том, что специалистов этих профилей в вузах Молдовы практически не готовят»,- подчеркнула Таисия Васильевна.

Как отметила начальник Управления образования АТО Гагауз Ери Софья Торлак, ситауция такова, что молодые люди не желают поступать в педагогические университеты, поэтому министерству просвещения необходимо предпринимать срочные меры для того, чтобы заинтересовать наших выпускников и привлечь их в педагогическую деятельность.

«Мы ежегодно подаем заявки в министерство просвещения, но, они, как правило, не удовлетворяются»,- добавила Софья Михайловна.

Экс-заместитель экс-министра просвещения РМ Лилиана Николаеску-Онофрей считает, что обновление и улучшение педагогического состава школ возможно только при следующих условиях:
- при изменении социального статуса педагога и школы,
- при желании лучших учеников с педагогическими наклонностями стать учителями,
- после полного обновления программы обучения будущих педагогов в университетах,
- при значительном повышении заработной платы педагогам.
Лилиана Николоеску-Онофрей

«В 2015 году я возглавила рабочую группу по разработке Национальной Программы развития человеческих ресурсов в общем образовании, которая включает конкретные действия по привлечению, подготовке и мотивации лучших специалистов. Сейчас главное, чтобы намерения не остались на бумаге»,- подчеркнула она.

В 2014 году Правительство Молдовы утвердило стратегию развития образования на 2014–2020 годы, которая провозгласила просвещение основным фактором в реализации стремления к европейской интеграции. Стратегия основывалась на трех стержнях: доступ, релевантность и качество.. Среди главных задач стратегии следует отметить расширение доступа к качественному образованию для всех детей и молодежи путем обеспечения дружественной и защитной среды в школе, а также привлечения учащихся, студентов и родителей к обсуждению при принятии решений.

Лилиана Николаеску-Онофрей отметила, что в Кодекс об образовании включено множество положений, которые будут способствовать обеспечению доступа, релевантности и качества образования.

«Кодекс провозглашает важность формирования ключевых компетенций: общение на государственном, на родном и на иностранных языках, функциональные навыки в математике, науках и технологиях, включая цифровые, умение учиться, социальные и гражданские компетенции, предприимчивость и инициативность, навыки культурного самовыражения и осознания культурных ценностей»,- подчеркнула бывший заместитель министра образования.

По ее мнению, также очень важны изменения в оценке результатов обучения учащихся начальной школы, а также новшества в методике оценивания работы учителей и менеджеров.

В последнее время «стали модными» в ученической среде дополнительные занятия с репетитором. Стоимость одного занятия для родительского кармана составляет от 50 леев и выше. Самые дорогие занятия — это языковые. Их стоимость доходит до 100 леев за час (в зависимости от регионов). Возникает вопрос: почему дети, после основных занятий в базовом учреждении вынуждены дополнительно заниматься за деньги?

Тот же Дмитрий, о котором мы упоминали в начале статьи, в течение второй половины выпускного класса несколько раз в неделю посещал частные уроки математики. По его словам, без репетитора сдать экзамен на степень бакалавра даже на 5 баллов он бы не смог.

«Программа очень насыщенная и сложная. За одно занятие мы не успеваем освоить тему. Репетитор складывает материал «по полочкам», но это стоит немалых денег»,- добавил он.

Об этом говорят и другие выпускники лицеев. Но, несмотря на финансовые затраты, увеличение ответственности во время экзаменов и экзаменационные итоговые оценки доказывают, что закон работает в полную силу.

Итак, окончательные данные по количеству сдавших экзамены в 2009 и в 2012 годах (без камер наблюдения) — 95,78% и 88,30% соответственно. Начиная с 2013 года, принимаются жесткие меры борьбы со списыванием. Результат — 68,28% сдавших экзамен, но и много удаленных с экзаменов за списывание; в 2014 году — 56,07%; в 2015–64,48% и только 59 удаленных. Результаты нынешнего года будут известны позже, в конце июля — начале августа. Но уже сейчас Национальное агентство по куррикулуму и оцениванию указало на то, что число выпускников, сдавших экзамены в этом году (без пересдающих задолжников предыдущих выпусков, которых было очень много) выше среднего: 66,62%. Это значит, что выпускники этого года более серьезно отнеслись к учебе.

Лилиана Николаеску-Онофрей не отрицает, что проблемы в качестве преподавания и оценивания существуют, требует модернизации также и куррикулум.

«Но мотивация к учебе и серьезное отношение учеников — это один из наиважнейших факторов для повышения качества образования. Нельзя продолжать закрывать глаза на такие отрицательные моменты, как списывание»,- сказала она, подчеркнув, что нужно и далее обеспечивать корректное проведение экзаменов на степень бакалавра.

Не прошел ажиотаж по поводу сдачи экзаменов под камерами, с глушителями телефонных сигналов и с металлоискателями. Наверно, двенадцатиклассники и их родители, наконец, поняли, что внедренная система дает свои положительные результаты.

Ужесточение условий сдачи экзамена на степень бакалавра — это, во-первых, мера, направленная на искоренение коррупции в образовании. И, надо сказать, достаточно успешная.

Такая жесткая система сдачи экзаменов не является новшеством, она давно работает во многих странах Европейского союза.

К примеру, в Германии в каждой из шестнадцати федеральных земель ФРГ — свои законы в сфере образования, но все они схожи в том, что для составления экзаменационных вопросников региональные министерства каждый год собирают коллегию из самых опытных учителей, которым и поручают эту работу. Если учитель попал в такую коллегию, экзамены в этом году ему принимать запрещено. Конверты с экзаменационными вопросами привозит в школу курьер и передает лично директору. Происходит это обычно за сутки до экзамена. А за час до его начала директор вызывает в кабинет учителя, которому предстоит принимать экзамен, и в его присутствии вскрывает конверт. 60 следующих минут учитель знакомится с вопросами. Теоретически за это время можно кому-то подсказать ответ, но учитель на такой риск не идет.

Учащиеся сдают четыре экзамена. Три обязательных письменных: немецкий, английский и математика. Каждый длится почти четыре часа. Единственный устный экзамен по предмету, выбранному самим учеником — это, говоря шахматным языком, блиц. Полчаса, не больше. В Германии для того, чтобы окончательный балл был достойным, хорошо учиться надо постоянно. Иначе высоких оценок в семестровых свидетельствах не будет, и как бы блестяще ученик ни сдал экзамены, их результаты нивелируются низкими показателями за два последних года.

Во Франции для того, чтобы получить диплом, надо сдать уйму экзаменов. Большая их часть — история, география, химия, математика, иностранные языки и ряд других — общие для всех. Но есть и особые, поскольку в в последние годы во французской школе внедряется специализация. Кто-то хотел бы посвятить себя филологии, кто-то — экономике или естественным наукам. А это значит, что каждый выпускник, помимо общих, сдает еще экзамены по профильным дисциплинам.
 Помимо всего прочего, и в этом французская особенность, все пишут работу по философии. С ней ребята знакомятся в последний год обучения. Как здесь полагают, и не без основания, этот предмет развивает логическое мышление, помогает молодежи внятно излагать свои мысли по тому или иному вопросу.

Можно ли списать на экзаменах? Крайне сложно. Во-первых, соседской информацией не попользуешься: экзаменуемые сидят за индивидуальными партами. Во-вторых, аудиторию внимательно контролируют минимум трое школьных учителей, не имеющих, кстати, отношения к сдаваемому предмету. Только самые отчаянные головы идут на риск. Но если нарушителя застукают, вердикт может быть самым жестким: отчисление из школы без допуска к экзаменам на срок до пяти лет. К тому же провинившийся на это время лишается возможности держать экзамен на получение, к примеру, водительских прав.

Несказанно повезло финским ученикам — при желании они вообще могут не сдавать экзамены, т.к. поступить в профессиональное училище можно благодаря только свидетельству об окончании школы. Только после трёхлетнего обучения в гимназии финский ученик может поступить в ВУЗ, при условии сдачи одного общенационального экзамена: финский язык, шведский язык, иностранный язык, математика или естественная наука. Этот экзамен считается довольно простым и без проблем сдаётся подавляющим большинством выпускников.

В Соединенных Штатах Америки выпускные испытания по какой-то причине очень просты. Проведённые исследования показали, что американские выпускные экзамены по математике для учеников 12 класса по сложности аналогичны европейским экзаменам для учеников 7 и 8 классов. А чтобы поступить в колледж или университет, абитуриенту предлагаются стандартные тесты, состоящие, как правило, из математической части, сочинения и анализа текста. Если ученик не справился первый раз, у него есть возможность ещё пять раз повторить попытку.

Что же касается недобросовестной сдачи экзаменов, то фантазия американских учеников развита очень хорошо. Они применяют такие методы, как списывание, использование различных гаджетов (планшетов, телефонов и т.п.), сайты-шпаргалки и даже специальные препараты, которые стимулируют активность мозга. Но, в отличие от китайских выпускников, никаких особых наказаний, кроме дальнейшего недопуска к экзаменам, ученики американских школ могут не бояться.

Самые жесткие правила сдачи экзаменов существуют в Китае. «Гаокао» — так называются государственные экзамены в этой стране. Традиционно они проводятся во всех китайских школах в один день и в один час. Школьникам разрешено взять с собой лишь самое необходимое: ручку, карандаш, ластик, линейку и циркуль. Всё остальное запрещено. Даже питьевая вода. В экзаменационных помещениях установлены детекторы, камеры, глушители мобильных сигналов. За экзаменами наблюдают педагоги со стороны. К тому же, есть представители управления образования и несколько просто посторонних людей.

Экзамены занимают два дня. Утро первого дня 2,5 часа отводится на ответы на вопросы по литературе и китайскому языку, а после обеда — по иностранному языку и математике. Во второй день сдаётся ещё один из обязательных предметов, а также один из предметов на выбор, который зависит от выбранного учеником ВУЗа. Результаты обрабатывает компьютер. Чтобы исключить человеческий фактор.

Самое главное, что любые списывания, использования шпаргалок и другие подобные трюки караются пожизненным лишением свободы, и шанса быть помилованным или пересдать экзамен практически нет. А о том, чтобы поступить в ВУЗ за деньги, не идёт вообще никакой речи.

Наше общество хронически болеет неизлечимой болезнью: все новое и вначале непонятное встречается в штыки. Новый кодекс об образования в Республике Молдова болезненно не только принимался, но и со скрипом, внедряется в «закостенелый» образовательный процесс. Несмотря на все сложности, первые положительные результаты начинают просматриваться. И это не может не радовать.

Алла БЮК.